Где: Музей Москвы
Адрес: Зубовский Бульвар, 2
До: 24 августа 2025
Это масштабный художественно-исследовательский проект, посвященный искусству в московском метро.
271 станция, из которых более 40 являются памятниками культурного наследия, но более 7.5 млн человек, которые ежедневно пользуются московским метрополитеном, не задумываются, что спускаются в «подземный музей», соприкасаются с произведениями искусства: мозаиками, рельефами, скульптурами, витражами.
Экспозиция, в которую вошло более 350 объектов из государственных и частных коллекций, из семейных архивов потомков художников, работавших над оформлением метро, напоминает нам, что Московский метрополитен – удивительный памятник, уникальное культурное явление.
Выставка очень интересно сделана: ожившие мозаики и скульптуры, макеты и мультимедийные материалы, архивные фотографии, кадры из видеохроники многолетней давности и проекты будущих станций.
Раздел экспозиции “Знакомое” рассказывает о тех элементах, что стали неотъемлемой частью визуального облика московского метро, вошли в повседневность горожан.
«Новослободская» — последняя из пяти станций, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, архитектором сталинского ампира. Он хотел сделать что-то сказочное. Вместе поработать над этой идеей он предложил молодому архитектору Александру Федоровичу Стрелкову, который вспоминал об этой работе так: «С идеей витража из цветного стекла мы обратились к Павлу Дмитриевичу Корину, делавшему тогда эскизы плафонов для "Комсомольской-кольцевой". Он подхватил нашу мысль и с увлечением взялся за работу. "Это надо сделать по-русски!" — сказал он. Вдохновившись рисунками одежд из парчовых тканей, выставленных в Грановитой палате, он создал красивые эскизы. Я же, поймав на слове Госплан, сумел "выбить" золото для отделки и "Новослободской", и "Комсомольской-кольцевой"».
Идея украсить станцию витражами тогда была прорывной, потому что у советских руководителей они ассоциировались с церковью. Витражи из чехословацкого стекла изготовили латвийские художники, которые действительно ранее творили для католических храмов. В 1951 году на “Новослободской” появился ансамбль из 32 витражей.
Торцевую стену станции украшает смальтовое мозаичное панно «Мир во всем мире»: мать (говорят, Павел Корин изобразил супругу архитектора Душкина) с младенцем, который тянет руки к голубям. Изначально на панно был изображен Сталин (что и представлено на выставке), но в 1960-е годы вождя заменили на парящих птиц.
В первоначальном варианте женщина была босая. Это возмутило Хрущева, по его мнению, это показывало, что советская колхозница не могла себе позволить купить обувь. Пришлось “обуть” героиню в сандалии. Но генсек все равно был не доволен. Уж больно напоминала колхозница Мадонну. Панно хотели даже демонтировать, но все-таки сохранили, поставив перед ним стену, облицованную гранитом. Так мать с младенцем оказались на несколько лет «замурованы». После смещения Хрущева с должности, мозаику открыли снова.
Оформление “Белорусской-кольцевой” посвящено теме белорусского народа. Её воплотили 12 мраморных панно в технике флорентийской мозаики на сводах центрального зала. Они были созданы по эскизам художника Григория Опрышко. На панно «Вышивальщицы» женщины первоначально вышивали портрет Сталина, замененный в 60-х на орден Трудового Красного Знамени.
Продолжает диалог света и цвета, начатый на “Новослободской”, художник Андрей Кузнецов на станции “Черкизовская”. Витражи располагаются над обоими выходами в город. Один из них отображает часть олимпийских соревнований в античные времена, а другой, словно перетекая в наше время, показывает фрагменты современных состязаний.
Витраж “В эфире Москва” посвящен телерадиовещанию, теме, связанной с Шуховской башней, находящейся неподалеку от метро “Шаболовская”. В переплетении радиоволн и гиперболических дуг угадываются силуэты Шуховской башни и Кремля. Надписи “CCCР”, “Ленин” и “мир” на разных языках – напоминание об Олимпиаде-80, год когда открыли станцию. В эскизах сохранился альтернативный вариант “За Русь Святую. Дмитрий Донской”.
В московском метро есть две «Арбатские» и две «Смоленские» станции. Так произошло из-за авиаудара противника в годы Великой Отечественной войны. Бомба упала в тоннель между двумя станциями, который тогда залегал неглубоко, и разрушила его. В результате приняли решение построить эти станции снова, но гораздо глубже. Новый участок, который дублировал разрушенный, открыли в 1953 году. Старые станции решили восстановить после войны — в 1958 году их открыли в составе Филевской линии.
На станции “Бауманская” восемь скульптур воинов, тружеников тыла и партизан. Четыре из них выполнены по эскизам Вячеслава Андреева, но он скончался во время строительства, поэтому еще четыре скульптуры заканчивали вдова Андреева и скульптор Сергей Кольцов. Ощущение, что это бронзовые фигуры, но на самом деле это гипс. До начала 1950-х годов статуи были белыми, потом их покрасили.
О неудачном световом решении станции “Парк культуры” Кольцевой линии архитектор Игорь Рожин вспоминал так: “Когда установили светильники, я схватился за голову. О скульпторе и говорить не приходится – он чуть не плакал…” Дело в том, что светильники подвесили между медальонами, а не напротив них, из-за чего образовались двойные тени.
Самая знаменитая скульптура в московском метро, конечно же, "Пограничник с собакой" со станции "Площадь Революции". Традицию тереть псу нос на удачу придумали студенты МВТУ им.Баумана.
По самой распространённой версии, прототип пограничника - Никита Фёдорович Карацупа, а собака - его верный напарник по кличке Индус. Они были неслыханно популярны в 30-е годы. За 20 лет службы Кацупа задержал 338 человек, а вот собак у него за это время было пять, и все они носили кличку Индус. Своего первого “сослуживца” Никита Фёдорович нашёл сам, поскольку прибыл в пограншколу с опозданием, и щенков для дрессировки ему не досталось. В итоге пограничник подобрал двух бездомных дворняжек, которые походили на овчарок, и взял себе.
В «распалубках» сводов станции “Таганская” расположены майоликовые панно, в центре которых - медальоны с изображениями воинов Советской Армии. Под медальонами в окружении победных знамен - майоликовые рельефы, изображающие подвиги представителей различных родов войск или войсковые эмблемы. Некоторые детали орнамента и знамён покрыты позолотой. Несмотря на тяжелую пилонную конструкцию, станция выглядит очень светлой и легкой — благодаря небесно-голубому фону майолик и светлому мрамору отделки. Для получения нужного оттенка голубого фона образцы многократно обжигали в муфельных печах. Керамика в оформлении станции – дань глубокой исторической памяти, т.к. “Таганская” расположена в районе старинной Гончарной слободы.
Станция метро "Маяковская" была построена по проекту архитектора Алексея Душкина и открыта 11 сентября 1938 года, а уже на следующий год проект станции получил гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Для ее оформления 35 мозаичных панно «Сутки Страны Советов» из смальты были заказаны художнику Александру Дейнеке. Они размещены в плафонах куполов центрального нефа станции, причем таким образом, что увидеть их можно только если встать непосредственно под каждым из них. Пассажир забывает о том, что над ним находится 33-метровая толща земли, а видит небо. Тема эскизов — новая жизнь в СССР, насыщенная свершениями и победами в самых различных областях — производстве и сельском хозяйстве, спорте и авиации. И в каждом панно присутствует небо в разное время суток — как символ высоких стремлений советского человека.
На таком АНТ-25 в 1937-м году был совершён рекордный перелёт из Щёлково в Ванкувер через Северный полюс. За 63 часа 16 минут самолёт под командованием Валерия Чкалова пролетел более 9 тысяч километров.
Подъезжая к “Нагатинской”, смотрите в окна: стены станции целиком покрыты флорентийской мозаикой. Работы над мозаиками продолжались около двух лет. Художники подумали о пассажирах, поэтому сделали украшения в разных формах. Крупные можно было видеть прямо из окон поездов. Рисунки специально расположили на такой высоте, чтобы их части хорошо просматривались из вагонов. Работа над мозаикой заняла два года: орнаментальную часть укладывали метростроевцы, а изобразительную – мастера Комбината монументально-декоративного искусства. Художник Элеонора Жарёнова вспоминала: “Когда уже смонтировали композиции на месте, метростроевцы всё спрашивали, сколько же мы за такую красоту и сложность получаем, и очень удивились, узнав, что столько же, как и они при монтаже готовых плит.”
Раздел «Забытое» посвящен художественной среде, исчезнувшей из метро с течением времени: павильонам, рельефам, декоративным элементам, утраченным в процессе реконструкций или в результате изменений общественно-политического контекста. Здесь представлены макеты и эскизы оригинальных проектов наземных вестибюлей «Лубянки» и «Курской», утраченного вестибюля «Охотного ряда» в здании гостиницы «Москва», а также макет встроенного сегодня в здание Павелецкого вокзала павильона станции «Павелецкая». Это подлинные артефакты ушедшей эпохи и свидетельства того, как искусство московского метро отражало и переживало культурные и исторические изменения XX века.
Часть выставки «Грядущее» обращена в будущее: мультимедийная инсталляция, созданная с помощью нейросетей, визуализирует художественные решения для новых станций, которые будут построены в ближайшем будущем.
Эта выставка – приглашение замедлиться в бешеном ритме Москвы, вглядеться в знакомое и увидеть, как искусство становится частью города и нас самих. Я с огромным удовольствием спустилась в подземку после посещения экспозиции и посмотрела вокруг другими глазами.
В Музее Москвы сейчас несколько интересных выставок, об одной них "Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов" я писала ранее.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Музей_Москвы #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Высоко_под_землей #куда_пойти_летом_в_Москве