Найти в Дзене
Друг Истории

Советские автомобили и мотоциклы на съезде 2025. Экскурсия по ретро. Фотоальбом

Безгранична автомобильная мысль, которая воплощается в металле, пластике и в скором движении на колесах. Хочется изучить этот мир, понять его тренды, схватить суть. Ретро выставка Старый дилижанс в Королеве помогла мне это сделать. Продолжаем экскурсию по симпатичной улице ретро.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории). 19.04.2025  Олень - ист. Википедия
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории). 19.04.2025 Олень - ист. Википедия

Ранее по выставке см. Победа, Линкольн, Опель Кадетт, волги... На выставке Ретро автомобилей. Экскурсия

25. ЗАЗ 965А, 27 л.с., 1965. Первая советская массовая малолитражка, выпускаемая с 1960г. Для придания компактной формы автомобилю конструкторы двигатель (V4 воздушного охлаждения) и коробку передач объединили в единый блок и установили над задними - ведущими колёсами. За счет дутой крышки задней моторной части, отличающуюся от покатой передней - (багажной), запорожец в народе получила прозвище "горбатый". Модификация 965А производилась в 1962-1969гг. По внешнему виду на фото перед нами очевидно 1-й тип ЗАЗ 965А. Видите? Звездочка на капоте и наличие решёточки для звукового сигнала на выштамповке передка. Характерные черты I типа. А не видите! - Отсутствует лихой росчерк за надписью на передке запорожец (как в 965). Проблема только в том, что в интернете утверждается, что тип I ЗАЗ 965А выпускался в окт. 1962-нач.1964, а владелец самого авто считает, что это машина 1965г.)

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории).
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории).

Общая черта ЗАЗ 965/965А с 1963г. Номерной знак установлен на кожух, через который выходит воздух, охлаждающий мотор, а фонарь освещения находится над этим кожухом.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

26. FSC Lublin Żuk Van, AO7B, 70 л.с., 2,12 л, 1977г. Польский автозавод FSC (Fabryka Samochodów Ciężarowych) в Люблине выпускал машины с 1951г. С 1958 по 1998г. завод занимался легкими грузовиками и фургонами Жук.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Фургон модели А07В (1975-1998) характеризовалась появлением боковых окон. При рестайлинге 1975г. под капот поместили верхнеклапанный мотор S-21 и добавили букву В (Варшава) в название модели.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

27. ГАЗ-69, 65 л.с., двухдверный, 8-местный, 1969г. Полноприводный внедорожник ГАЗ-69 выпускался с 1952 по 1973гг. В 60-е УАЗ перешёл на обновленный вариант ГАЗ-69М с 65-сильным двигателем М-21Г от фургона УАЗ-450 с новым радиатором для охлаждения масла и маскировочными фарами. Таким образом, на фото доработанный ГАЗ-69М ульяновской сборки для Советской армии.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

28. ГАЗ-21Р, 75 л.с., Волга 1968г. В 1962г. начался выпуск 3-й серии ГАЗ-21, о ней я рассказывал в п.12. В 1965г. произошли некоторые изменения в агрегатах - поставлен новый карбюратор К-124, роликовые подшипники ступиц и др. В результате, Волге для внутреннего рынка присвоили индекс ГАЗ-21Р. От экспортного ГАЗ-21УС "наш" ГАЗ- 21Р отличается меньшим декором, например здесь не видно хромированных деталей на крыльях.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

29. ГАЗ М-21, 75 л.с., 1963 г. Это третья серия ГАЗ-21 - начальная, ещё до её модификации в 1965г. Как видим, от оленя на капоте хозяин не успел избавиться, вопреки действующим с начала 60-х предписаниям безопасности .

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Нижняя часть сидения в 3-й серии ГАЗ-21 сделана из ткани, тогда как во второй серии она из кожзама. Приемник и громкоговоритель в хромированной рамке.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

30. Кое-где на выставке перед взором оказывались ретро-мотоциклы. Ниже перед вами военный мотоцикл МВ-750 1967 года, 26 л.с. Он выпускался Киевским мотоциклетным заводом (КМЗ) с 1964г, как модификация гражданского мотоцикла К-750. На коляске по указаниям оружейников были добавлены пулеметные стойки спереди и сзади.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Для военных целей здесь добавлен привод на колесо коляски с блокировкой дифференциала. В заблокированном состоянии дифференциал не передаёт крутящий момент только одному колесу, а оба колеса крутятся совместно, что повышает проходимость по песку, снегу и т.п. Впрочем, по утверждению хозяина мото, в данном случае привод работает без блокировки дифференциала, что характерно для модели МВ-750М (выпускалась с 1973). 750М оснащалась КПП с передачей заднего хода. Скорость М-750 давал до 90 км/ч. И он стал основой для мотоцикла Днепр МТ-12.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

31. Урал ИМЗ 8.103-10, 36 л.с., 1991г. Выпускался в 1987-1995гг. в Ирбите. Из-за характерной дуплексной рамы получил прозвище табуретка. По сравнению с предшественником ИМЗ-8.103-30, - облегчился на 5 кг, а модернизированная КПП получила передачу заднего хода.

                                                                             Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

До 105 км/ч разгоняется этот Урал.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Рядом с Уралом мотороллер Вятка ВП-150 (1957-1966), 5,5 л.с., копия итальянского мотороллера «Веспа» 150GS. Стоил всего 150р., отличался хорошей проходимостью по грунтовке. Вятку хвалили за охлаждение двигателя вентилятором, актуальное особенно на летней жаре.

                                                                                       Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Мопед Рига-4, 2 л.с., 1970г. Мопеды в Риге выпускались с 1958 по 1998г., а Рига-4 в 1968-1973гг. В отличие от Рига-3 у четвёрки был выше поднят руль, вместо колёс R19 были установлены колёса диаметром R16, но при этом выросла их ширина, добавился высоковольтный трансформатор. Установлен новый мотор Ш-52, который при тех же параметрах, что и Ш-51, считался более надежным.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

32. Мотоцикл Иж Юпитер-3 (1971-77, модификации до 1981). Первый советский мотоцикл с указателями поворотов. Мощность двигателя возросла по сравнению с Юпитер-2 с 18-19 до 25 л.с. Для улучшения очистки (продувки) и наполнения цилиндра двигателя свежей горючей смесью на двигателе здесь применена двухструйная продувка вместо четырехструйной (на ИЖ-Ю2). Изменены проходные сечения окон в цилиндрах и фазы газораспределения. В связи с изменением впускных окон изменились и размеры впускного патрубка цилиндров и т.д. В итоге степень сжатия возросла с 6,7-7 до 9,5. Мотоцикл стал более порывистым, шумным, а максимальная скорость без коляски возросла с 113 до 120 км/ч.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

33. ВАЗ-21063, 64 л.с., 1,3 л., 1989г. Знаменитая шестерка (жигули) производилась с февраля 1976 по 2005г.. А вот эта ее модификация 21063 захватила "только" 1979-1994гг. Шестерки шли на экспорт, а там потребители требовали более экономичных машин. Вот и установили для "жадин" маломощный двигатель 21011 1,3 л. вместо 1,6 л. Немного изменили выхлопную систему. Впрочем, положенного шильдика SL (до 1991г.) на этой машине я не видел. Видимо, она для внутреннего рынка.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

34. Победа M-20 1950 г. 52 л.с. Это Победа второй серии, производимая с в 1948-1955гг. Двухэтажная решетка радиатора - тельняшка говорит сама за себя - т.е. подтверждает 2-ую серию.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Есть нюанс, который нигде в интернете не объясняется. Перед нами удлиненный седан-фастбек Победа, отличающийся от других машин 2-ой серии. Мощность двигателя 52 л.с. может говорить в пользу М-20А, которую выпускали для такси. Но и М-20А бывали и удлиненные, и покороче. На мой взгляд, удлинение - это политический замах на заграницу, роскошь см. у меня п.13 (Линкольн-Зефир)

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

35. ГАЗ-М-20В Победа 68 л.с. 1956. Это Победа финальной третьей серии (1955-58). Как и полагается, клыки на бампере лишились перемычки (над номером). Радиаторная решётка "улыбка" сменила тельняшку.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Интересно, - и Победа 1950г., и Победа 1956г. - удлиненные седан-фастбеки. Как я говорил выше, заявка на роскошь.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

36. ГАЗ-21, 143 л.с. 1962 г. Это классический вариант заднеприводной Волги 2-й серии (1958-1962), хотя родной мотор ЗМЗ-21А имел мощность только 70 л.с. Тем не менее радиаторная решетка акулья пасть и олень на капоте в этом случае на месте.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Базовая модель Волги 2-й серии ГАЗ-21И, 1962г. Отличается от выше ГАЗ-21 отсутствием молдингов на крыльях, но с таким же молдингом на капоте и оленем. Вот такую же волгу ГАЗ-21И, но только престижного чёрного цвета, получил Гагарин за свой полет в 1961г. от Горьковского автозавода.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

37. Победа 2-й серии ГАЗ-М-20, 52 л.с., 1954. Классический неудлинённый вариант Победы в отличие от рассмотренных в п.35. Обратите внимание, что есть перемычка между клыками на бампере.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

38. Волга ГАЗ-24 (1968-1985), Примерно 1980 года, 95 л.с., 2,4л. Начиная с 1976г. на ГАЗ-24 ставились как стандартное оборудование дополнительные указатели поворота (оранжевые). В 1978г. волги получили бампера с клыками и противотуманные фары.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

38. Снова Волга периода начала 3-й серии (1962-1970). ГАЗ-21, 75 л.с., 1963г. Как и полагается, олень исчез вместе с молдингом на капоте ( в отличии от п.29), решетка радиатора "китовый ус", а не "акулья пасть", клыки на бампере исчезли. Чёрные волги, как правило, обслуживали в своё время чиновников и партийную номенклатуру.

Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)
Фото - Олег Душин (блог Друг Истории)

Просторы автомобильной мысли безграничны. До новых встреч.

Очерк включен в подборку Музеи. Выставки блога Друг Истории.

Признателен за лайки, подписку и донаты на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №368, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории