Найти в Дзене

Удовлетворен иск гражданина к банку о взыскании убытков, понесенных в связи с не обеспечением банком безопасности перевода денежных средств

Неизвестным лицом вопреки воли клиента (истца) были списаны денежные средства

В. обратился с исковым заявлением к банку с требованиями о взыскании убытков в размере 1 828 000руб., указав в обоснование иска, что является пенсионером, для которого нехарактерно осуществление денежных переводов в крупном размере разным лицам в другие регионы в небольшой интервал времени, однако, банк не провел обязательную проверку указанных переводов на наличие признаков мошенничества, не осуществил приостановление операций,

несмотря на то, что ранее запрашивал и блокировал переводы на меньшие суммы, что привело к потере денежных средств.

Судом установлено, что с 8 по 12 ноября 2024 года и 22 ноября 2024 года были проведены расходные операции на общую сумму 1 826 640руб. по карточным счетам В. По результатам проведенной проверки, банк пришел к заключению, что по операциям за 8, 9 и 10 ноября 2024 года отсутствовали признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента.

По операциям за 12 и 22 ноября 2024 года банк выявил наличие признаков недобровольного согласия клиента, отказал в совершении операции, после чего запросил у клиента подтверждение, что перевод денежных средств не является переводом без добровольного согласия клиента, но поскольку от клиента было получено подтверждение добровольности распоряжения, снял ограничения и принял к исполнению распоряжения о совершении повторной операции.

Впоследствии по заявлению В. было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ в отношении неустановленного лица, в ходе которого пояснял, что был введен в заблуждение относительно истинных намерений звонившего, в связи с чем передал код-пароль с личного кабинета «Госуслуг» и установил в смартфон стороннее приложение, однако, сведений о передачи третьим лицам кодового слова и паролей доступа не сообщал, вводил их самостоятельно по указанию звонившего мошенника. Аналогичные пояснения сообщил истец при рассмотрении гражданского спора с банком.

Суд, установив фактические обстоятельства, руководствуясь положениями статей 15, 160, 401, 845, 847, 858 ГК РФ, Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Приказом Банка России от 27 июня 2024 года № ОД-1027 «Об установлении признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента и отмене приказа Банка России от 27 сентября 2018 года № ОД-2525», Правил дистанционного банковского обслуживания физических лиц с использованием Интернет Банка и Мобильного Банка в Банке (АО), оценив период, в который поступали распоряжения о переводе денежных средств с 8 по 22 ноября 2024 года, их размер и частоту, пришел к выводу, что характер операций позволял усомниться в добровольности таких распоряжений, являлись основанием для их приостановления и проведения надлежащей проверки, вплоть до приглашения клиента в банк и отобрания у него письменных объяснений относительно характера и экономического смысла предполагаемых операций.

При должной осмотрительности и обязанности осуществить проверку наличия признаков при таких переводах, банк имел возможность усомниться в легитимности внесенных в систему сведений о денежных переводах от имени истца, находящегося в преклонном возрасте, и приостановить его исполнение, поскольку анализ совершенных истцом по счету операций по снятию и переводу денежных средств на другие, не принадлежащие ему счета, размера переводимых со счета сумм, перечисление денежных средств в таком размере было нехарактерно для истца.

Доказательств тому, что ранее искового периода получатели являлись контрагентом истца либо он являлся получателем средств от указанных лиц, не имеется, возможность проверить данные обстоятельства у банка имелась, поскольку истец длительное время является клиентом банка.

Доказательств получения истцом уведомления банка о поступающих от его имени распоряжений на перечисление денежных средств, не имеется. Кроме того, суд учел, что исходя из времени создания распоряжения спорных переводов, периода, в течение которого были созданы такие распоряжения, их частота и количество переводов денежных средств (порядка 10), операции по зачислению денежных средств на счет других лиц в этом же банке (порядка 9 операций с 8 по 12 ноября 2024 года – 5 дней) произведены в короткий промежуток времени, в том числе, последующее перечисление денежных средств иным лицам, что также свидетельствует об отсутствии должной проверки со стороны банка на наличие признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента.

Решение не вступило в законную силу.

(Объединенная пресс-служба судов Республики Коми).