Найти в Дзене

Одна из старейших трамвайных систем России. Держим курс на Пятигорск!

Рад приветствовать всех читателей и подписчиков канала "Колесо транспортного обозрения"!

Города-курорты Кавказских Минеральных Вод (КМВ) ежегодно принимают большое количество туристов. Здесь настоящее раздолье для комфортного отдыха - небывалая красота и тёплый климат.

А ещё между городами отличная транспортная доступность благодаря развитому пригородному сообщению на железнодорожной линии Минеральные Воды - Кисловодск.

Города-курорты Кавказских Минеральных Вод (КМВ): Минеральный Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск и Георгиевск (восточнее Минеральных Вод). Яндекс.Карты.
Города-курорты Кавказских Минеральных Вод (КМВ): Минеральный Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск и Георгиевск (восточнее Минеральных Вод). Яндекс.Карты.
Пригородные поезда сообщением Минеральные Воды - Кисловодск ходят 2 раза в час (иногда реже из-за технологических перерывов) и пользуются огромной популярностью. Яндекс.Расписания.
Пригородные поезда сообщением Минеральные Воды - Кисловодск ходят 2 раза в час (иногда реже из-за технологических перерывов) и пользуются огромной популярностью. Яндекс.Расписания.
Вокзал города Пятигорск. В кадре обычная электричка ЭД9Э и комфортабельная "Ласточка".
Вокзал города Пятигорск. В кадре обычная электричка ЭД9Э и комфортабельная "Ласточка".

Но городской транспорт во всём Ставропольском крае представлен частными микроавтобусами разных мастей. Хит-парад тесных "Газелек" обеспечен в любом месте.

Автостанция "Верхний рынок" в Пятигорске. Как будто на дворе 90-ые годы. Источник фото - fotobus.msk.ru
Автостанция "Верхний рынок" в Пятигорске. Как будто на дворе 90-ые годы. Источник фото - fotobus.msk.ru
Тот же Пятигорский Верхний рынок, но с другого ракурса.
Тот же Пятигорский Верхний рынок, но с другого ракурса.

Города КМВ разумеется не исключение. Лучом света в этом "маршруточном царстве" является город-курорт Пятигорск, где действует трамвайная система. Да притом старинная и узкоколейная!

Представить Пятигорск без трамваев просто нереально!
Представить Пятигорск без трамваев просто нереально!

В Пятигорске трамваи курсируют больше века, это одна из старейших трамвайных систем на территории России. Движение началось в далёком 1903 году.

Один из первых линейных вагонов пятигорской трамвайной системы. Источник - trampark.ru
Один из первых линейных вагонов пятигорской трамвайной системы. Источник - trampark.ru

Ширина колеи 1000 мм, как в Калининграде и Евпатории. Отечественных вагонов под узкую колею построено очень мало, основой парка до сих пор служат чешские "Татры". Про вагоны поговорим подробнее чуть позже.

Всего в Пятигорске действует около 50 стареньких чешских вагонов "Татра".
Всего в Пятигорске действует около 50 стареньких чешских вагонов "Татра".

Вагончики всегда вызывают интерес у туристов. Трамвай - фундамент транспортной системы Пятигорска, так ещё и достопримечательность города! Стоимость проезда, к слову, всего 25 рублей.

Травмай Tatra KT4SU на фоне детского театра "Золотой ключик" на проспекте Кирова.
Травмай Tatra KT4SU на фоне детского театра "Золотой ключик" на проспекте Кирова.
Тихое воскресное осеннее утро в центре Пятигорска...
Тихое воскресное осеннее утро в центре Пятигорска...
Остановка на стыке проспекта 40-летия Октября и проспекта Кирова. Один из главных трамвайных "хабов" города.
Остановка на стыке проспекта 40-летия Октября и проспекта Кирова. Один из главных трамвайных "хабов" города.

Пятигорск выделяется среди других городов с рельсовым транспортом: трамвайная сеть постоянно расширялась, со времён ВОВ в городе не закрыли ни одну линию. Однако новых линий в Пятигорске не строили с 1995 года.

В 1995 году открылась последняя трамвайная линия в городе от улицы Восстания до микрорайона Бештау. Сейчас по ней курсируют два маршрута - №7 и №8.
В 1995 году открылась последняя трамвайная линия в городе от улицы Восстания до микрорайона Бештау. Сейчас по ней курсируют два маршрута - №7 и №8.
Трамвай Пятигорска сегодня: 7 маршрутов, порядка 50 действующих вагонов, почти 48 километров линий.
Трамвай Пятигорска сегодня: 7 маршрутов, порядка 50 действующих вагонов, почти 48 километров линий.

С 2021 года Пятигорский трамвай перешёл в введение краевого предприятия "Крайтранс", которое также обслуживает троллейбус в Ставрополе.

Теперь про вагоны. Фанаты ретро-транспорта в Пятигорске скучать не будут - куча старых чешских трамваев "Татра", причём редких для наших дней моделей.

-14

Костяк парка - двухсекционные Татры KT4 различных модификаций. Первые вагоны-змейки модели KT4SU пришли в конце 80-ых на замену старым классическим Т3.

Трамвай Tatra KT4SU. Один из последних вагонов, прибывших напрямую с завода в 1994 году.
Трамвай Tatra KT4SU. Один из последних вагонов, прибывших напрямую с завода в 1994 году.

Трамваи модификаций KT4D и KT4DM поступили уже в новом столетии из немецких городов Котбус, Эрфурт и Гера (последняя партия получена в 2013 году). Главное внешнее отличие от KT4SU - наличие дверей прислонно-сдвижного типа.

А это Tatra модели KT4D. Данный вагон прибыл в Пятигорск из города Котбус в 2006 году.
А это Tatra модели KT4D. Данный вагон прибыл в Пятигорск из города Котбус в 2006 году.
Модернизированный вагон Tatra KT4DM. Пятигорск получил три таких трамвая в 2013 году из немецкого города Гера. Это были последние прибывшие Татры.
Модернизированный вагон Tatra KT4DM. Пятигорск получил три таких трамвая в 2013 году из немецкого города Гера. Это были последние прибывшие Татры.

Помимо вагонов-змеек эксплуатируются одиночные вагоны Т4D - производная от Татры Т3 с узким кузовом.

Tatra T4D преодолевает небольшой однопутный участок на улице Февральской.
Tatra T4D преодолевает небольшой однопутный участок на улице Февральской.

Татры T4D трудились два десятка лет в немецком городе Галле, а затем отправились в Пятигорск.

Tatra T4D на проспекте Советской Армии.
Tatra T4D на проспекте Советской Армии.

В строю всё же остался единственный вагон легендарной модели Татра T3SU. Не так давно он был специально украшен к 120-летию Пятигорского трамвая.

Последняя линейная Tatra T3SU в Пятигорске. На фото вагон в специальном оформлении к 120-летнему юбилею трамвайного движения.
Последняя линейная Tatra T3SU в Пятигорске. На фото вагон в специальном оформлении к 120-летнему юбилею трамвайного движения.

Сейчас эта Татра стала символом спорта. На борту красуется эмблема местного футбольного клуба "Машук-КМВ".

"Футбольная" Татра с символикой клуба "Машук-КМВ".
"Футбольная" Татра с символикой клуба "Машук-КМВ".

Компанию Татрам составляют отечественные вагоны Усть-Катавского производства КТМ-15. Это аналог модели КТМ-8, предназначенный специально для узкой колеи Пятигорска.

Трамвай КТМ-15. В 90-ых годах Пятигорск закупил 11 таких вагонов.
Трамвай КТМ-15. В 90-ых годах Пятигорск закупил 11 таких вагонов.

Ставку на КТМы сделали в середине 90-ых, когда завершились поставки новых трамваев из Чехии. Любопытный факт: с момента выпуска десяти КТМ-15 для Пятигорска, в России не производили вагоны под узкую колею аж 22 года. Засуху прервал завод "Уралтрансмаш" своими вагонами серии 71-411, которые отправились в Евпаторию.

-23

Сегодня Пятигорская трамвайная сеть состоит из 7 маршрутов и охватывает большую часть города.

А ещё трамваи ходят до посёлка Горячеводский, по сути ставший частью Пятигорска.

В кадре конечная остановка трамваев "Георгиевская улица" в посёлке Горячеводский.
В кадре конечная остановка трамваев "Георгиевская улица" в посёлке Горячеводский.

Отдельно хочу выделить линию по Фабричной улице, куда курсирует маршрут №1. Последние 2 километра пути до остановки "Мясокомбинат" представляют собой однопутку.

На маршруте №1 работает только один вагон - одиночная Татра. Линия до остановки "Мясокомбинат" пожалуй самая колоритная!
На маршруте №1 работает только один вагон - одиночная Татра. Линия до остановки "Мясокомбинат" пожалуй самая колоритная!

На время дорожных работ прекратилось движение в Горячеводский, и три маршрута направили на однопутную линию до Мясокомбината, где пропускная способность 1 вагон в 17 минут. Трамваям приходилось ехать друг за другом, собираться на кольце и возвращаться вместе назад.

Tatra KT4SU на кольце "Мясокомбинат".
Tatra KT4SU на кольце "Мясокомбинат".

Отдельно хочется поблагодарить работников местного трамвайного парка. Именно их работа позволяет сегодня трамвайной системе держатся "на плаву" во времена полного отсутствия новых ресурсов...

-28

Собственно говоря, мы подошли к главной проблеме Пятигорского трамвая, которая лежит на поверхности. Конечно это отсутствие поставок современных вагонов!

На фото довольно частое явление - буксировка неисправного трамвая в депо...
На фото довольно частое явление - буксировка неисправного трамвая в депо...

Если говорить именно о новых вагонах, поступающих с завода, то их Пятигорск не видел с 1997 года, как раз с момента закупок КТМ-15. Все Татры, пришедшие в 2000-ых годах, Пятигорск брал из Германии, здесь трамваи обрели что называется "вторую" жизнь.

Один из самых "новых" трамваев Пятигорска Tatra KT4DM, полученный из Германии в 2013 году. Редкий случай, когда на вагоне нет рекламы :)
Один из самых "новых" трамваев Пятигорска Tatra KT4DM, полученный из Германии в 2013 году. Редкий случай, когда на вагоне нет рекламы :)

И вот в 2024 году произошло долгожданное событие: трамвайный парк пополнился одним абсолютно новым трамваем модели 71-411 с завода "Уралтрансмаш".

Современный трамвай 71-411 завода "Уралтрансмаш" вышел на линию в марте 2024 года.
Современный трамвай 71-411 завода "Уралтрансмаш" вышел на линию в марте 2024 года.

Совсем скоро Пятигорск должен получить 4 таких же вагона. Обновление парка наконец-то двинулось с мёртвой точки.

Новенький трамвайчик весьма эффектно смотрится в ливрее триколора.
Новенький трамвайчик весьма эффектно смотрится в ливрее триколора.

Пятигорская трамвайная система - однозначно одна из самых интересных в России, и наверное, самая стабильная. Трамвай очень популярен среди жителей и гостей Пятигорска: в 2023 году им воспользовались больше 10 миллионов пассажиров!

Отрадно, что несмотря на стареющий парк, трамвай в Пятигорске не прогнулся под лавину коммерческих перевозчиков и продолжает радовать своей бесперебойной работой.

-33

Ну а напоследок я поделюсь ещё несколькими собственными фотографиями трамваев с разных уголков Пятигорска.

Конечная "Колхозная площадь". Чешские Татры и отечественный КТМ.
Конечная "Колхозная площадь". Чешские Татры и отечественный КТМ.
Эта же конечная, "змейка" KT4SU на фоне горы Бештау.
Эта же конечная, "змейка" KT4SU на фоне горы Бештау.
Воскресная пустота в центре Пятигорска и одинокая Татра...
Воскресная пустота в центре Пятигорска и одинокая Татра...
Живописная однопутная линия по Фабричной улице.
Живописная однопутная линия по Фабричной улице.
Небольшой однопутный участок вблизи вокзала.
Небольшой однопутный участок вблизи вокзала.
Ещё одна колоритная линия пролегает в посёлке Горячеводский по Лысогорской улице, прям среди частного сектора!
Ещё одна колоритная линия пролегает в посёлке Горячеводский по Лысогорской улице, прям среди частного сектора!
Полюбившееся место - проспект Советской Армии, Горячеводский мост.
Полюбившееся место - проспект Советской Армии, Горячеводский мост.
Это же место, но с вершины. Правда тут на фото утренний час пик, и обычный для этого периода времени автомобильный затор.
Это же место, но с вершины. Правда тут на фото утренний час пик, и обычный для этого периода времени автомобильный затор.

На сегодня у меня всё! Всем спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Читайте также на канале: