Найти в Дзене

Как помочь старшекласснику с ОВЗ адаптироваться в профильных классах

Переход в 10-й класс — важный этап для любого подростка. Но для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) он может стать настоящим вызовом. Новый коллектив, более высокая учебная нагрузка, смена статуса в классе и незнакомая учебная среда — всё это требует психологической, педагогической и родительской поддержки. Почему именно подростки с ОВЗ уязвимы в этот период? Рассказывает Анна Сергеевна Павлова, кандидат психологических наук, доцент ИПКР МГПУ.

Учащиеся с ОВЗ часто сталкиваются с дополнительными трудностями: у них могут быть сниженная устойчивость к стрессу, сложности с социально-психологической адаптацией. Переход на профильное обучение с его углублённой программой может вызвать тревожность, снижение самооценки и учебной мотивации.

Особенно тяжело, когда профильный класс формируется из учеников разных классов, или ребёнок переходит в новую школу — в таком случае подростку с ОВЗ приходится привыкать не только к новым предметам, но и к совершенно новому социальному окружению. Это может привести к школьной дезадаптации. Как она проявляется?

  • Повышенная утомляемость и рассеянность.
  • Снижение интереса к учёбе.
  • Сложности во взаимодействии с новыми одноклассниками.
  • Замкнутость, раздражительность, стресс.
  • Отказ от посещения школы или внеурочной деятельности.

Поскольку школьная дезадаптация — ожидаемое состояние, можно и нужно заниматься его профилактикой, а кроме того — внимательно следить за состоянием ребёнка, чтобы вовремя заметить проблему и помочь. Проблему должны контролировать администрация образовательной организации, педагоги, школьный психолог и родители.

Задача школы — системная поддержка адаптации детей, в том числе учеников с ОВЗ. В успешной школе это задача всей команды: учителей, психолога, специалистов сопровождения и администрации. Она должна включать:

  • психолого-педагогическую диагностику в начале и в середине года;
  • индивидуальные адаптационные маршруты;
  • коррекционно-развивающие занятия;
  • инклюзивный подход на уроках;
  • чёткую и понятную структуру учебного процесса.

Ключевую роль в этих мероприятиях играет школьный психолог. Он помогает не только старшеклассникам, но и родителям, и учителям:

  • проводит диагностику тревожности, самооценки, мотивации;
  • организует социально-психологические тренинги;
  • помогает в развитии коммуникативных навыков, умения справляться со стрессом;
  • индивидуально консультирует тех, кто особенно нуждается в поддержке.

Например, на тренингах обучающиеся с ОВЗ учатся представлять себя в новом коллективе, высказывать своё мнение, договариваться с другими, понимать эмоции окружающих.

Важно развивать устойчивость и у педагогов. Работа с подростками с ОВЗ требует душевной включённости, умения регулировать свои эмоции, избегать выгорания. Поэтому психологи школы должны проводить занятия по стресс-менеджменту и саморегуляции и для учителей.

Не обойтись при борьбе со школьной дезадаптацией и без помощи семьи. Что могут сделать родители?

  • участвуйте в родительских собраниях и семинарах, особенно в начале 10 класса;
  • не обесценивайте тревоги подростка, поддерживайте эмоционально;
  • обсуждайте с ребёнком изменения в расписании, требования учителей, домашние задания;
  • принимайте участие в обсуждении индивидуального маршрута и планирования адаптационного периода.
Важно: подростки с ОВЗ особенно остро чувствуют, когда взрослые действуют несогласованно. Поддержка школы и семьи должна быть единым фронтом.

Всё это — залог успешной адаптации. Когда подросток чувствует, что его принимают, понимают и готовы помочь, он гораздо легче справляется с трудностями. Особенно это важно для детей с ОВЗ, у которых таких трудностей может быть больше, чем у сверстников. Не игнорируйте сигналы, общайтесь, советуйтесь со специалистами, помогайте ребёнку строить уверенный маршрут во взрослую жизнь.