Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Высоко под землей

Где: Музей Москвы

Адрес: Зубовский Бульвар, 2

До: 24 августа 2025

Это масштабный художественно-исследовательский проект, посвященный искусству в московском метро.

-2

271 станция, из которых более 40 являются памятниками культурного наследия, но более 7.5 млн человек, которые ежедневно пользуются московским метрополитеном, не задумываются, что спускаются в «подземный музей», соприкасаются с произведениями искусства: мозаиками, рельефами, скульптурами, витражами.

-3

Экспозиция, в которую вошло более 350 объектов из государственных и частных коллекций, из семейных архивов потомков художников, работавших над оформлением метро, напоминает нам, что Московский метрополитен – удивительный памятник, уникальное культурное явление.

Майоликовое панно "Проходка шахты" для станции "Комсомольская" Сокольнической линии. Евгений Лансере. 1935
Майоликовое панно "Проходка шахты" для станции "Комсомольская" Сокольнической линии. Евгений Лансере. 1935

Выставка очень интересно сделана: ожившие мозаики и скульптуры, макеты и мультимедийные материалы, архивные фотографии, кадры из видеохроники многолетней давности и проекты будущих станций.

Раздел экспозиции “Знакомое” рассказывает о тех элементах, что стали неотъемлемой частью визуального облика московского метро, вошли в повседневность горожан.

Макет витража Павла Корина "Пианист" со станции "Новослободская" 2025
Макет витража Павла Корина "Пианист" со станции "Новослободская" 2025

«Новослободская» — последняя из пяти станций, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, архитектором сталинского ампира. Он хотел сделать что-то сказочное. Вместе поработать над этой идеей он предложил молодому архитектору Александру Федоровичу Стрелкову, который вспоминал об этой работе так: «С идеей витража из цветного стекла мы обратились к Павлу Дмитриевичу Корину, делавшему тогда эскизы плафонов для "Комсомольской-кольцевой". Он подхватил нашу мысль и с увлечением взялся за работу. "Это надо сделать по-русски!"сказал он. Вдохновившись рисунками одежд из парчовых тканей, выставленных в Грановитой палате, он создал красивые эскизы. Я же, поймав на слове Госплан, сумел "выбить" золото для отделки и "Новослободской", и "Комсомольской-кольцевой"».

Валерий Соболев. Монтаж витража на станции "Новослободская". 21 сентября 1951 года.
Валерий Соболев. Монтаж витража на станции "Новослободская". 21 сентября 1951 года.

Идея украсить станцию витражами тогда была прорывной, потому что у советских руководителей они ассоциировались с церковью. Витражи из чехословацкого стекла изготовили латвийские художники, которые действительно ранее творили для католических храмов. В 1951 году на “Новослободской” появился ансамбль из 32 витражей.

Сборка первого витража на рижском комбинате Maksla перед отправкой в Москву. 12 июля 1951 года
Сборка первого витража на рижском комбинате Maksla перед отправкой в Москву. 12 июля 1951 года

Торцевую стену станции украшает смальтовое мозаичное панно «Мир во всем мире»: мать (говорят, Павел Корин изобразил супругу архитектора Душкина) с младенцем, который тянет руки к голубям. Изначально на панно был изображен Сталин (что и представлено на выставке), но в 1960-е годы вождя заменили на парящих птиц.

Павел Корин Эскиз к мозаике "Мир во всем мире" для станции "Новослободская". 1951 фотобумага, масло
Павел Корин Эскиз к мозаике "Мир во всем мире" для станции "Новослободская". 1951 фотобумага, масло

В первоначальном варианте женщина была босая. Это возмутило Хрущева, по его мнению, это показывало, что советская колхозница не могла себе позволить купить обувь. Пришлось “обуть” героиню в сандалии. Но генсек все равно был не доволен. Уж больно напоминала колхозница Мадонну. Панно хотели даже демонтировать, но все-таки сохранили, поставив перед ним стену, облицованную гранитом. Так мать с младенцем оказались на несколько лет «замурованы». После смещения Хрущева с должности, мозаику открыли снова.

Оформление “Белорусской-кольцевой” посвящено теме белорусского народа. Её воплотили 12 мраморных панно в технике флорентийской мозаики на сводах центрального зала. Они были созданы по эскизам художника Григория Опрышко. На панно «Вышивальщицы» женщины первоначально вышивали портрет Сталина, замененный в 60-х на орден Трудового Красного Знамени.

А.Н.Кузнецов Эскиз к витражу Человек и физическая культура на станции "Черкизовская". 2020-е годы
А.Н.Кузнецов Эскиз к витражу Человек и физическая культура на станции "Черкизовская". 2020-е годы

Продолжает диалог света и цвета, начатый на “Новослободской”, художник Андрей Кузнецов на станции “Черкизовская”. Витражи располагаются над обоими выходами в город. Один из них отображает часть олимпийских соревнований в античные времена, а другой, словно перетекая в наше время, показывает фрагменты современных состязаний.

Макет витража А.Кузнецова "В эфире Москва" со станции "Шаболовская". 2025
Макет витража А.Кузнецова "В эфире Москва" со станции "Шаболовская". 2025

Витраж “В эфире Москва” посвящен телерадиовещанию, теме, связанной с Шуховской башней, находящейся неподалеку от метро “Шаболовская”. В переплетении радиоволн и гиперболических дуг угадываются силуэты Шуховской башни и Кремля. Надписи “CCCР”, “Ленин” и “мир” на разных языках – напоминание об Олимпиаде-80, год когда открыли станцию. В эскизах сохранился альтернативный вариант “За Русь Святую. Дмитрий Донской”.

А.Н.Кузнецов Эскиз к витражу "За Русь Святую. Дмитрий Донской" для станции "Шаболовская" 1980
А.Н.Кузнецов Эскиз к витражу "За Русь Святую. Дмитрий Донской" для станции "Шаболовская" 1980

В московском метро есть две «Арбатские» и две «Смоленские» станции. Так произошло из-за авиаудара противника в годы Великой Отечественной войны. Бомба упала в тоннель между двумя станциями, который тогда залегал неглубоко, и разрушила его. В результате приняли решение построить эти станции снова, но гораздо глубже. Новый участок, который дублировал разрушенный, открыли в 1953 году. Старые станции решили восстановить после войны — в 1958 году их открыли в составе Филевской линии.

Перрон станции метро "Арбатская" 1935.
Перрон станции метро "Арбатская" 1935.

На станции “Бауманская” восемь скульптур воинов, тружеников тыла и партизан. Четыре из них выполнены по эскизам Вячеслава Андреева, но он скончался во время строительства, поэтому еще четыре скульптуры заканчивали вдова Андреева и скульптор Сергей Кольцов. Ощущение, что это бронзовые фигуры, но на самом деле это гипс. До начала 1950-х годов статуи были белыми, потом их покрасили.

О неудачном световом решении станции “Парк культуры” Кольцевой линии архитектор Игорь Рожин вспоминал так: “Когда установили светильники, я схватился за голову. О скульпторе и говорить не приходится – он чуть не плакал…” Дело в том, что светильники подвесили между медальонами, а не напротив них, из-за чего образовались двойные тени.

 Игорь Рожин. Проект станции "Парк культуры". 1948. бумага, карандаш, акварель
Игорь Рожин. Проект станции "Парк культуры". 1948. бумага, карандаш, акварель

Самая знаменитая скульптура в московском метро, конечно же, "Пограничник с собакой" со станции "Площадь Революции". Традицию тереть псу нос на удачу придумали студенты МВТУ им.Баумана.

Макет скульптуры Матвея Манизера "Пограничник с собакой" со станции "Площадь Революции". 2025
Макет скульптуры Матвея Манизера "Пограничник с собакой" со станции "Площадь Революции". 2025

По самой распространённой версии, прототип пограничника - Никита Фёдорович Карацупа, а собака - его верный напарник по кличке Индус. Они были неслыханно популярны в 30-е годы. За 20 лет службы Кацупа задержал 338 человек, а вот собак у него за это время было пять, и все они носили кличку Индус. Своего первого “сослуживца” Никита Фёдорович нашёл сам, поскольку прибыл в пограншколу с опозданием, и щенков для дрессировки ему не досталось. В итоге пограничник подобрал двух бездомных дворняжек, которые походили на овчарок, и взял себе.

Макет пилона с майоликовым панно "Слава героям-кавалеристам" со станции "Таганская". 2025
Макет пилона с майоликовым панно "Слава героям-кавалеристам" со станции "Таганская". 2025

В «распалубках» сводов станции “Таганская” расположены майоликовые панно, в центре которых - медальоны с изображениями воинов Советской Армии. Под медальонами в окружении победных знамен - майоликовые рельефы, изображающие подвиги представителей различных родов войск или войсковые эмблемы. Некоторые детали орнамента и знамён покрыты позолотой. Несмотря на тяжелую пилонную конструкцию, станция выглядит очень светлой и легкой — благодаря небесно-голубому фону майолик и светлому мрамору отделки. Для получения нужного оттенка голубого фона образцы многократно обжигали в муфельных печах. Керамика в оформлении станции – дань глубокой исторической памяти, т.к. “Таганская” расположена в районе старинной Гончарной слободы.

Александр Тартаковский. Монтаж майоликового панно для станции "Таганская". 1949
Александр Тартаковский. Монтаж майоликового панно для станции "Таганская". 1949

Станция метро "Маяковская" была построена по проекту архитектора Алексея Душкина и открыта 11 сентября 1938 года, а уже на следующий год проект станции получил гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Для ее оформления 35 мозаичных панно «Сутки Страны Советов» из смальты были заказаны художнику Александру Дейнеке. Они размещены в плафонах куполов центрального нефа станции, причем таким образом, что увидеть их можно только если встать непосредственно под каждым из них. Пассажир забывает о том, что над ним находится 33-метровая толща земли, а видит небо. Тема эскизов — новая жизнь в СССР, насыщенная свершениями и победами в самых различных областях — производстве и сельском хозяйстве, спорте и авиации. И в каждом панно присутствует небо в разное время суток — как символ высоких стремлений советского человека.

 Макет мозаичного плафона Александра Дейнеки "Перелёт через полюс" со станции "Маяковская". 2025
Макет мозаичного плафона Александра Дейнеки "Перелёт через полюс" со станции "Маяковская". 2025

На таком АНТ-25 в 1937-м году был совершён рекордный перелёт из Щёлково в Ванкувер через Северный полюс. За 63 часа 16 минут самолёт под командованием Валерия Чкалова пролетел более 9 тысяч километров.

Макет фрагмента флорентийской мозаики Элеоноры Жарёновой и Владимира Васильцова со станции "Нагатинская". 2025
Макет фрагмента флорентийской мозаики Элеоноры Жарёновой и Владимира Васильцова со станции "Нагатинская". 2025

Подъезжая к “Нагатинской”, смотрите в окна: стены станции целиком покрыты флорентийской мозаикой. Работы над мозаиками продолжались около двух лет. Художники подумали о пассажирах, поэтому сделали украшения в разных формах. Крупные можно было видеть прямо из окон поездов. Рисунки специально расположили на такой высоте, чтобы их части хорошо просматривались из вагонов. Работа над мозаикой заняла два года: орнаментальную часть укладывали метростроевцы, а изобразительную – мастера Комбината монументально-декоративного искусства. Художник Элеонора Жарёнова вспоминала: “Когда уже смонтировали композиции на месте, метростроевцы всё спрашивали, сколько же мы за такую красоту и сложность получаем, и очень удивились, узнав, что столько же, как и они при монтаже готовых плит.”

Григорий Захаров, Зинаида Чернышёва, Анна Фокина Проект наземного вестибюля станции "Курская". 1949. бумага, карандаш, тушь, акварель
Григорий Захаров, Зинаида Чернышёва, Анна Фокина Проект наземного вестибюля станции "Курская". 1949. бумага, карандаш, тушь, акварель

Раздел «Забытое» посвящен художественной среде, исчезнувшей из метро с течением времени: павильонам, рельефам, декоративным элементам, утраченным в процессе реконструкций или в результате изменений общественно-политического контекста. Здесь представлены макеты и эскизы оригинальных проектов наземных вестибюлей «Лубянки» и «Курской», утраченного вестибюля «Охотного ряда» в здании гостиницы «Москва», а также макет встроенного сегодня в здание Павелецкого вокзала павильона станции «Павелецкая». Это подлинные артефакты ушедшей эпохи и свидетельства того, как искусство московского метро отражало и переживало культурные и исторические изменения XX века.

-23

Часть выставки «Грядущее» обращена в будущее: мультимедийная инсталляция, созданная с помощью нейросетей, визуализирует художественные решения для новых станций, которые будут построены в ближайшем будущем.

Эта выставка – приглашение замедлиться в бешеном ритме Москвы, вглядеться в знакомое и увидеть, как искусство становится частью города и нас самих. Я с огромным удовольствием спустилась в подземку после посещения экспозиции и посмотрела вокруг другими глазами.

-24

В Музее Москвы сейчас несколько интересных выставок, об одной них "Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов" я писала ранее.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Музей_Москвы #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Высоко_под_землей #куда_пойти_летом_в_Москве