«Продались», - слово это нередко бросают музыкантам, когда они меняют звучание группы, а фанаты воспринимают это как целенаправленный шаг к мейнстриму, но иногда это говорят даже просто после смены имиджа или бренда
Но иногда бывает, что и сами музыканты признают задним числом, что в какой-то момент пошли не тем путем. Не все хотят признаваться, что, возможно, выбрали менее творческий путь ради бизнеса, но Ричи Блэкмор был готов.
Однако фраза о продаже как-то не подходит одной из самых коммерчески успешных рок-групп в мире. DEEP PURPLE не были клубной андеграундной группой. Black Night, второй сингл состава MkII, выпущенный через несколько лет после их основания, вышел на четвёртое место в американских чартах и второе в Британии. Ещё через пару лет они выпустили Smoke on the Water, трек, который поначалу не пользовался большим успехом, но вскоре стал одной из самых узнаваемых рок-песен.
Словосочетание DEEP PURPLE видимо знают все, даже те, кто никогда не слышал их песен, так что это был тот коллектив, коммерческий шаг которого вряд ли вызвал бы негодование у поклонников, их фан-база с самого начала была очень широкой и разнообразной.
Однако самого Блэкмора очень волнуют вопросы художественного восприятия. Со временем отношение меняется, и банальные деловые действия прошлого оцениваются иначе.
Речь идёт о Woman from Tokyo, треке с альбома 1973 года.
Группа была в полном разладе во время его записи. Woman From Tokyo вышла в марте 1973 года как главный сингл их седьмого студийного альбома Who Do We Think We Are. «Мы выгорели», - так сказал клавишник Джон Лорд, в 1984-м вспоминая то время во время реюнион-тура Mk II. «Мы работали без остановки, записывались, гастролировали, записывались, гастролировали, всё без перерыва, без отдыха. Настоящая беговая дорожка, и это нас измотало».
«Нам надо было взять отпуск», - добавил Лорд. «Но руководство отказало нам». Вместо отпуска они собрались все вместе в июле 1972 года в Италии, чтобы начать работу над Who Do We Think We Are.
Всего через семь месяцев после записи их знакового альбома Machine Head, и меньше чем через четыре месяца после его выхода.
Усталость, несомненно, отразилась на альбоме, но Woman From Tokyo заняла и продолжает занимать место в списке лучших песен DEEP PURPLE наряду со Smoke on the Water, Highway Star, Space Truckin' и другими. Помимо успешности в Британии и в локальных американских чартах, песня (уже пятая для группы) попала в чарт Billboard Hot 100, правда поначалу она до.ралалишь до 60-го места.
По иронии судьбы, Woman From Tokyo была записана на студии в августе 1972 года, за месяц до первого концерта DEEP PURPLЕ в Японии. На основе нескольких шоу в Стране восходящего солнца был выпущен концертник Made in Japan, так что текст песни с его с отсылками к «восходящему солнцу» и «восточной мечте», по сути предвосхищающий (а не вдохновленный концертами в Японии, как указано во многих источниках - достаточно взглянуть на даты работы в студии и даты живых выступлений).
Но зато альбом Made in Japan произвел впечатление на публику, и в результате сингл Woman From Tokyo взлетел в чарте Hot 100 до четвёртого места, на котором PURPLЕ однажды уже побывали с синглом Hush.
Они работали над песней на вилле, используя проверенную годом ранее
передвижную студию звукозаписи Rolling Stones. Много лет спустя в телевизионном интервью Лорд назовет Woman From Tokyo «одной из величайших классических песен PURPLЕ, …потрясающе хорошо сделанной песней, начинающейся с ещё одного классического риффа Блэкмора».
Лорд заметил, что ему очень понравилось, «как она отошла от того, что, вероятно, изначально задумывал Ричи. Думаю, он видел в ней что-то более блюзовое». Особенно он гордился «этим восхитительным пассажем в середине, который звучит просто великолепно», когда DEEP PURPLЕ отправляют песню в лирически-воздушное, почти что прог-настроение, в дальнейшем вновь набирая рок-обороты.
А как же сам Ричи? «Впервые я сыграл рифф нашему менеджеру у него дома и сказал ему: «Будет хит, мы сделаем песню». Он сразу же спросил: «Что? Ты хочешь это записать?» «Да, конечно» - ответил я. В общем, мы записали её, кажется, за два дубля», - объяснил он.
Тогда Блэкмору понравился трек, и он очень пригодился группе. «Песня вышла, и она стала хитом, мы так и думали с самого начала. Но это был способ продвинуться вперёд, привлечь более широкую аудиторию», - сказал он, настаивая на том, что на самом деле это был коммерческий ход.
«Люди говорят: «Как ты можешь так поступать? Как ты можешь продавать музыку? Ты же гитарист хэви-метал, известный всем своим некоммерческим подходом». Полная чушь, я сыграю всё, что угодно, лишь бы мелодия была достойной».
Лорд также отчасти критично отнесся к песне. «Там есть фортепианное соло, которым я не особенно горжусь», - добавил он. «Не самое лучшее фортепианное соло из всех, что я когда-либо играл в своей жизни, но неплохое».
Большинство самых крутых клавишных фрагментов Лорда в составе DEEP PURPLЕ на тот момент были, конечно же, исполнены на органе, не на фортепиано. Но в итоге радиослушатели так и не услышали его, так как в сингл-версии средняя часть была безжалостно вырезана для удобства воспроизведения в эфире.
Ричи Блэкмор практически не контактировал с остальной группой, пока записывались треки для альбома. Ему не особенно нравилась Woman From Tokyo, и состав Mk II не исполнял её вживую до воссоединения в 1984 году.
«Такие вещи, как Woman from Tokyo? Я терпеть их не могу».
Текущее неприятие им Woman from Tokyo объясняется тем, что он считает её неактуальной по прошествии времени (в отличие от других, даже более мейнстримовых треков, как например Since You’ve Been Gone группы RAINBOW, которую он называет «очень хорошей песней»).
После 1984-го группа неоднократно исполняла её, в том числе уже со Стивом Морсом на гитаре. Иэн Гиллан характеризует её мелодию, как особо сложную для исполнения, с широким диапазоном.
В отличие от Woman From Tokyo, альбом Who Do We Think We Are не пользовался слишком уж большим успехом. Запись закончили осенью 1972 года во Франкфурте, альбом достиг 15-го места в Billboard 200 и стал «золотым», но в нём хватало относительно формального материала. Who Do We Think We Are вышел всего через пять недель после Made in Japan, который обогнал его в чарте, дойдя до 6-го места, затмив новые мелодии мощным исполнением любимых поклонниками хитов DEEP PURPLЕ.
Mk II просуществовал совсем недолго: Гиллан покинул группу летом 1973 года после второго тура DEEP PURPLЕ по Японии. После чего по настоянию Блэкмора был уволен басист Роджер Гловер.