Сейм в Шпейере в 1526 году
В 1521 году на вормсском сейме было запрещено читать или распространять труды Лютера (Вормсский эдикт), и католическая церковь объявила императорский запрет Мартину Лютеру и его сторонникам.
На первом сейме в Шпейере в 1526 году положения вормсского сейма были частично пересмотрены. Император не присутствовал из-за внешних опасностей, особенно со стороны турок. У противников реформ не было желания выдвигать дело на первый план.
Выполнение эдикта было оставлено на усмотрение сословий королевства. Каждому монарху было позволено самому решать, какая религия будет преобладать в его стране, и это было обобщено под заголовком: "Cuius regio, eius religio" (чей регион, чья религия тоже). А это означает, что если вы живете в католическом регионе, вы должны исповедовать католическую религию, а если вы живете в протестантском регионе, вы должны жить по протестантской религии.
На втором сейме в Шпейере в 1529 году император Карл V хотел отменить указы 1526 года и тем самым положить конец религиозному разделению между католическим большинством и евангелическим меньшинством.
Однако между сеймом Шпейера в 1526 году и вторым сеймом прошло три года, и к настоящему времени реформы значительно расширились. Князья, настроенные на реформацию, не хотели мириться с тем, что их могли принудить принять католическую веру большинством голосов. Этот протест князей и городов теперь считался рождением протестантизма.
Сейм в Агусбурге в 1530 году
1530 год приносит важное решение в истории Реформации. Император Карл победил короля Франции и папу Римского и был коронован последним императором. Император Карл V созывает рейхстаг в Аугсбурге в надежде прийти к единой христианской истине, выслушав все мнения. В конце концов, оказывается, что у него нет сил отстаивать свои взгляды, потому что ему всё ещё приходилось слишком много иметь дело с турками, а позже и с французами. Вассал Сулеймана получает власть над Венгрией.
Лютера нет в Аугсбурге, потому что он всё ещё находится под влиянием церкви и Империи. Он переезжает в крепость Кобург, откуда возможен регулярный контакт с друзьями в Аугсбурге.
В Аугсбурге Меланхтон возглавляет протестантское богословие.
Меланхтон составил 28 догматов веры, из которых он прежде всего показывает, что то, чему учили Лютер и его последователи, не было новым. Доклад будет прочитан 25 июня. Саксонский вице-канцлер Бейер читает доклад громким голосом, чтобы сотни людей, которые должны были оставаться снаружи, могли всё понять. Среди присутствующих также Иоанн Стойкий, Георг Бранденбургский и Филипп Гессенский. Разделение между римско-католическими князьями и протестантскими князьями оказывается непреодолимым, и Вормсский эдикт возобновляется. Кроме того, 28 догматов веры становятся основой лютеранства.
Рейхстаг требует восстановления епископальной власти и возвращения церковной собственности, конфискованной реформаторами. Только католические сословия подписывают решение рейхстага. Чтобы воспрепятствовать выполнению этого решения, протестанты заключили Шмалькальдский пакт против императора в 1531 году.
Подводя итог: различные сеймы, занимающиеся этой проблемой, ничего не могут сделать, кроме как оставить церковные дела провинциальным князьям и городским властям – и поэтому они также способствуют росту небольших сельских церквей, где монарх, герцог, граф сам должен принимать решения за всю свою территорию.
На стенах Кобурга Лютер написал: "Non moriar, sed vidam" из Псалма 118. "Я не умру, но буду жить, и я буду рассказывать о делах Господа.
Шмалькальдский пакт
Основание Шмалькальдской лиги 27 февраля 1531 года в замке Вильгельмсбург в Шмалькадене является ответом протестантских князей и имперских городов после Аугсбургского рейхстага 1530 года.
Члены ковенанта принимают новую немецкую религию - лютеранство. Чтобы противостоять надвигающемуся подчинению протестантов, ландграф Филипп Гессенский, курфюрст Иоанн Фридрих Саксонский, герцог Эрнст I Брауншвейг-Люнебургский, принц Ангальт-Кетенский и три нижнегерманских и восемь верхнегерманских имперских городов объединили свои силы. После того, как герцог Ульрих Вюртембергский отвоевал свою страну в 1534 году и также стал её членом, значение пакта возросло ещё больше.
Помимо императора, иностранные правительства и папа римский также заключают договоры со Шмалькальдской лигой. Из-за неминуемой войны с турками император был вынужден уйти в отставку в 1532 году (нюрнбергский религиозный вопрос).
В феврале 1537 года немецкие протестанты встретились в Шмалькальдене. Лютер годами страдал от камней в почках, и у него там были сильные приступы мочекаменной болезни. Лютера отвезли домой.
Альянс остаётся сильным; в 1538 году заключён союз с Данией. С военной точки зрения этот союз достиг дна примерно в 1548 году. Однако остановить лютеранство было невозможно. В 1555 году Аугсбургский мирный договор официально разрешил свободу вероисповедания в Империи.
Издание Библии
В период между Аугсбургским сеймом и Шмалькальдской войной Мартин Лютер продолжает проповедовать и писать. В 1534 году из печати выходит первая полная Библия на немецком языке. Что касается Ветхого Завета, то ему помогают несколько замечательных учёных. В доме Лютера каждую неделю после обеда проводится ревизия библейских текстов. Вместе с Бугенхагеном он изучает Вульгату. Каспар Круцигер знаком с текстом на иврите, но также владеет стенографией и делает записи проповедей Лютера. Эти тексты сохранились. Меланхтон написал Септуагинту. Так называется греческий перевод Танаха, или еврейской Библии, который был написан примерно между 250 годом до н.э. и 50 годом до н.э.. Юстус Йонас, естественно, принимает участие. Часто присутствуют и другие учёные, в том числе еврейские раввины.
Лютер даже отправляется в сокровищницу курфюрста, чтобы посмотреть, как выглядят драгоценные камни и т.д. Таким образом, в 1541, 1543 и 1545 годах появляются исправленные библейские гравюры.
Его биограф Матезиус говорит, что переведенная Библия - одно из величайших чудес Лютера.
Мартин Лютер приезжает в город Треуэнбритцен в 1537 году, чтобы проповедовать в Мариенкирхе. У входа его перебивают, и поэтому он выбирает липу для церкви. Эта Липа теперь известна как Лютер Линден.
Наедине Лютеру приходится пережить несколько вещей. По пути в Веймар Меланхтон серьёзно заболевает, и Лютер спешит в Веймар с несколькими друзьями. Похоже, Меланхтон умрет. Лютер и его друзья молятся за него. К счастью, Меланхтон выздоравливает. 20 сентября 1542 года дочь Лютера Лентье умирает в возрасте 13 лет.
Последнее путешествие Лютера
В последние годы жизни его здоровье пошатнулось. Годы тяжёлого труда и повседневных забот истощили его организм. Он страдает от звона в ушах, нерв на лице провис, из-за чего искривляется глаз. Он всё ещё страдает от повторяющихся камней в почках, и, похоже, у него также была переломана нога. В 1545 году он дважды ездил в свой родной регион, чтобы выступить посредником в споре между графами Мансфельда. Это два брата Гебхард и Альбрехт. В середине зимы, 23 января 1546 года, он отправляется в третий раз, потому что думал, что не сможет отказаться. Обе стороны признали Лютера арбитром. Для Лютера это было важно, потому что спор между графами Мансфельда продолжался годами, и шахтёры страдали из-за того, что их эксплуатировал граф Альбрехт.
Его последнюю проповедь в Виттенберге, произнесённую в середине ноября 1545 года, многие слушают, чувствуя, что больше никогда его не услышат. У его жены предчувствие, что она его больше не увидит.
Трое сыновей Ганс (19), Мартен (14) и Пауль (почти 13) присоединяются к своему отцу. Домашний учитель и Аурифабер также присоединяются, в то время как Юстус Йонас присоединяется к компании в Галле. При переправе через Заале - посреди льдин - порыв ветра чуть не опрокидывает их лодку. На границе Мансфельда Лютера встречают с помпой и обстоятельствами, с процессией из 113 лошадей. Лютеру удаётся добиться примирения между братьями. Своей жене он пишет жизнерадостные письма. В одном письме он шутит по поводу своей "открытой" ноги.
14 февраля он в последний раз проповедовал в Айслебене, на родине. Он также пишет своё последнее письмо жене. Он пишет, что братья граф Гебхард и граф Альберт снова относятся друг к другу по-братски.
Вечером у Лютера случается сильный приступ стенокардии. В ближайшие дни соглашение между графами будет конфисковано.
В среду, 17 февраля, Лютер страдает от стеснения по ночам. 18 февраля 1546 года ночью ему очень душно. К нему приглашены врач Людвиг, его хозяин и римский аптекарь. Также приходят Аурифабер, граф Альберт со своей супругой.
Лютер всё ещё говорит ясным голосом и произносит другую молитву.
Мартин Лютер скончался на глазах у своих сыновей в три часа ночи. Здесь также присутствуют местный викарий Целиус, а также граф Альберт с женой и местный аптекарь Саймон Уайлд.
Погребение
Лютера перевозят в Виттенберг. 22 февраля процессия прибывает к Эльстерским воротам, на то место, где 25 лет назад Лютер сжёг папский банбул. Кете со своими четырьмя детьми и другими жителями стоят вдоль маршрута.
Тело Лютера было перевезено через Виттенберг в ризницу Маркткирхе в Галле (Заале). Здесь находится посмертная маска, сделанная с лица Лютера и отпечатков его рук. Их всё ещё можно просмотреть.
22 февраля 1546 года он был похоронен в замковой часовне в Виттенберге.
Йоханнес Бугенхаген выступает на заупокойной службе в церкви Виттенбергского замка от имени муниципалитета, а Меланхтон - от имени университета. Его жена и дети стоят на коленях.
Кете оказалась в трудных обстоятельствах. Поместье Зюльсдорф не даёт достаточного достатка. Неудачный исход Шмалькальдской войны привёл к её обнищанию. Она обратилась за поддержкой к королю Дании. В 1552 году она умерла в Торгау.
Старший сын Лютера Ганс стал советником, Мартин умер как богослов в молодом возрасте, а Пауль младший стал врачом и личным врачевателем курфюрста Саксонии.
Сам Лютер хотел, чтобы лютеранство стало официальным в империи не больше, чем Шмалькальдская война и захват его любимого Виттенберга Карлом V.
конец, начало Мартин Лютер, акт I, Мартин Лютер, акт II, Мартин Лютер, акт III, Мартин Лютер, акт IV, Мартин Лютер, акт V