Бартоломео Растрелли — один из архитекторов, чьи работы легко узнать даже тем, кто далёк от искусства. Его дворцы и соборы — образцы русского барокко XVIII века, которые до сих пор удивляют своим масштабом и роскошью.
Разбираться в наследии Растрелли полезно по множеству причин: его шедевры — это не только часть российской истории, но и обязательные точки на туристической карте. В статье расскажем о самых известных работах архитектора, их особенностях и значении для истории и современности.
Кто такой Франческо Бартоломео Растрелли
Так звучит полное имя архитектора, который прославился как создатель русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец, Бартоломео Карло Растрелли, был скульптором, работал при дворах европейских монархов.
Портрет архитектора Бартоломео Растрелли. Художник Пьетро Ротари. Русский Музей, Михайловский замок.
Семья переехала в Россию в 1716 году по приглашению Петра I — он привлекал в страну многих европейских мастеров. Здесь молодой Франческо продолжил карьеру отца, участвовав в строительстве дворцов в стиле петровского барокко.
В России Растрелли работал при трёх императрицах: Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине II. Самое плодотворное время его творчества пришлось на елизаветинскую эпоху, когда были в моде пышные и величественные постройки.
С воцарением Екатерины II положение Растрелли изменилось. Императрица предпочитала сдержанный классицизм, в котором архитектор не работал. Новых заказов стало меньше, карьера Растрелли в России пошла на спад. В 1764 году архитектор уехал в Курляндию (герцогство на территории современной Латвии). Там же он и умер в 1771 году.
Архитектурный стиль Растрелли
Архитектор стал главным представителем пышного стиля елизаветинского барокко, который пользовался популярностью в XVIII веке. Его проекты выделяются грандиозностью и акцентом на роскошь — это дворцы с ярко раскрашенными фасадами и позолоченным лепным декором, которые выглядят величественно и дорого.
Павильон 'Эрмитаж': регулярная часть Екатерининского парка, Пушкин, Пушкинский район, Санкт-Петербург. Фото: GAlexandrova / Wikimedia
Одной из главных особенностей творчества Растрелли было умение сочетать западноевропейские традиции барокко с русским узорочьем. В его работах можно заметить элементы французского рокайля — это сложные плавные линии, изящные орнаменты и внимание к деталям. При этом проекты архитектора всегда были масштабными и симметричными, что характерно для русской архитектурной школы.
Растрелли создавал большие дворцовые ансамбли с просторными дворами и садами, гармонично сочетая роскошь фасадов с парадными интерьерами.
Знаменитые проекты Растрелли в Санкт-Петербурге
Зимний дворец (1754–1762)
Зимний Дворец. Фото: Florstein / Wikimedia
Одна из широко известных работ Растрелли. Дворец стал символом елизаветинского барокко. В здании соединяются композиционная симметрия фасадов, характерная для классицизма, богатая лепнина и выразительная цветовая палитра.
Фрагмент фасада Зимнего Дворца. Фото: genomus / Wikimedia
Дворец поражает своими масштабами и продуманным декором. Здание 155 лет служило императорской резиденцией, сейчас в нём располагается музей Эрмитаж.
Смольный монастырь (1748–1764)
Смольный монастырь. Фото: Florstein / Wikimedia
Ещё одно значимое творение Растрелли. Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря выполнен в стиле елизаветинского барокко, но с акцентом на строгость линий, которую требовал его духовный статус. Строительство затянулось из-за войны с Пруссией: сначала заложили собор, затем пристроили к нему монастырь, возвели каменную ограду, а собор достроили уже в XIX веке. Также в проекте была колокольня высотой 140 м, которую решили не возводить из-за дороговизны.
Строгановский дворец (1753–1754)
Строгановский дворец, вид с Невского проспекта. Фото: George Shuklin / Wikimedia
Строгановский дворец, вид с набережной реки Мойки. Фото: Florstein / Wikimedia
Здание построено для барона С. Г. Строганова — горнозаводчика, богатого землевладельца и мецената. В этом проекте Растрелли сделал акцент на роскошь интерьеров и гармоничное сочетание форм. Здание сравнительно компактно, но украшающие его портики с колоннами, пилястры и наличники создают монументальный эффект. Сейчас во дворце располагается филиал Русского музея.
Воронцовский дворец (1749–1757)
Воронцовский дворец. Фото: A.Savin / Wikimedia
Менее известный, но не менее значимый проект Растрелли. Это яркий образец городской усадьбы, состоящий из главного корпуса и двух боковых флигелей. Фасад с центральным ризалитом оформлен в барочном стиле с обильной лепниной. Сегодня дворец используется в качестве здания городского суда.
Проекты Растрелли в Царском Селе и Петергофе
Екатерининский дворец (1752–1756)
Екатерининский дворец в Царском селе. Фото: Florstein / Wikimedia
Большой зал Екатерининского Дворца. Фото: A.Savin / Wikimedia
Один из самых масштабных проектов Растрелли расположен в Царском Селе. Задачей архитектора было перестроить старый дворец, полностью изменив его внешний облик и интерьеры. Длинные фасады оформили белыми колоннами, парадную анфиладу комнат украсили золочёной резьбой. Один из кабинетов был целиком украшен янтарём — восстановить отделку, разрушенную во время Великой Отечественной войны, удалось только к 2003 году.
Петергоф (1745–1752)
Центральная часть южного фасада Петергофского Дворца. Фото: Nikamart / Wikimedia
Танцевальный зал. Фото: Mistervlad / Shutterstock / Fotodom
В Большом дворце Петергофа Растрелли занимался расширением площади и отделкой интерьеров. Дворец приобрёл ещё один этаж, флигели, галереи и дополнительные корпуса. Внутреннее убранство стало роскошным: залы украсили позолотой, зеркалами, лепниной, позолоченной резьбой по дереву, масляной живописью, кованым металлом. Для усиления эффекта большого объёма помещений архитектор использовал фальшивые окна-зеркала, расположив их напротив настоящих.
Другие значимые работы
Андреевская церковь в Киеве (1749–1767)
Андреевская церковь. Фото: Konstantin Brizhnichenko / Wikimedia
Для столицы Киевской губернии Российской империи архитектор спроектировал храм по приказу Елизаветы Петровны. Парадная церковь с пятью куполами стоит на холме и выделяется богатым декором фасадов. Композиция здания, устремлённого ввысь, подчёркнута природным ландшафтом. В оформлении куполов прослеживаются черты немецкого барокко. Иконостас храма изготовлен по проекту Растрелли и покрыт сусальным золотом.
Мариинский дворец в Киеве (1752–1870)
Мариинский дворец. Фото: Roman Naumov / Wikimedia
Дворец был задуман как официальная резиденция для Елизаветы Петровны. Здание имеет характерное для Растрелли множество декоративных элементов, включая колоннады и сложные карнизы. Интерьеры поражают своей роскошью: каждое помещение оформлено изысканным декором, мрамором и лепниной. Дворец сгорел в XIX веке, был восстановлен, затем вновь разрушен в годы Великой Отечественной войны и отреставрирован. Сейчас в здании находится резиденция президента Украины.
Бартоломео Растрелли — основатель школы русского барокко и автор роскошных дворцов и храмов XVIII века. Его работы стали символами эпохи Елизаветы Петровны.
Главные проекты Растрелли:
- Зимний дворец — вершина творчества архитектора.
- Смольный монастырь — комплекс зданий с одноимённым собором.
- Строгановский дворец — особняк в историческом центре Петербурга.
- Воронцовский дворец — классическая городская усадьба.
- Екатерининский дворец — нарядная загородная резиденция российских императоров в Царском Селе.
- Интерьеры Большого дворца в Петергофе — роскошная отделка в стиле русского барокко.
- Андреевская церковь в Киеве — один из архитектурных символов города.
- Мариинский дворец в Киеве — императорская, а затем президентская резиденция.