Найти в Дзене

Солнечный Ташкент. Как обстоят дела с общественным транспортом в столице Узбекистана?

Узбекистан - государство в Центральной Азии, земли которого имеют многовековую историю. Лет 10 назад попасть сюда было не так просто. За последние годы ситуация с въездом кардинально изменилась, и Узбекистан радостно принимает всё больше и больше туристов. А что же с транспортом? Казалось бы всё совсем негусто. Страну заполонили микровэны "Дамас", их местные жители используют во всех целях.. Дамасы стали неофициальным символом Узбекистана. Самая массовая модель автобуса производится на Самаркандском автомобильном заводе (САЗ). Знакомьтесь - эдакий аналог наших Пазиков, на шасси Isuzu, имеет несколько модификаций. Высокопольные, тесные и неудобные... Тенденции всё же меняются: сейчас в Узбекистан активно прибывает новый современный транспорт. Ставка делается на технику из Китая, причём не только на автобусы, но и на электробусы. Между крупнейшими городами курсируют высокоскоростные поезда "Афросиаб", разработанные испанской компанией Talgo. Первый рейс по маршруту Ташкент-Самарканд вы

Узбекистан - государство в Центральной Азии, земли которого имеют многовековую историю. Лет 10 назад попасть сюда было не так просто. За последние годы ситуация с въездом кардинально изменилась, и Узбекистан радостно принимает всё больше и больше туристов.

А что же с транспортом? Казалось бы всё совсем негусто. Страну заполонили микровэны "Дамас", их местные жители используют во всех целях.. Дамасы стали неофициальным символом Узбекистана.

Самая массовая модель автобуса производится на Самаркандском автомобильном заводе (САЗ). Знакомьтесь - эдакий аналог наших Пазиков, на шасси Isuzu, имеет несколько модификаций. Высокопольные, тесные и неудобные...

Тенденции всё же меняются: сейчас в Узбекистан активно прибывает новый современный транспорт. Ставка делается на технику из Китая, причём не только на автобусы, но и на электробусы.

Между крупнейшими городами курсируют высокоскоростные поезда "Афросиаб", разработанные испанской компанией Talgo. Первый рейс по маршруту Ташкент-Самарканд выполнен в 2011 году, пожалуй это была первая ступень развития транспортной системы Узбекистана.

Скоростной поезд "Афросиаб". Источник фото - https://tashtrans.uz
Скоростной поезд "Афросиаб". Источник фото - https://tashtrans.uz

Ну а сегодня я расскажу подробно про ситуацию с городским транспортом в узбекской столице. Отправимся в Ташкент и посмотрим, как изменилась транспортная система одного из крупнейших мегаполисов в СНГ.

Несколько лет назад транспорт Ташкента не справлялся с растущими объëмами перевозок. После смены власти население столицы достигло отметки в 3 миллиона человек, но увеличивать количество транспорта не спешили.

Раньше попасть в Ташкент жителям других областей было проблематично, вокруг города стояли КПП. Перемены начались с 2017 года - процедуру въезда упростили и начался рост населения.

В недавнем прошлом на дорогах Ташкента можно было лицезреть такую пустоту и маленькие автобусы. На фото 2013 год. Источник - https://fotobus.msk.ru/photo/1083997/
В недавнем прошлом на дорогах Ташкента можно было лицезреть такую пустоту и маленькие автобусы. На фото 2013 год. Источник - https://fotobus.msk.ru/photo/1083997/

А ещё столица Узбекистана полностью лишилась наземного электротранспорта: троллейбусы перестали ездить в 2010 году, а 6 лет спустя закрыли трамвай. Вывоз населения лëг на плечи автобусов.

Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте №9, 2014 год. Сейчас по данной линии ходят автобусы с номером 9т. Источник - https://transphoto.org/photo/903383/
Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте №9, 2014 год. Сейчас по данной линии ходят автобусы с номером 9т. Источник - https://transphoto.org/photo/903383/

Костяк автопарка составляли упомянутые выше самаркандские автобусы "САЗ".

Да, именно тесные самаркандские автобусы были основными на ташкентских дорогах...
Да, именно тесные самаркандские автобусы были основными на ташкентских дорогах...

Точно неизвестно, сколько конкретно этих "недопазиков" работало в Ташкенте, неофициальные источники говорят что около 1000 (включая пригородные маршруты).

-10

Больших автобусов насчитывалось не так много для такого мегаполиса. В 2000ых годах эксплуатировались Мерседесы О345 и О405, а также корейские Daewoo и Hyundai. На смену возрастным машинам купили 600 турецких Mercedes-Benz "Conecto".

Автобус большого класса Mercedes-Benz Conecto.
Автобус большого класса Mercedes-Benz Conecto.

В 2017 году поступили первые 50 газомоторных автобусов MAN в кузове Gemilang. Спустя 5 лет Ташкент получил почти две сотни таких машин.

Газомоторный автобус MAN в малайзиском кузове Gemilang на площади Амира Темура в Ташкенте.
Газомоторный автобус MAN в малайзиском кузове Gemilang на площади Амира Темура в Ташкенте.

Ежедневно на маршрутах Ташкента курсировали порядка 800 автобусов основного перевозчика "ТошШахарТрансХизмат". Дословно переводится как "Ташкентские городские транспортные услуги".

Самаркандские "Исузы" являлись лицом ташкентского автобуса. Страшно представить, что в них творилось в пиковые часы...
Самаркандские "Исузы" являлись лицом ташкентского автобуса. Страшно представить, что в них творилось в пиковые часы...

Всё кардинально поменялось весной 2023 года, когда прибыла огромная партия новой техники: 700 автобусов и 300 электробусов.

Презентация новых автобусов, апрель 2023 года. Источник фото - https://tashtrans.uz
Презентация новых автобусов, апрель 2023 года. Источник фото - https://tashtrans.uz

К слову об электробусах. Первые 20 единиц от китайского концерна "Yutong" поступили в 2022. Год спустя пришли 300 таких машин. Электробусы почему-то имеют непривычную тёмную ливрею.

Все новые 700 автобусов из Китая закупили в комплектации с газовым двигателем:

  • 500 машин большого класса Yutong
Автобус Yutong ZK6126HG.
Автобус Yutong ZK6126HG.
  • 200 автобусов-гармошек King Long
Сочленённый автобус King Long XMQ6180G.
Сочленённый автобус King Long XMQ6180G.

До этой поставки гармошки Ташкент не видел около 30 (!) лет, с момента как ушли в историю последние Икарусы. Затем с 1995 года на весь город работал один единственный сочленённый Мерседес О405G, его списали в 2013.

Автобусы особо большой вместимости направли на 13 самых загруженных маршрутов.
Автобусы особо большой вместимости направли на 13 самых загруженных маршрутов.

Ещё Ташкент заполучил две электрические гармошки, от того же китайского "KingLong". А вот для Москвы сочленённый электробус пока только в мечтах.

Гармошка KingLong в варианте с электродвигателем.
Гармошка KingLong в варианте с электродвигателем.

Кстати, выбор на газовые автобусы пал не просто так: эксплуатировать их намного выгоднее, чем на дизеле. Не забываем про проблемы с экологией - часто в Ташкенте стоит сильный смог.

Увидеть красоты Ташкентской области из города можно нечасто...
Увидеть красоты Ташкентской области из города можно нечасто...
...гораздо чаще город окутан смогом, как на фото (нет, это не туман).
...гораздо чаще город окутан смогом, как на фото (нет, это не туман).

Маленькие автобусы никуда не делись, но их стало меньше, и они другой более современной модели, тоже самаркандского производства - SAZ LE60.

Автобус среднего класса SAZ LE60.
Автобус среднего класса SAZ LE60.

Эти так называемые "Лешки" встречаются и в России. Но массовых закупок не произошло, по причине доминирования простых в обслуживании Пазиков.

SAZ LE60 на линии в подмосковном городе Химки. Фото 2017 года.
SAZ LE60 на линии в подмосковном городе Химки. Фото 2017 года.

Общий выпуск транспорта увеличился почти в 2 раза! На городские маршруты Ташкента ежедневно выезжают 1400 автобусов и электробусов.

Удалось наладить сообщение с областью. В ташкентские махалля теперь ездит вместительная техника, притом довольно часто. Никакой зонной оплаты нет, везде действует городской тариф 1700 сум (примерно 15 рублей).

Старые Мерседесы от линейной работы не отстранили. Они частично заменили тесные самаркандские "бабрухайки" (их история в Ташкенте закончилась в 2024 году).

-26

Несмотря на весомые перемены в работе наземного транспорта, всё равно есть множество проблем. Самая главная - отсутствие сети выделенных полос. Автомобильный поток растёт, а общественный транспорт приоритета не имеет.

На снимке яркий пример того, как "работает" выделенная полоса в Ташкенте.
На снимке яркий пример того, как "работает" выделенная полоса в Ташкенте.

Вообще автомобили мешаются автобусам везде. И на подъезде к остановкам, и на конечных, где должна производится стоянка транспорта...

Автобусная конечная у станции метро "Пахтакор", оккупированная автомобилями.
Автобусная конечная у станции метро "Пахтакор", оккупированная автомобилями.

Если кто-то решит поехать в Ташкент, то будьте готовы к тому, что в наземном транспорте нельзя оплачивать проезд наличными. Оплата возможна по местному проездному "АТТО", удобнее всего купить в кассе метрополитена. Есть мобильное приложение, где можно проверять баланс и оплачивать проезд с помощью QR-кода. Тариф, как я уже говорил, составляет 1700 сум.

Так выглядит транспортная карта для проезда в ташкентском транспорте. Фото из открытых источников.
Так выглядит транспортная карта для проезда в ташкентском транспорте. Фото из открытых источников.

Да, ни в коем случае нельзя забывать про ташкентское метро, которое открыто в далёком 1977 году. Про подземку я рассказывал в одной из прошлых статей, ссылку по традиции оставляю ниже.

-30

Ну а завершая тему ташкентского наземного транспорта хочется сказать прямо - система встала с колен. За короткий срок удалось решить проблему с количеством автобусов, их вместимостью буквально за пару месяцев 2023 года, и укомплектовать водительский штат.

-31

Остаётся порадоваться за узбекских соседей и надеяться на то, что такие примеры модернизации транспортной сети будут происходить чаще.

-32

На сегодня у меня всё, спасибо всем за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.