Найти в Дзене
16 на 9

Погружаемся в цветокор часть 1: LUT'ы, LOG, грейд и другие ужасы

Оглавление

Привет, друзья! Наверняка, каждый из вас, кто хоть раз пытался сделать видео по-настоящему сочным и выразительным, сталкивался с этими загадочными терминами: LUT, LOG, грейд, кривые... Звучит страшно, согласен. Но на самом деле, это не сложнее, чем разобраться в новой версии вашей любимой монтажки. Что ж, давайте разберемся, что к чему, и перестанем бояться этих "страшных слов".

Что вообще такое цветокоррекция и зачем она нужна? И почему всегда в конце?

Представьте: вы сняли идеальный кадр, свет отличный, композиция – закачаешься! Но вот картинка какая-то... бледная. Серая. Или, наоборот, слишком желтая. Знакомо? Именно для этого и нужна цветокоррекция. Это не просто "накрутить цвета", это целая магия, которая позволяет:

  • Придать картинке нужное настроение: Хотите драму? Сделайте холоднее. Романтику? Добавьте теплых оттенков.
  • Исправить ошибки съемки: Пересвет или недосвет? Не беда, часто это можно поправить. (Хотя, конечно, лучше их избегать, но мы ведь все люди, да?)
  • Выстроить единый стиль: Если у вас несколько камер, они могут снимать по-разному. Цветокоррекция поможет привести все кадры к единому знаменателю.
  • Сделать изображение "дороже" и профессиональнее: Хороший цвет – это половина успеха!

Короче говоря, цветокоррекция – это финальный штрих, без которого даже самый гениальный кадр может остаться просто неплохим.

И, кстати, почему этот штрих всегда ставится в самом конце? Был у меня один ученик, который постоянно возмущался: "Ну вот почему я должен работать с "некрашеным" материалом? Я же хочу видеть всю красоту картинки сразу!" И он стал настаивать на том, чтобы делать цветокор сразу после чернового монтажа. Я, конечно, не разрешил.

Все дело в эффективности и логике производственного процесса. Цветокоррекция – это не просто "покраска", это адаптация изображения под конечный монтаж. Представьте, вы тщательно выкрасили кадр, потратили на это время и силы. А потом на этапе чистового монтажа выяснилось, что этот кадр нужно укоротить, или вообще вырезать, или добавить эффект, который изменит общую световую схему. Что тогда? Все придется переделывать! Это огромная трата времени и ресурсов.

Цветокоррекция делается тогда, когда монтаж уже утвержден, все эффекты наложены, титры и графика на месте. Только тогда можно гарантировать, что все ваши усилия по "покраске" будут использованы по назначению и не пойдут прахом. Сначала фундамент, потом стены, потом крыша, и только потом – дизайн интерьера. В видеопроизводстве точно так же.

-3

LOG: когда изображение выглядит "плоско" – это хорошо!

Начинающие часто удивляются, почему их камеры, особенно профессиональные, снимают такое "бледное" видео. Вот это и есть LOG (или Log-гамма). Это специальный формат записи, который сохраняет максимум информации о цвете и свете в кадре. Зачем? Чтобы потом у вас было больше свободы для маневра на этапе цветокоррекции.

Думайте о LOG-видео как о нераскрытом бутоне: он может быть и не очень красивым сам по себе, но у него огромный потенциал для превращения в роскошный цветок. Если вы снимаете в LOG, знайте – вы на правильном пути!

LUT: волшебная кнопка, или все же нет?

А вот теперь переходим к LUT (Look Up Table) – это такие готовые "пресеты", таблицы преобразования цвета, которые мгновенно меняют вид вашего видео.

Луты бывают разные:

  • "Проявочные" (технические) LUT'ы: Их основная задача – "проявить" ваш LOG-материал, привести его к стандартному виду Rec.709, чтобы он выглядел нормально на обычном мониторе. Например,
    S-Log3Gamut3_to_Rec709 – это классический проявочный LUT для материала, снятого на камеры Sony в профиле S-Log3 с цветовым пространством S-Gamut3. Он просто делает картинку "читаемой", нормализует ее. Это как проявить негатив фотографии, чтобы увидеть базовое изображение (листайте галерею).
  • "Художественные" (креативные) LUT'ы: А вот эти ребята уже для стиля! Они применяют к вашему изображению определенные цветовые схемы, добавляют настроения, имитируют пленку или создают уникальный "лук". Эти LUT'ы не просто нормализуют, а "раскрашивают" ваш кадр, придавая ему желаемую атмосферу.
-5

Как отличить проявочный лут от креативного?
Да очень просто - по названию. Если название формата <много_букв>_to_<ещё много букв>, то лут проявочный. Первая часть его названия - пространство в котором снят материал, вторая - то, в которое он его переводит. Если же в названии вы видите что-то вроде FGCineDrama - будьте уверены этот лут для стиля.

Многие любят LUT'ы за их простоту – накинул и готово! Но тут есть нюансы. Не всегда LUT подходит идеально. Иногда он может "убить" детали в светах или тенях, сделать цвета неестественными. Поэтому LUT – это скорее отправная точка, а не финальное решение.

И давайте сразу развенчаем один популярный миф: нет никаких волшебных "голливудских" лутов, которые сделают офигенным абсолютно любой кадр нажатием одной кнопки. В большом кино цветокоррекция – это не просто применение пресетов. Там LUT'ы часто разрабатываются под каждую уникальную сцену. Это огромная, кропотливая работа целой команды: оператора-постановщика, режиссера и, конечно, колориста. Они вместе создают уникальный цветовой профиль для фильма, который идеально соответствует их художественному замыслу. Так что, если вам кто-то предлагает "тот самый голливудский LUT" – скорее всего, это просто нае... кхм, маркетинг.

-6

Грейдинг (Grade): когда LUT'а недостаточно

А вот когда мы начинаем "дорабатывать ручками", это и есть грейдинг (или цветовой грейдинг, колоризация). Это процесс тонкой настройки цвета в видео для достижения определенного художественного эффекта или соответствия стилю. Это то, чем занимаются профессиональные колористы. Здесь нет волшебных кнопок – только понимание цвета, композиции и умение чувствовать кадр. Это кропотливая работа, но именно она позволяет добиться того самого "киношного" вида, к которому мы все стремимся.

-7

Цветовые пространства: зачем их так много?

Я уже вскользь упоминал термины "цветовое пространство" и "Rec.709", но давайте разберемся поглубже, что это за звери и почему их не один, а целый зоопарк.

Треугольники на графиках и есть цветовые пространства
Треугольники на графиках и есть цветовые пространства

Представьте, что каждый цвет, который мы видим, можно описать координатами. Цветовое пространство – это такая "карта", которая определяет, какие цвета (и сколько их) может отобразить или записать конкретное устройство. Это как палитра художника: у кого-то она богаче, у кого-то скромнее.

Почему их много?

Все просто: разные устройства и стандарты создавались для разных целей и имеют разные возможности.

  • Камеры: Современные камеры могут записывать огромное количество цветов, выходящее за рамки того, что способен отобразить ваш домашний телевизор или монитор. Они используют широкие цветовые пространства (например, S-Gamut3, Arri Wide Gamut, RED Wide Gamut RGB), чтобы "захватить" максимум информации. Это как иметь огромный холст с тысячами оттенков краски.
  • Мониторы и телевизоры: Большинство наших экранов работают по стандарту Rec.709. Это своего рода "универсальный язык" для отображения видео, который был разработан для HDTV. Он охватывает тот диапазон цветов, который могут достоверно воспроизвести большинство потребительских устройств. Это как стандартная коробка акварели для школьника.
  • Кино: Для кинопроката существуют еще более широкие стандарты, такие как DCI-P3, которые используются в кинотеатрах. Там и палитра шире, и оттенков больше.

А вот гамма (или гамма-кривая) отвечает за то, как эти цвета и оттенки распределяются по яркости от самого темного до самого светлого. Проще говоря, это соотношение между входным сигналом и выходной яркостью. LOG – это как раз особая гамма-кривая, которая "сжимает" динамический диапазон, чтобы сохранить больше деталей в светах и тенях. Так что, цветовое пространство – это про диапазон цветов, а гамма – про распределение яркости. Не путайте!

Почему мы всегда приводим видео в Rec.709?

Потому что это наш "общий знаменатель" для большинства случаев! Если вы делаете видео для YouTube, соцсетей, личного просмотра на компьютере или обычном телевизоре, ваш конечный файл должен быть именно в Rec.709. Почему?

  1. Совместимость: Подавляющее большинство устройств "понимают" Rec.709. Если вы выведете видео в более широком пространстве, например, P3, на обычном мониторе оно будет выглядеть блеклым и неправильным, потому что монитор не сможет воспроизвести эти дополнительные цвета.
  2. Предсказуемость: Вы хотите, чтобы ваше видео выглядело так, как вы задумали, у максимально возможного количества зрителей. Rec.709 обеспечивает именно эту предсказуемость.
  3. Стандарт индустрии: Для онлайн-платформ и большинства некиношных проектов это де-факто стандарт.
-10

Так что, снимаем в LOG (чтобы сохранить максимум информации), потом "проявляем" и работаем с цветом, а на выходе всегда конвертируем в Rec.709, чтобы наше видео выглядело круто на любом экране!

Куда идти дальше? Полезные ресурсы для старта

Если вы уже готовы нырнуть в омут цветокоррекции с головой, вот несколько направлений, где можно черпать знания и вдохновение:

  • Онлайн-уроки и мастер-классы на YouTube: Вместо того чтобы бродить наугад, попробуйте начать с каналов, таких как Casey Faris (отлично объясняет основы DaVinci Resolve для начинающих) или Learn Color Grading. Если захочется углубиться в более профессиональные тонкости, канал Color Grading Central (Denver Riddle) – это кладезь знаний. Многие из них предлагают практические задания и разбирают реальные кейсы.
  • Книги по цветокоррекции: Если вы любите фундаментальные знания, обратите внимание на классику вроде "Color Correction Handbook" Алексиса Ван Хуркмана. Она поможет глубже понять теорию и принципы, которые применимы к любому софту.
  • Специализированные форумы: Для общения с профессионалами и решения сложных вопросов, нет ничего лучше форума Lift Gamma Gain. Это сообщество опытных колористов, где можно задать любой, даже самый каверзный вопрос.
  • Анализ работ: Смотрите любимые фильмы и ролики, но смотрите их "глазами колориста". Обращайте внимание на цветовую палитру, настроение, как свет и цвет работают вместе. Пытайтесь понять, почему картинка выглядит именно так.
  • Практика, практика и еще раз практика! Теория без практики мертва. Снимайте свой материал, ищите референсы (примеры, на которые хотите равняться), экспериментируйте с цветом. Только набивая руку, вы начнете по-настоящему чувствовать цвет.

В заключение

Цветокоррекция – это не просто технический процесс, это настоящее творчество. И, что самое важное, здесь нет каких-то универсальных, жестких правил. То, что идеально подходит для одного проекта, может совершенно не работать для другого. Все зависит от вашего замысла, настроения, которое вы хотите передать, и, конечно, от самого исходного материала.

Изучайте, экспериментируйте, смотрите чужие работы, анализируйте, как они сделаны. Мы сегодня разобрались с основами – что такое LOG, как работают LUT'ы и почему Rec.709 так важен. Это отличная база, но это только верхушка айсберга.

В мире цветокоррекции есть инструменты куда более тонкие и мощные, чем простое применение пресетов. Например, Кривые (Curves). Это настоящий швейцарский нож колориста, который даёт невероятный контроль над каждым пикселем в кадре, но многие боятся к ним подступиться. Именно о них мы подробно поговорим в следующий раз.

Надеюсь, эта статья помогла вам немного освоиться с "ужасными" словами из мира цветокоррекции. Если было познавательно, жмите пальцы, подписывайтесь на канал и пишите комментарии!

Удачных вам кадров, и да пребудут с вами красивые цвета!