Найти в Дзене
Sunny Blues

Новаторский способ работы «THE BEATLES» над альбомом Abbey Road

Оглавление

Всего за семь лет THE BEATLES полностью и навсегда изменили облик и ландшафт популярной музыки. С того момента, как в конце 1962-го они ворвались на поп-сцену со своим дебютным синглом Love Me Do, мир музыки уже никогда не был прежним

Творческий потенциал «Великолепной четвёрки» по-видимому был неисчерпаем, и они постоянно развивались, экспериментируя с новыми звуками и стилями, расширяя границы того, что можно уместить в три минуты. Каждый альбом был полной переоценкой как их самих, так и всего формата поп-музыки. Но не только их песни произвели революцию в звучании всей современной музыки. THE BEATLES были не менее креативны и в том, как они её записывали.

Вплоть до самого распада группы они осваивали новые горизонты. Let It Be был последним альбомом, который выпустили THE BEATLES, но именно Abbey Road они записали последним. Первая сторона альбома наполнена песнями, ставшими классическими хитами всех времён, такими как Come Together,

Something,

Oh! Darling

или I Want You (She’s So Heavy).

Вторую сторону открывает одна из лучших песен альбома, Here Comes the Sun, написанная Джорджем Харрисоном,

а затем происходит уже нечто совсем удивительное.

Начиная с Because, и до The End музыка не затихает и не стихает. Песня плавно перетекает в песню, формируя коллаж, сказочную картину чудесной музыки.

Как классическая сюите с повторяющимися в разных частях мотивами, вторая половина Abbey Road превращается для слушателей в одну долгую, восхитительную одиссею.

В интервью 1992 года Джордж Харрисон объяснил, каким образом появилась идея собрать все эти треки вместе: «Все эти мини-песни изначально были просто незаконченными композициями, некоторые из них были написаны, когда мы годом ранее были в Индии. Так что там в одной был лишь только небольшой припев, а в другой - только куплет. И мы объединили их в единое целое. А потом научились играть вживую всё то, что получилось».

Некоторые из составляющих частей Medley были записаны во время сессий White Album, другие - во время записи альбома Let It Be.

-2

Объяснив, что они «всё тщательно проработали заранее», Харрисон добавил: «Конечно, мы делали и наложения, в первую очередь, когда добавляли голоса. Насколько я помню, мы выучили наизусть все сопровождения, и по мере записи каждой композиции, например, Golden Slumbers, добавляли затем вокальные партии наложениями. Если работаешь на студии с четырьмя или восемью дорожками, хочется выжать из каждой как можно больше».

Это было время, когда все участники группы хотели вернуться к живому исполнению, за несколько лет соскучившись на студии по такому методу работы. И Джордж подчеркивает, что они вполне могли воспроизвести всё 16-минутное попурри целиком в реальном времени, но отчеты о сессиях звукозаписи говорят о том, что треки, которые мы слышим на альбоме, были записаны отдельно друг от друга, а затем сведены вместе во время мастеринга Полом Маккартни и Джорджем Мартином.

-3

Желая расширить возможности наложений, о которых говорил Харрисон, и с которыми THE BEATLES не спешили, работая над наложением треков в течение всего июля 1969 года, они записывали альбом на восьмидорожечный катушечный магнитофон.

В 1963-м BEATLES записывали свой первый альбом Please Please Me, пользуясь двухдорожечным оборудованием. Времена изменились, в том числе и потому, что они сами подтолкнули их к этому.

После того, как они доработали Medley для второй стороны альбома, сделав все задуманные наложения, группа в последний раз собралась в студии 20 августа 1969 года. Для того, чтобы внести последние штрихи в композицию Леннона, которая должна была завершить первую сторону новой пластинки, I Want You (She’s So Heavy).

-4

Дубль для последней песни, над которой они работали вместе как группа, на самом деле не имел какого-либо окончания, BEATLES просто продолжали «играть без определенного завершения», как написал звукорежиссер Джефф Эмерик в своей книге: «Так что я предположил, что сделаю традиционное плавное затухание. Однако у Джона были совсем другие идеи. Он дал плёнке проиграть примерно двадцать секунд, а затем внезапно крикнул мне: «Перережь плёнку здесь!».

Это поставило Эмерика в тупик: «Перерезать плёнку?», - спросил я изумлённо. «Мы никогда не заканчивали песни таким образом, и такой внезапный обрыв не имел никакого смысла».

Внезапное окончание песни. Внезапное завершение первой стороны альбома, внезапное завершение сессий (не считая нескольких незначительных правок в миксах на следующий день и 25 августа) и внезапное завершение существования группы. THE BEATLES больше никогда не были вместе в студии звукозаписи или на сцене, и почти не занимались продвижением альбома Abbey Road после его выхода, распавшись до выпуска их следующего альбома, Let It Be, который будет реализован почти год спустя.

-5

Что говорили THE BEATLES об Abbey Road?

Джон Леннон, 1971

«Мне нравится сторона A, но мне никогда не нравилась эта поп-опера на обратной стороне. Для меня это мусор, просто кусочки незаконченных песен, собранные вместе. Come Together - да, это нормально, это всё, что я хорошо помню».

Ринго Старр, 1969

«Вторая сторона Abbey Road невероятна! White Album? Девяносто девять процентов его также очень хороши. Если бы мне надо было взять только один диск на необитаемый остров, я пожалуй бы взял White или Abbey Road. Мне очень нравится, как ребята сыграли тут вместе. Мне нравится группа».

Джордж Харрисон, 1969

«Для меня он всё же слишком абстрактный. Я не вижу его как единое целое. Всё сложено воедино, но в нём нет чего-то ещё очень важного. Нет ощущения, что это мы. Мы потратили на него часы, но я не воспринимаю его как наш. Как будто это сыграл кто-то другой. Но это очень хороший альбом».

Пол Маккартни, 1969

«Мне не очень нравится, когда люди разбирают альбомы. Единственный правильный способ - послушать его. Рассуждениями о музыке здесь не поможешь, иначе мы бы выпустили альбом, на котором только говорили бы. Сам альбом - это уже объяснение, а вам самим решать, как его понимать».

Читать также: