Давайте уточним один момент: музыкальный инструмент под названием "гитара" не связан исключительно с рок-музыкой. Шестиструнные, семиструнные, двенадцатиструнные и прочие стали отправной точкой для бесчисленного множества музыкантов различных жанров, и это, пожалуй, один из самых универсальных инструментов в музыке
Конечно, 12-тактовый блюз в своё время дал року его основу, косвенно подталкивая в дальнейшем все направления, возникающие в современной музыке.
Если мы заглянем тем не менее на пустующую концертную площадку, и единственным человеком, которого мы там увидим, будет техник, настраивающий несколько электрогитар, сразу придет в голову мысль, что нас ждёт вечер настоящего рок-н-ролла.
Бурные 1970-е дали резкий толчок развитию гитарных возможностей, предыдущее десятилетие THE BEAТLES правили бал в музыке, а после их распада новое поколение отважных хедбэнгеров не на шутку взялось за то, чтобы овладеть инструментом.
В игру вступили BLACK SABBATH, открыв миру хэви-метал, PINK FLOYD вознеслись в стратосферу и довели до совершенства искусство психоделического рока. Границы стирались, новые идеи принимались легко, и QUEEN двинулись к тому, чтобы стать мастерами рок-оперы.
В 1970-х было немало коллективов, считавшихся «крутыми», которые воплощали антиистеблишментские тенденции рок-н-ролла намного убедительнее, чем эта британская группа. Для многих именно в этом была истинная суть рок-н-ролла, поэтому кто-то поспешил записать QUEEN в разряд очередной заурядной поп-группы. Но независимо от отношения к их дискографии, техничность их музыкального мастерства была очень глубоко и по-настоящему укоренена в традициях рок-н-ролла.
По вокальному диапазону и артистизму Фредди Меркьюри не проигрывал никому из современников того десятилетия, а Роджер Тейлор обеспечивал мощный бэкбит, типичный для рок-песен. Но из всей четверки именно Брайан Мэй воплощал тот дух рок-н-ролла, которого, по мнению некоторых критиков, им не хватало.
Он легко накладывал друг на друга различные гитарные гаммы, создавая красивейшие пафосные гитарные линии, добавлявшие яркости всем песням группы, и если абстрагировавшись от захватывающей харизмы Меркьюри и мощного бита Тейлора, сосредоточить своё внимание на игре Брайана, можно однозначно услышать в ней влияние традиционного рок-н-ролла.
Когда Мэя попросили рассказать об исполнителях, которые вдохновляли его больше других, он вернулся к своим рок-корням 50-х: «Если говорить о рок-н-ролле, то это Джеймс Бёртон, один из основоположников рок-гитары, игравший с Элвисом и Рики Нельсоном. Мне также недавно посчастливилось играть вместе с ним. Вот откуда настоящее вдохновение. И дело не только в звучании в целом, он великолепно владеет техникой бендов, заставляя гитару говорить».
Джеймс Бёртон родился в Дабберли, в штате Луизиана, 21 августа 1939 года, но рос неподалеку, в Шривпорте, городе, в котором сейчас проживает около 200 тысяч человек, и который он называет своим домом. Он ни у кого никогда не брал уроков игры на гитаре, он освоил её сам, слушая записи и подбирая услышанное на своей гитаре.
Его первым инструментом был не Fender (с которым он больше всего ассоциируется), а Rex, после чего Stella. Но в 1953 году он зашёл в музыкальный магазин в Шривпорте и по-настоящему влюбился в Fender Telecaster 1953 года, который был выставлен там на продажу.
Очень скоро он пришел к чикен-пикингу, сочетая техники игры пальцами и медиатором, сделав его своим основным стилем. Микс кантри и блюза был для того времени довольно свежим, и Бёртон в основном работал над своим собственным стилем, у него были кумиры, но он редко копировал кого-то из них. Его вдохновляли Чет Аткинс, Лес Пол, Чак Берри и Бо Диддли.
Будучи большим поклонником ритм-энд-блюза, Джеймс обычно слушал радио или пластинку, а затем пытался сыграть её в своём стиле. Он считал, что мелодия гитарного соло в песне должна быть близка к тому, что ранее пел вокалист, также он любил стил-гитару, её сладкий, протяжный звук соответствовал его представлению о том, как должна звучать электрогитара.
В 1955 году Джеймса Бёртона взяли в состав штатного оркестра лайнера The Louisiana Hayride, Элвиса к тому времени там уже не было, и Джеймс играл с такими музыкантами, как Слим Уитмен и Джонни Хортон. В свободное время он также выступал в небольших барах с группой Дейла Хокинса. Они сделали демо-запись песни See You Soon, Baboon.
Демку прокрутили в эфире, её услышал Стэн Льюис, владелец магазина пластинок, предложивший Хокинсу контракт и рекомендовавший песню лейблу Chess Records.
А в феврале 1957 года в Шривпорте записали классику Susie Q, на которую позже было сделано бесчисленное множество каверов во всем мире. Гитарные партии исполнил 17-летний Джеймс Бёртон, который затем неоднократно заявлял, что это он написал музыку к Susie Q, изначально инструментальную, но не получил в итоге ни соавторства, ни доли авторских прав.
«Я написал музыку, а Дейл Хокинс - текст. Мы записали её в моём родном городе Шривпорт на радиостанции KWKH. Это была очень хорошая песня. Немного необычная для белого парня тех времён. Получилось уникально по сочетанию барабанов, гитарных риффов и всего остального».
Вопреки распространённому мнению, это была не первая запись Джеймса на студии, ранее он участвовал в записи сингла Just For a While/You Never Mention My Name Кэрола Уильямса также в Шривпорте. На этой пластинке Джеймс играет соло и заполнения. Он продолжал играть по барам, когда к нему обратился Хорас Логан, генеральный менеджер клуба Hayride. Логан также был менеджером рокабилли-кантри певца Боба Лумана, и он посчитал, что в паре с басистом Джеймсом Кирклендом Бёртон составит отличную команду для сопровождения Боба. Пару недель спустя вся троица отправилась в Калифорнию. Логан помог Луману заключить контракт с Imperial Records, и соло-гитару Джеймса можно услышать на таких записях, как Red Cadillac And A Black Moustache
и Make Up Your Mind.
Помимо этого Логан добился участия Джеймса и группы в рок-н-ролльном фильме Роджера Кормана Carnival Rock, снятом специально для американских автокинотеатров. Фильм стал классикой, главным образом благодаря яркой игре Лумана, Дэвида Хьюстона, известного по фильму Hayride и «группы» Джеймса, которая в фильме называлась THE SHADOWS.
Однажды Рики Нельсон услышал в офисе Imperial, как Луман репетирует Red Hot. В этот момент он понял, что наконец нашёл то, что давно искал: потрясающих гитариста и басиста. Уже на следующий день Бёртон и Киркленд получили приглашение выступить в шоу The Adventures Of Ozzie and Harriet, еженедельной телепрограмме Нельсона. Оба музыканта стали постоянными участниками шоу, а также аккомпанировали Нельсону, когда не было концертов у Лумана.
В декабре 1957 года Луман, Киркленд и Бёртон отыграли короткий тур с Бадди Ноксом в Шривпорте, а в январе 1958 года Бёртону и Киркленду предложили постоянное место в шоу Рики Нельсона. Джеймс тут же подписал контракт и играл с Нельсоном около двух лет, за которые они очень подружились. Киркленд же гастролировал с Нельсоном около года, а затем решил вернуться к Джиму Ривзу.
Первой записью Джеймса с Рики стал сингл Stood Up / Waitin' in School, на котором все основные партии сыграл другой гитарист, Джо Мафис.
А первой записью Рики, где Джеймс сыграл на соло-гитаре, стала песня Believe What You Say. Джеймсу очень понравилось гастролировать и записываться с Рики, но ему было по душе и еженедельное появление на телевидении в популярном семейном шоу, в заключительном сегменте которого Рики и его группа всегда играли свои самые свежие номера. Шоу смотрели миллионы, и это значительно увеличивало продажи пластинок. Связанный теперь рекламными контрактами Джеймс далеко не всегда выходил на сцену со своим любимым Telecaster. Всё своё свободное время Рики и Джеймс обычно проводили в компании таких людей, как Эдди Кокран, Джин Винсент и братья Бернетт.
В середине шестидесятых «британское вторжение» привело к падению популярности Рики, Бёртон стал посвободнее, ему часто предлагали поработать сессионным музыкантом, но наиболее интересным оказалось предложение продюсера Джека Гуда, который готовил новое еженедельное рок-шоу SHINDIG. Ему нужна была небольшая группа первоклассных музыкантов, которые смогли бы как аккомпанировать всем гостям шоу, так и выступать самостоятельно. Джеймсу предложили собрать такую группу, и он пригласил Глена Д. Хардина на фортепиано, Джои Купера на ритм-гитару и вокал, и Чака Блэквелла на барабаны. Они назвалась THE SHINDOGS, и аккомпанировали многим исполнителям, включая таких легенд, как EVERLY BROTHERS.
До конца шестидесятых Джеймс Бёртон работал со многими исполнителями, от THE MAMA'S & THE PAPA'S до THE MONKEES и Мерла Хаггарда, справедливо считая, что игра в совершенно разных стилях поддерживает в нем свежесть и усиливает профессионализм. В те годы он был сессионным гитаристом номер один, во многом благодаря своему разностороннему уникальному стилю. Он был настолько востребован, что порой отказывался от заманчивых предложений, например, от тура с Бобом Диланом.
Тут раздался ещё один звонок... из лагеря Элвиса Пресли. Джеймса попросили выступить в телевизионном спецвыпуске NBC 1968 года, но из-за ранее оговоренных обязательств он не смог туда прийти. Год спустя Элвис уже лично позвонил ему из Мемфиса, и они проговорили около трёх часов. Элвис рассказал Джеймсу, что всегда смотрел шоу The Adventures Of Ozzie and Harriet, чтобы увидеть финальный выход Джеймса Бёртона. В общем, в ходе разговора выяснилось, что Элвис держал Джеймса в поле зрения на протяжении всей его карьеры, хотя они никогда не встречались вживую.
Джеймс принял предложение собрать группу для сопровождения концертов Элвиса летом 1969 года в Вегасе. «Это было для меня непростое решение, потому что я был уже настолько занят в музыке, что ходил и выглядел как зомби. Но я подумал , что было бы интересно выйти на одну сцену с Элвисом и дать несколько концертов».
Для «возвращения» Элвиса Пресли 1968 года потребовалось много репетиций, но атмосфера на них всегда была непринужденной. «Никто не сомневался в том, что Элвис снова станет Королем, когда он снова выйдет на сцену», - сказал Джеймс. Они репетировали несколько недель подряд, разучивая десятки песен. Элвис хорошо знал, что делает, когда нанимал Джеймса, его динамичные и стильные гитарные партии и соло определённо пришлись ко двору на концертах Элвиса.
Гастрольный график Элвиса идеально подходил Джеймсу, он легко мог продолжать выполнять свои сессионные контракты с различными лейблами и музыкантами, включая Грэма Парсонса и его протеже Эммилу Харрис. После смерти Грэма Джеймс стал участником группы EMMYLOU’s HOT BAND и выходил с ними на сцену на нескольких промо-концертах в Англии. Но вскоре его заменил Альберт Ли, работа у Элвиса начала требовать больше времени.
Бёртон участвовал во всех концертах, записях и в фильмах Элвиса этого периода, будучи ключевым звеном в сопровождении Короля, и ему это очень нравилось. Джеймс и его жена купили дом в Лас-Вегасе, поскольку Элвис выступал там больше всего.
Сессионная работа Бертона последовала за ним в Вегас, и музыканты частенько прилетали к нему на сессии. В 1971 году продюсер Элвиса Фелтон Джарвис забронировал студию, но Элвис заболел и не смог записываться. Джарвис сказал Бертону, что связался с A&M Records по поводу записи его альбома, и поскольку студия была уже в их распоряжении, новый проект быстро сложился. Альбом не имел большого успеха, скорее всего потому, что времени было мало, сессии не планировали и песни выбирали наспех, Джеймс в итоге записал песни, которые и так записывались уже слишком часто, как, например, Mystery Train и Fire and Rain.
Джеймс работал с Элвисом до самого конца. Он был c ним во время сессий звукозаписи в Грейсленде в 1976 году. «Он мог назначить сессию на шесть часов, а сам приходил в два часа ночи, и мы были уже уставшими. Это худший вариант - ничего не делать. Кто-то говорил: «Пойдем поедим», но кто-то другой говорил: «Нет, а вдруг Элвис спустится сегодня пораньше». Когда Элвис появлялся, он не хотел видеть, чтобы кто-то сидел в углу и зевал. Мы были на ногах с восьми часов утра, а он только ещё начинал свой день».
После смерти Элвиса Джеймс работал с Джоном Денвером, Джерри Ли Льюисом и Элвисом Костелло.
Сейчас, конечно, его график не такой напряжённый, как в 70-х, но он недавно играл на альбомах кантри-исполнителей Марка Колли и Карлин Картер, на блюзовом альбоме Леона Рассела, и один из текущих проектов Джеймса - блюзовый альбом с актёром Стивеном Сигалом.