Узбекистан - государство в Центральной Азии, земли которого имеют многовековую историю. Лет 10 назад попасть сюда было не так просто. За последние годы ситуация с въездом кардинально изменилась, и Узбекистан радостно принимает всё больше и больше туристов.
А что же с транспортом? Казалось бы всё совсем негусто. Страну заполонили микровэны "Дамас", их местные жители используют во всех целях.. Дамасы стали неофициальным символом Узбекистана.
Самая массовая модель автобуса производится на Самаркандском автомобильном заводе (САЗ). Знакомьтесь - эдакий аналог наших Пазиков, на шасси Isuzu, имеет несколько модификаций. Высокопольные, тесные и неудобные...
Тенденции всё же меняются: сейчас в Узбекистан активно прибывает новый современный транспорт. Ставка делается на технику из Китая, причём не только на автобусы, но и на электробусы.
Между крупнейшими городами курсируют высокоскоростные поезда "Афросиаб", разработанные испанской компанией Talgo. Первый рейс по маршруту Ташкент-Самарканд выполнен в 2011 году, пожалуй это была первая ступень развития транспортной системы Узбекистана.
Ну а сегодня я расскажу подробно про ситуацию с городским транспортом в узбекской столице. Отправимся в Ташкент и посмотрим, как изменилась транспортная система одного из крупнейших мегаполисов в СНГ.
Несколько лет назад транспорт Ташкента не справлялся с растущими объëмами перевозок. После смены власти население столицы достигло отметки в 3 миллиона человек, но увеличивать количество транспорта не спешили.
Раньше попасть в Ташкент жителям других областей было проблематично, вокруг города стояли КПП. Перемены начались с 2017 года - процедуру въезда упростили и начался рост населения.
А ещё столица Узбекистана полностью лишилась наземного электротранспорта: троллейбусы перестали ездить в 2010 году, а 6 лет спустя закрыли трамвай. Вывоз населения лëг на плечи автобусов.
Костяк автопарка составляли упомянутые выше самаркандские автобусы "САЗ".
Точно неизвестно, сколько конкретно этих "недопазиков" работало в Ташкенте, неофициальные источники говорят что около 1000 (включая пригородные маршруты).
Больших автобусов насчитывалось не так много для такого мегаполиса. В 2000ых годах эксплуатировались Мерседесы О345 и О405, а также корейские Daewoo и Hyundai. На смену возрастным машинам купили 600 турецких Mercedes-Benz "Conecto".
В 2017 году поступили первые 50 газомоторных автобусов MAN в кузове Gemilang. Спустя 5 лет Ташкент получил почти две сотни таких машин.
Ежедневно на маршрутах Ташкента курсировали порядка 800 автобусов основного перевозчика "ТошШахарТрансХизмат". Дословно переводится как "Ташкентские городские транспортные услуги".
Всё кардинально поменялось весной 2023 года, когда прибыла огромная партия новой техники: 700 автобусов и 300 электробусов.
К слову об электробусах. Первые 20 единиц от китайского концерна "Yutong" поступили в 2022. Год спустя пришли 300 таких машин. Электробусы почему-то имеют непривычную тёмную ливрею.
Все новые 700 автобусов из Китая закупили в комплектации с газовым двигателем:
- 500 машин большого класса Yutong
- 200 автобусов-гармошек King Long
До этой поставки гармошки Ташкент не видел около 30 (!) лет, с момента как ушли в историю последние Икарусы. Затем с 1995 года на весь город работал один единственный сочленённый Мерседес О405G, его списали в 2013.
Ещё Ташкент заполучил две электрические гармошки, от того же китайского "KingLong". А вот для Москвы сочленённый электробус пока только в мечтах.
Кстати, выбор на газовые автобусы пал не просто так: эксплуатировать их намного выгоднее, чем на дизеле. Не забываем про проблемы с экологией - часто в Ташкенте стоит сильный смог.
Маленькие автобусы никуда не делись, но их стало меньше, и они другой более современной модели, тоже самаркандского производства - SAZ LE60.
Эти так называемые "Лешки" встречаются и в России. Но массовых закупок не произошло, по причине доминирования простых в обслуживании Пазиков.
Общий выпуск транспорта увеличился почти в 2 раза! На городские маршруты Ташкента ежедневно выезжают 1400 автобусов и электробусов.
Удалось наладить сообщение с областью. В ташкентские махалля теперь ездит вместительная техника, притом довольно часто. Никакой зонной оплаты нет, везде действует городской тариф 1700 сум (примерно 15 рублей).
Старые Мерседесы от линейной работы не отстранили. Они частично заменили тесные самаркандские "бабрухайки" (их история в Ташкенте закончилась в 2024 году).
Несмотря на весомые перемены в работе наземного транспорта, всё равно есть множество проблем. Самая главная - отсутствие сети выделенных полос. Автомобильный поток растёт, а общественный транспорт приоритета не имеет.
Вообще автомобили мешаются автобусам везде. И на подъезде к остановкам, и на конечных, где должна производится стоянка транспорта...
Если кто-то решит поехать в Ташкент, то будьте готовы к тому, что в наземном транспорте нельзя оплачивать проезд наличными. Оплата возможна по местному проездному "АТТО", удобнее всего купить в кассе метрополитена. Есть мобильное приложение, где можно проверять баланс и оплачивать проезд с помощью QR-кода. Тариф, как я уже говорил, составляет 1700 сум.
Да, ни в коем случае нельзя забывать про ташкентское метро, которое открыто в далёком 1977 году. Про подземку я рассказывал в одной из прошлых статей, ссылку по традиции оставляю ниже.
Ну а завершая тему ташкентского наземного транспорта хочется сказать прямо - система встала с колен. За короткий срок удалось решить проблему с количеством автобусов, их вместимостью буквально за пару месяцев 2023 года, и укомплектовать водительский штат.
Остаётся порадоваться за узбекских соседей и надеяться на то, что такие примеры модернизации транспортной сети будут происходить чаще.
На сегодня у меня всё, спасибо всем за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
- Читайте на канале: