В советских фильмах не принято было показывать неприглядные стороны жизни. А если неприкосновенные темы и затрагивались, то с посылом, что отрицательные герои будут наказаны или исправятся. А вот
с наступлением перестройки, когда цензоры оказались не у дел, на экран хлынули ленты, наполненные чернухой и обнажёнкой.
Сегодня эти картины смотрятся явно конъюнктурными, сделанными в угоду времени и зрителю, актуальность они определённо утеряли, но всё равно по ним можно составить кое-какое представление о тенденциях в советском (а потом уже и российском) кино конца прошлого века.
В 1989 году зрителям представили криминальную драму «Беспредел», и это был, пожалуй, первый фильм о тюрьме, снятый с такой неприкрытой откровенностью. Сценарий для него написал журналист Лев Никитский. Собственного, это именно его очерк, опубликованный в журнале «Огонёк» чуть раньше, навёл режиссёра Игоря Гостева на идею снять ленту о заключённых.
Гостев был уже опытным режиссёром, хотя с подобной тематикой не работал. По словам Гостева, зацепила его мысль, что
даже в тюрьме может появиться сильная личность, интеллектуальная, мощная, способная вести за собой.
Возможно, именно по этой причине он пригласил на главную роль Антона Андросова. Антон получил известность три года назад, сыграв очень неоднозначного персонажа в драме «Плюмбум, или Опасная игра». В «Беспределе» ему достался герой, в чём-то схожий с харизматично-догматичным парнем Плюмбумом. Но если Плюмбум ощущал себя победителем, то в новой работе герой Антона Андросова оказался сломанным обстоятельствами.
На роль тюремного начальника Гостев пригласил Льва Дурова. Режиссёр не хотел показывать начальника героем однозначно отрицательным, он был, пожалуй, рабом системы. С одной стороны, это добросовестный работник, который обязан держать в повиновении уголовников, с другой стороны,
он - изворотливый служака, знающий, кому польстить, кого подкупить, с кем позаигрывать, а кому и солгать.
Для Льва Дурова роль в «Беспределе» была своего рода экспериментом: ему обычно приходилось играть персонажей положительных, здесь же он предстал человеком, симпатий не вызывающим.
Интересно, что наряду с популярными артистами (Виктором Павловым, Михаилом Жигаловым, Александром Кузнецовым, Андреем Ташковым, Александром Числовым) в кадре появились молодые и мало кому известные Александр Мохов и Сергей Гармаш.
Все они сыграли уголовников, а
компанию им составили реальные заключённые, снимавшиеся в массовке.
Игорь Гостев вообще тщательно подошёл в подготовке фильма, объездил два десятка лагерей в поисках натуры и много беседовал с осуждёнными. Причём по его настоянию охранники выходили из комнат во время этих бесед, потому что в их присутствии заключённые не могли общаться свободно. Некоторых обитателей тюрем режиссёр даже называл консультантами:
благодаря им прямо на площадке переписывались куски сценария, чтобы эпизоды были более достоверными, а актёры учили жаргонные слова и выражения, чтобы выглядеть на экране «своими».
Съёмочная группа очень хотела создать историю не банально-пошлую, где тюремные нравы предстанут открыто и без прикрас.
Тем не менее в ленте есть и нецензурные выражения, и нескрываемая жестокость, и насилие. И при просмотре
всё-таки сложно отделаться от мысли, что «Беспредел» снимали и ради эпатажа тоже,
ради привлечения внимания публики «зазаборными» порядками и потому, что в перестройку стало возможным (и модным) показывать дно жизни.
А как вы думаете, нужно ли зрителям ленты о мерзостях жизни, в том числе тюремных?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296