Найти в Дзене
Sunny Blues

Please Please Me

Цель была простая - записать весь альбом за один день. Это не было спланировано из каких-то творческих соображений или для того, чтобы представить новую группу очень энергичной. Просто это было практично и экономично, самый подходящий вариант для малоопытных ребят. Но никто в студии не знал, что THE BEATLES навсегда изменят весь ход популярной музыки, и сделают это всего за десять часов

После нескольких лет оттачивания мастерства на концертных площадках Европы THE BEATLES были готовы продемонстрировать свою эволюцию. Изначально они были "бандой" ливерпульцев, одержимых рок-н-роллом, но постепенно сменили стиль на более презентабельный и мейнстримовый. Во-первых, благодаря своему менеджеру Брайану Эпстайну, а Джон Леннон и Пол Маккартни, как основные авторы, также приложили к этому руку.

К моменту записи первого альбома им было около двадцати (Леннону - 22, Маккартни - 20), они уже сами писали песни, которые в дальнейшем составят основу для самого легендарного авторского дуэта всех времен. Они были ещё новичками в сочинительстве, поэтому и для своих живых выступлений, и для своего первого альбома использовали также и песни других авторов.

Эти песни представляли широкий спектр жанров, вдохновлявших группу: блэк-соул, поп-музыка из Манхэттена, женские вокальные группы, а также популярные танцевальные мелодии. Всё было просто - концерты проходили в основном в ливерпульском клубе The Cavern, том самом месте, где изначально они и планировали записать альбом. Но позже они решили перенести свою живую энергию в лондонскую студию EMI.

Многие, кто купил тогда пластинку, впервые услышали THE BEATLES, поставив иглу проигрывателя на первую песню первой стороны пластинки Please Please Me. Пол Маккартни задаёт настроение энергичным отсчётом, который и сейчас, спустя 60 лет, заряжает энергией. С песни I Saw Her Standing There начинается 30-минутный рок-н-ролл, определивший поп-музыку на протяжении следующих шести десятилетий.

Кричащий основной вокал, великолепная гармоническая раскладка голосов в припевах, драйвовый ритм - всё это вместе звучит очень попсово, полный пакет того, что сделало THE BEATLES величайшей группой в мире, - и все это уже в полном объёме в первой же песне их первого альбома. И если порой группе не хватает утонченности, они с лихвой компенсируют это безудержным энтузиазмом.

Please Please Me, конечно же, далека от идеала. Из-за ограничений, связанных с записью, такие песни, как Misery

и Ask Me Why,

явно не проработаны настолько, насколько это возможно. Ещё одна особенность, делающая альбом в некотором роде уникальным: Леннон отлично справляется с рок-партиями, но когда ему требуется более мягкая подача, он сосредоточивается на вокале, и его ритм-гитара звучит несколько формально и холодно, особенно в тех песнях, которые записывались последними в тот день.

Если не придираться к совсем уж мелочам, то ошибки и неточности на Please Please Me минимальны. Целью было за кратчайшее студийное время представить группу в лучшем свете и даже проблемы с голосом у Леннона не смогли этому помешать, во время записи каждой следующей песни он подходил к микрофону непреклонно-решительно. Но Please Please Me не воспринимается, как альбом «пан или пропал», он звучит нарочито сыро даже в самые тихие моменты.

Хочется отметить основной вокал Джорджа Харрисона в песне Do You Want to Know a Secret. Юношеский голос 19-летнего гитариста в мелодии, сочиненной Ленноном и Маккартни, раскрывает яркие индивидуальные качества Джорджа, и даже когда Харрисон не на переднем плане, его игра на соло-гитаре и бэк-вокал в гармонических раскладках настолько точны, что всё воспринимается очень естественно. Волновался ли он? Даже если и так, то вида не показывал.

Это вдвойне относится и к Ринго Старру. Утвердившись в роли постоянного барабанщика группы во время записи сингла Please Please Me, Старр больше не собирался уступать свой стул в студии сессионным музыкантам, колотя по барабанам так, словно от этого зависит его жизнь и привнося в группу спонтанную мощь и очень качёвый свинг. Не будем забывать и об одном из самых электризующих вокальных моментов на всём альбоме, когда Ринго очень стильно спел песню Boys группы THE SHIRELLES.

Авторское партнёрство Джона и Пола только ещё набирало обороты, и такие оригинальные треки, как Ask Me Why и There’s a Place, не стали слишком уж запоминающимися,

но зато I Saw Her Standing There и P.S. I Love You и сейчас находят отклик в сердцах слушателей. Каждый раз, когда мы включаем Please Please Me, держа в памяти более сильные песни THE BEATLES, мы слышим на пластинке неидеальные нотки или всякие импровизированные штучки, напоминающие о том, что её записали молодые ребята, живущие мечтой, а не профессиональные музыканты, имеющие намерение сделать определяющее заявление.

Джордж Мартин также не совсем ещё освоился в группе. В последующие годы он постоянно приносил отличные идеи, придумывал аранжировки или добавлял клавишный аккомпанемент, делая отличные песни ещё лучше, но пока что Мартин несколько грубоват в своих наложениях. В песнях Misery и Baby It’s You Мартин играет свои партии вообще без группы, подходя к процессу скорее как обычный музыкальный продюсер, нежели как соавтор. Отношения Мартина и THE BEATLES продолжали стремительно развиваться, но первые годы 60-х они находятся ещё только на начальной стадии.

И при всём при этом, в Please Please Me всё же есть и нечто совершенно неоспоримое. Даже если забыть о том, что это дебютный альбом самой популярной группы в мире, Please Please Me обладает необычной магнетической притягательностью. С каждой новой песней мы всё больше вслушиваемся и ждем, что же группа придумает в следующий раз. Они чередуют энергичный рок-н-ролл и более спокойный поп, а после There’s A Place может показаться, что они вообще уйдут сейчас в стандартный шаффл, украшая его разнообразием своих фирменных мелодий.

Но тут происходит нечто удивительное. На две с половиной минуты время останавливается. Промучившись весь день записи, Леннон наконец получил шанс выплеснуть всё, что может, прокричав во весь голос кавер-версию на песню Twist and Shout группы THE TOP NOTES. Понимая, что осталась всего одна песня, Леннон решает выложиться на полную.

Результатом стал один из лучших из когда-либо записанных рок-н-ролльных вокалов. Леннон в каждой фразе рвет голосовые связки на пределе своего диапазона. Его товарищи по группе, чувствуя его настроение, подыгрывают ему с нарастающей энергией. И несмотря на столь безумное исполнение, Леннон ни разу не фальшивит, Маккартни и Харрисон отлично и чисто подпевают, а Ринго Старр не торопится завершать песню. Twist and Shout - это THE BEATLES, работающие на пике своего рок-н-ролльного потенциала.

Время шло, группа играла, было далеко за полночь, а Мартин заметил: «Не очень понимаю, как они это делают. Мы записывались весь день, но чем дольше мы записываемся, тем лучше они играют».

Только Мартин тогда и представить себе не мог, что THE BEATLES станут ещё намного лучше и популярнее спустя очень короткий промежуток времени.

Please Please Me остаётся великолепной пластинкой не из-за качества материала или зрелого звучания группы.

И, видимо, именно из-за частичного отсутствия этих аспектов он и звучит столь фантастически. У них ещё не было их лучших песен и опыта быть THE BEATLES, Please Please Me - это четверо молодых музыкантов с безграничным запасом таланта, индивидуальности, энергии и многообещающими возможностями, чистый выброс адреналина. Существует немного альбомов в истории популярной музыки, которые могли бы сравниться с Please Please Me по искренней, спонтанной, сущей восторженности, которая была главным оружием THE BEATLES на их пути к легендарной карьере.

Читать также: