Найти в Дзене
Sunny Blues

Музыкант, которого Джефф Бек назвал крестным отцом электрогитары «без вопросов»

Оглавление

Электрогитара навсегда останется синонимом рок-н-ролла. Было немало людей, пытающихся зарабатывать на жизнь в музыкальном бизнесе, садясь за пианино или беря в руки микрофон, но если мы думаем об архетипе рок-звезды, чаще вспоминаются те, кто пришли туда с гитарами в руках, от Джимми Пейджа и Ричи Блэкмора до Слэша и Эдди Ван Халена

Джефф Бек
Джефф Бек

Джефф Бек был одним из лучших гитаристов в рок-сфере, он хорошо знал об этом, знал и гордился, но он также интересовался механикой инструмента, на котором играл, причем больше, чем кто-либо другой в то время.

Вся суть любого рок-н-ролла заключалась в том, чтобы сделать что-то, что звучало бы не так, как у тех, кто играет рядом, и Бек стал одним из тех немногих людей, которые почти никогда не играют производную ноту - каждая имела вес и должна была что-то значить. Что-то в его каталоге появилось из блюза, но он также преподнес слушающим новый фирменный звук, его гитара звучала скорее как кто-то, пытающийся разговаривать с помощью своего инструмента.

Немало гитаристов последовали его примеру, извлекая из своих инструментов очень странные звуки, достаточно вспомнить Стива Вая и Джо Сатриани, но то, что делал Бек, определенно выходило за рамки традиционных гамм, к которым люди привыкли.

Если кто-то хочет традицию, слушайте Эрика Клэптона, но Бек видел в гитаре совершенно новый инструмент, а это означало для него, что ее можно было использовать таким образом, чтобы она полностью соответствовала его идеям.

Лес Пол, крестный отец инноваций гитары

Лес Пол конечно же не был первым, кто занялся придумыванием, что ещё можно интересного получить из гитары. От Роберта Джонсона до Чака Берри, от блюза до рок-н-ролла, - всегда было немало мастеров, которые меняли звучание инструмента в соответствии со своими потребностями, но на тот момент Лес Пол бесспорно был великим человеком.

В дуэте с Мэри Форд они играли развлекательную музыку, но как только он стал заниматься изобретательством в гитарной области, именно он открыл то новое звучание, которое у всех ассоциируется с рок-н-роллом.

Лес Пол и Мэри Форд
Лес Пол и Мэри Форд

Он начинал как простой любитель музыки, но Джефф Бек заметил, что ни один из музыкантов его поколения не стал бы тем, кем стал, если бы не Лес Пол: «Он уже был в музыке, когда я был совсем маленьким. Он был тем желудем, из которого вырос дуб. Позже я узнал, что до Леса были ещё такие люди, как Джанго Рейнхардт. Но Лес был очень важен для игры на электрогитаре. Это тот парень, который сделал ее козырной картой. Без вопросов. И он понимал все в звуке, записи, схемотехнике, лампах и прочем».

Не стоит умалять и заслуги музыкантов, которые были до Леса Пола, многие блюзовые гитаристы внесли свой вклад в развитие того, чтобы каждое последующее выступление звучало более безупречно. Но именно он подтолкнул многих ребят к ещё более инновационному подходу, будь то Эдди Ван Хален, придумавший свою гитару Frankenstein,

 Frankenstein
Frankenstein

или Том Морелло, извлекавший из своей гитары совершенно безумные звуки.

Бек в основном сделал карьеру со своим фирменным Fender Stratocaster, хотя на ранних этапах имел дело и с Телекастером, и с Лес Полом. Он всегда обращал внимание на то, как звучат разные гитары, и получая всё, что хотел от своего инструмента, не чурался и домашней работы, заимствуя у других приемы, которые он мог бы включить в свой собственный стиль.

Лес Пол известен, как один из самых скромных гитаристов в мире, но если проанализировать, сколько новшеств в гитарном мире отсылают изначально к нему, нет никаких сомнений в том, что он полностью изменил мир этого инструмента. Так что даже если кто-то никогда в жизни не слышал словосочетания Gibson Les Paul, все равно не будет отрицать, насколько это крутая гитара, увидев её в действии.

Читать также: