Безгранична автомобильная мысль, которая воплощается в металле, пластике и в скором движении на колесах. Хочется изучить этот мир, понять его тренды, схватить суть. Ретро выставка Старый дилижанс в Королеве помогла мне это сделать. Продолжаем экскурсию по симпатичной улице ретро.
Ранее по выставке см. Победа, Линкольн, Опель Кадетт, волги... На выставке Ретро автомобилей. Экскурсия
25. ЗАЗ 965А, 27 л.с., 1965. Первая советская массовая малолитражка, выпускаемая с 1960г. Для придания компактной формы автомобилю конструкторы двигатель (V4 воздушного охлаждения) и коробку передач объединили в единый блок и установили над задними - ведущими колёсами. За счет дутой крышки задней моторной части, отличающуюся от покатой передней - (багажной), запорожец в народе получила прозвище "горбатый". Модификация 965А производилась в 1962-1969гг. По внешнему виду на фото перед нами очевидно 1-й тип ЗАЗ 965А. Видите? Звездочка на капоте и наличие решёточки для звукового сигнала на выштамповке передка. Характерные черты I типа. А не видите! - Отсутствует лихой росчерк за надписью на передке запорожец (как в 965). Проблема только в том, что в интернете утверждается, что тип I ЗАЗ 965А выпускался в окт. 1962-нач.1964, а владелец самого авто считает, что это машина 1965г.)
Общая черта ЗАЗ 965/965А с 1963г. Номерной знак установлен на кожух, через который выходит воздух, охлаждающий мотор, а фонарь освещения находится над этим кожухом.
26. FSC Lublin Żuk Van, AO7B, 70 л.с., 2,12 л, 1977г. Польский автозавод FSC (Fabryka Samochodów Ciężarowych) в Люблине выпускал машины с 1951г. С 1958 по 1998г. завод занимался легкими грузовиками и фургонами Жук.
Фургон модели А07В (1975-1998) характеризовалась появлением боковых окон. При рестайлинге 1975г. под капот поместили верхнеклапанный мотор S-21 и добавили букву В (Варшава) в название модели.
27. ГАЗ-69, 65 л.с., двухдверный, 8-местный, 1969г. Полноприводный внедорожник ГАЗ-69 выпускался с 1952 по 1973гг. В 60-е УАЗ перешёл на обновленный вариант ГАЗ-69М с 65-сильным двигателем М-21Г от фургона УАЗ-450 с новым радиатором для охлаждения масла и маскировочными фарами. Таким образом, на фото доработанный ГАЗ-69М ульяновской сборки для Советской армии.
28. ГАЗ-21Р, 75 л.с., Волга 1968г. В 1962г. начался выпуск 3-й серии ГАЗ-21, о ней я рассказывал в п.12. В 1965г. произошли некоторые изменения в агрегатах - поставлен новый карбюратор К-124, роликовые подшипники ступиц и др. В результате, Волге для внутреннего рынка присвоили индекс ГАЗ-21Р. От экспортного ГАЗ-21УС "наш" ГАЗ- 21Р отличается меньшим декором, например здесь не видно хромированных деталей на крыльях.
29. ГАЗ М-21, 75 л.с., 1963 г. Это третья серия ГАЗ-21 - начальная, ещё до её модификации в 1965г. Как видим, от оленя на капоте хозяин не успел избавиться, вопреки действующим с начала 60-х предписаниям безопасности .
Нижняя часть сидения в 3-й серии ГАЗ-21 сделана из ткани, тогда как во второй серии она из кожзама. Приемник и громкоговоритель в хромированной рамке.
30. Кое-где на выставке перед взором оказывались ретро-мотоциклы. Ниже перед вами военный мотоцикл МВ-750 1967 года, 26 л.с. Он выпускался Киевским мотоциклетным заводом (КМЗ) с 1964г, как модификация гражданского мотоцикла К-750. На коляске по указаниям оружейников были добавлены пулеметные стойки спереди и сзади.
Для военных целей здесь добавлен привод на колесо коляски с блокировкой дифференциала. В заблокированном состоянии дифференциал не передаёт крутящий момент только одному колесу, а оба колеса крутятся совместно, что повышает проходимость по песку, снегу и т.п. Впрочем, по утверждению хозяина мото, в данном случае привод работает без блокировки дифференциала, что характерно для модели МВ-750М (выпускалась с 1973). 750М оснащалась КПП с передачей заднего хода. Скорость М-750 давал до 90 км/ч. И он стал основой для мотоцикла Днепр МТ-12.
31. Урал ИМЗ 8.103-10, 36 л.с., 1991г. Выпускался в 1987-1995гг. в Ирбите. Из-за характерной дуплексной рамы получил прозвище табуретка. По сравнению с предшественником ИМЗ-8.103-30, - облегчился на 5 кг, а модернизированная КПП получила передачу заднего хода.
До 105 км/ч разгоняется этот Урал.
Рядом с Уралом мотороллер Вятка ВП-150 (1957-1966), 5,5 л.с., копия итальянского мотороллера «Веспа» 150GS. Стоил всего 150р., отличался хорошей проходимостью по грунтовке. Вятку хвалили за охлаждение двигателя вентилятором, актуальное особенно на летней жаре.
Мопед Рига-4, 2 л.с., 1970г. Мопеды в Риге выпускались с 1958 по 1998г., а Рига-4 в 1968-1973гг. В отличие от Рига-3 у четвёрки был выше поднят руль, вместо колёс R19 были установлены колёса диаметром R16, но при этом выросла их ширина, добавился высоковольтный трансформатор. Установлен новый мотор Ш-52, который при тех же параметрах, что и Ш-51, считался более надежным.
32. Мотоцикл Иж Юпитер-3 (1971-77, модификации до 1981). Первый советский мотоцикл с указателями поворотов. Мощность двигателя возросла по сравнению с Юпитер-2 с 18-19 до 25 л.с. Для улучшения очистки (продувки) и наполнения цилиндра двигателя свежей горючей смесью на двигателе здесь применена двухструйная продувка вместо четырехструйной (на ИЖ-Ю2). Изменены проходные сечения окон в цилиндрах и фазы газораспределения. В связи с изменением впускных окон изменились и размеры впускного патрубка цилиндров и т.д. В итоге степень сжатия возросла с 6,7-7 до 9,5. Мотоцикл стал более порывистым, шумным, а максимальная скорость без коляски возросла с 113 до 120 км/ч.
33. ВАЗ-21063, 64 л.с., 1,3 л., 1989г. Знаменитая шестерка (жигули) производилась с февраля 1976 по 2005г.. А вот эта ее модификация 21063 захватила "только" 1979-1994гг. Шестерки шли на экспорт, а там потребители требовали более экономичных машин. Вот и установили для "жадин" маломощный двигатель 21011 1,3 л. вместо 1,6 л. Немного изменили выхлопную систему. Впрочем, положенного шильдика SL (до 1991г.) на этой машине я не видел. Видимо, она для внутреннего рынка.
34. Победа M-20 1950 г. 52 л.с. Это Победа второй серии, производимая с в 1948-1955гг. Двухэтажная решетка радиатора - тельняшка говорит сама за себя - т.е. подтверждает 2-ую серию.
Есть нюанс, который нигде в интернете не объясняется. Перед нами удлиненный седан-фастбек Победа, отличающийся от других машин 2-ой серии. Мощность двигателя 52 л.с. может говорить в пользу М-20А, которую выпускали для такси. Но и М-20А бывали и удлиненные, и покороче. На мой взгляд, удлинение - это политический замах на заграницу, роскошь см. у меня п.13 (Линкольн-Зефир)
35. ГАЗ-М-20В Победа 68 л.с. 1956. Это Победа финальной третьей серии (1955-58). Как и полагается, клыки на бампере лишились перемычки (над номером). Радиаторная решётка "улыбка" сменила тельняшку.
Интересно, - и Победа 1950г., и Победа 1956г. - удлиненные седан-фастбеки. Как я говорил выше, заявка на роскошь.
36. ГАЗ-21, 143 л.с. 1962 г. Это классический вариант заднеприводной Волги 2-й серии (1958-1962), хотя родной мотор ЗМЗ-21А имел мощность только 70 л.с. Тем не менее радиаторная решетка акулья пасть и олень на капоте в этом случае на месте.
Базовая модель Волги 2-й серии ГАЗ-21И, 1962г. Отличается от выше ГАЗ-21 отсутствием молдингов на крыльях, но с таким же молдингом на капоте и оленем. Вот такую же волгу ГАЗ-21И, но только престижного чёрного цвета, получил Гагарин за свой полет в 1961г. от Горьковского автозавода.
37. Победа 2-й серии ГАЗ-М-20, 52 л.с., 1954. Классический неудлинённый вариант Победы в отличие от рассмотренных в п.35. Обратите внимание, что есть перемычка между клыками на бампере.
38. Волга ГАЗ-24 (1968-1985), Примерно 1980 года, 95 л.с., 2,4л. Начиная с 1976г. на ГАЗ-24 ставились как стандартное оборудование дополнительные указатели поворота (оранжевые). В 1978г. волги получили бампера с клыками и противотуманные фары.
38. Снова Волга периода начала 3-й серии (1962-1970). ГАЗ-21, 75 л.с., 1963г. Как и полагается, олень исчез вместе с молдингом на капоте ( в отличии от п.29), решетка радиатора "китовый ус", а не "акулья пасть", клыки на бампере исчезли. Чёрные волги, как правило, обслуживали в своё время чиновников и партийную номенклатуру.
Просторы автомобильной мысли безграничны. До новых встреч.
Очерк включен в подборку Музеи. Выставки блога Друг Истории.
Признателен за лайки, подписку и донаты на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №368, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории