Найти в Дзене
16 на 9

Погружаемся в цветокор часть 2: Кривые и не только

Оглавление

Привет! Уверен, что многие из вас при одном только упоминании "Кривых" в цветокоррекции морщатся, как от лимона. Знакомо? Эта диагональная линия на графике часто выглядит как ребус от злого гения. Признаться честно, я и сам шарахался от них как чёрт от ладана первые полгода. Но давайте-ка разберемся, почему этот "ребус" на самом деле ваш лучший друг в мире постпродакшна.

Кривые: скрытые рычаги цветокоррекции

Кривые — это ваш пульт управления реальностью, если хотите.

-2

Ось X (горизонтальная) — это как бы "Вход" для вашего сигнала. Представьте, что это спектр от самых темных закоулков кадра (слева) до самых ярких бликов (справа).

Ось Y (вертикальная) — это "Выход". То есть то, что вы получите в итоге, когда поколдуете над изображением.

Диагональ 1:1 — это ваша отправная точка. Не трогаешь — не меняешь. Всё просто.

Но самое интересное начинается, когда вы начинаете гнуть линию... прямо как в жизни!

  • Точка в тенях (левый нижний угол):
    Потянули вверх — и вот уже в тенях проступили детали, которые, казалось бы, канули в Лету.
    Потянули вниз — тени станут ещё глубже. Это круто для усиления драматизма, но будьте осторожны: можно потерять информацию навсегда.
  • Точка в светах (правый верхний угол):
    Потянули вниз — приглушаете пересветы. Это спасает кадры, где небо выбито или блики слишком яркие.
    Потянули вверх — делаете света ещё ярче. Но тут прячется коварный нюанс — пересветить очень просто.
  • Точка в средних тонах (центр):
    Вверх — и вся картинка светлеет, порой до некой "туманности".
    Вниз — изображение темнеет, может стать мрачновато, если переборщить.

S-образная кривая — это классика жанра! Чуть приподнимаем света, чуть опускаем тени. Результат? Сочный, контрастный кадр, который радует глаз. Главное здесь — без фанатизма, чтобы картинка не превратилась в "мыльную оперу", где все цвета выкручены до предела.

-3
Важная ремарка!
"Тени" в цветокоррекции это не то, что мы все привыкли понимать под этим словом, не тёмная область вызванная падением света на объект.
Это термин обозначающий АБСОЛЮТНО ВСЕ тёмные участки на вашем видео. Даже если в кадре нет ни одной "физической" тени

И самое интересное: Кривые по каналам (RGB)!

Вот здесь, друзья мои, и начинается настоящая магия!
Убрать надоедливый зелёный оттенок из теней? Придать небу глубины, добавив синего? Или же точечно подправить баланс белого, который ну никак не хочет быть идеальным? Кривые RGB — это ваш верный спутник, но, вместе с тем, и самый капризный инструмент. Инструмент для точечной, хирургической работы с цветом.

-4

Кривые HSL: Хирургия Цвета

Если RGB-кривые работают с яркостью и цветом в целом, то HSL-кривые (Hue, Saturation, Luminance) — это уже высший пилотаж, настоящая ювелирная работа с отдельными аспектами каждого цвета. Это как иметь отдельный набор скальпелей для каждого оттенка, насыщенности или яркости. Вы можете контролировать, как один параметр влияет на другой.

-5
Hue - цвет
Saturation - насыщенность
Luminance - уровень яркости
запомните и не путайте - пригодится

В Adobe Premiere Pro (и других программах, конечно) вы найдете несколько видов HSL-кривых:

  • Hue vs Sat (Оттенок против Насыщенности): Эта кривая позволяет вам выбрать определённый оттенок (например, синий цвет неба) и увеличить или уменьшить его насыщенность, не затрагивая другие цвета. Хотите сделать небо более глубоким, а траву менее яркой? Это ваш инструмент.

На иллюстрации выше эта кривая немного "изогнута" чтобы чуть снизить насыщенность зелени в кадре, который вы видели в начале статьи. Сделано это чтобы зелень не смотрелась "кислотной".
(Если что, все скрины кривых - именно из обработки этого кадра)
  • Hue vs Hue (Оттенок против Оттенка): Здесь вы можете смещать один оттенок в сторону другого. Например, сделать зелёный цвет листвы более жёлтым или, наоборот, более синим. Это очень удобно для тонкой настройки палитры кадра и создания уникальной цветовой схемы.
А эта кривая делает воду в бассейнах чуть более натурального оттенка
  • Hue vs Lumа (Оттенок против Яркости): Эта кривая позволяет контролировать яркость определённого оттенка. Хотите сделать красные объекты темнее, а синие — светлее? Без проблем! Это мощный инструмент для создания контраста по цвету, а не только по яркости. Будьте осторожны - очень легко вызвать появление артефактов!
  • Lumа vs Sat (Яркость против Насыщенности): С помощью этой кривой вы можете регулировать насыщенность цветов в зависимости от их яркости. Например, сделать цвета в тенях или в светах менее насыщенными. Это помогает избежать "грязных" теней и перенасыщенных бликов.
  • Sat vs Sat (Насыщенность против Насыщенности): Это позволяет вам контролировать, как изменение насыщенности одного цвета влияет на насыщенность других. Например, если вы сильно увеличили насыщенность красного, но не хотите, чтобы это повлияло на синий.

Как пользоваться HSL-кривыми?
Используйте их, когда вам нужна очень точная, локальная коррекция цвета. Например, если нужно:

  • Сделать тон кожи более естественным, не затрагивая другие цвета.
  • Изменить цвет объекта (например, машины или платья), не перекрашивая весь кадр.
  • Добавить или убрать "поп" из определённых цветов. Как в примере с зеленью выше

"Добавить поп" или "убрать поп" из цвета, это распространенный жаргон в среде колористов.

"Поп" (от англ. "pop") — означает сделать цвет более выразительным, ярким, "выскакивающим" из кадра, привлекающим внимание. Это не обязательно значит "перенасыщенным". Скорее, это про то, чтобы цвет стал более живым, энергичным и заметным.

Соответственно, "убрать поп" — значит сделать цвет менее акцентным, приглушить его выразительность, чтобы он не "кричал" и не отвлекал на себя слишком много внимания.

Например:

  • "Добавить поп красному" — сделать красный более сочным и заметным.
  • "Убрать поп из зелёного" — приглушить зелёный, чтобы он не выглядел слишком ядовитым или доминирующим.

Не игнорируйте пипетку, которая есть рядом с каждой кривой. С её помощью вы можете взять точную пробу прямо на экране предпросмотра, а не пытаться "угадать" вручную.
HSL-кривые дают вам невероятную гибкость и контроль, позволяя создавать по-настоящему уникальные и профессиональные цветовые решения.

Почему же кривые – это не просто "покрутить ползунки", а настоящая наука?

Да потому что за каждой вашей точкой на этом графике стоит строгая математика, которая преобразует яркость и цвет. Вы не просто тыкаете наугад, вы буквально управляете тем, как будут выглядеть тона и оттенки на вашем изображении. Это требует не только практики, но и глубокого понимания колористики. Но именно это и делает вас мастером, а не просто оператором программы.

Гистограмма и Вектроскоп: не верь глазам своим

-6

Работать с цветом "на глаз" — это как управлять самолетом в тумане без приборов и связи. Можно, конечно, но результат непредсказуем. Восприятие цвета у всех людей, знаете-ли, разное. Да и ваш монитор может оказаться недостаточно точно откалиброван (кто-нибудь вообще его калибровал хоть раз, признайтесь честно?). Именно поэтому в нашем арсенале есть незаменимые помощники — гистограмма и вектроскоп. Это не просто красивые графики, это ваши навигационные приборы, которые показывают, что на самом деле происходит с изображением.

Гистограмма: Распределение Яркости и Контраста

В Premiere Pro гистограмма как бы повёрнута набок
В Premiere Pro гистограмма как бы повёрнута набок

Что это такое? Простыми словами, гистограмма — это график, который показывает, сколько пикселей на вашем изображении имеют ту или иную яркость.

  • Левая (нижняя) часть графика: Здесь живут самые темные пиксели (тени).
  • Правая (верхняя) часть графика: Это царство самых светлых пикселей (света).
  • Середина: Средние тона — наш основной рабочий диапазон.

Как пользоваться?
Идеальная гистограмма выглядит как "горка", равномерно распределенная от левого края до правого, не упираясь в стенки.

  • Если "горка" жмется к левому краю — изображение слишком темное, потеряны детали в тенях.
-8
  • Если жмется к правому — изображение пересвечено, "выбиты" света.
-9
  • Пробелы внутри гистограммы могут указывать на потерю информации, например, при излишней компрессии или грубой цветокоррекции.
-10

Гистограмма помогает нам оценить контраст и экспозицию. Если она слишком узкая, контраста не хватает; если слишком широкая и "рваная" — возможно, контраст избыточен или что-то не так с тональным диапазоном. Смотрите на неё, когда работаете с кривыми или уровнями, чтобы понимать, как ваши изменения влияют на распределение яркости.

Вектроскоп: Ориентир в Цветовом Пространстве

-11

А вот вектроскоп — это уже про цвет. Он показывает, какие цвета присутствуют в кадре, их насыщенность и оттенок. Представьте себе круговой циферблат, где каждый сектор соответствует определенному цвету (красный, желтый, синий, пурпурный и т.д.).

  • Центр вектроскопа: Здесь находится ноль насыщенности — серый или белый цвет.
  • Чем дальше от центра: Тем насыщеннее цвет.
  • Направление от центра: Указывает на конкретный оттенок.

Как пользоваться?
Вектроскоп незаменим для:

  • Баланса белого: Если цвета "разбросаны" по всему кругу, а в центре пусто — баланс белого скорее всего смещен. Идеальный нейтральный цвет (белый или серый) должен быть точно в центре.
Баланс белого - неверный
Баланс белого - неверный
  • Оценки насыщенности: Если все точки скучены в центре, изображение выглядит блеклым, ненасыщенным. Если они сильно разбросаны к краям — цвета перенасыщены.
  • Контроля над оттенками: Например, если у вас много желтого, точки будут концентрироваться в желтом секторе.
Слишком много жёлтого
Слишком много жёлтого

Линия Скинтона: Золотое Правило Портретной Цветокоррекции

На вектроскопе есть особая линия, которая проходит между жёлто-оранжевым и красным секторами. Это линия скинтона. Почему она так важна?

Скинтон (Skin Tone Line) — это универсальный индикатор правильного телесного оттенка. Независимо от расы, освещения и других условий, при правильном балансе белого и цветокоррекции, телесные тона всегда будут ложиться именно на эту линию.

-15

Зачем нужна?

  1. Универсальность: Кожа человека отражает свет особым образом, и эта линия — практически константа. Если лица в кадре лежат на этой линии, значит, их цветопередача корректна, даже если все остальное в кадре не идеально.
  2. Точность в портретах: Когда вы работаете с портретами, ваша задача — сделать кожу максимально естественной и приятной. Если точки, соответствующие телесным тонам, "съезжают" с этой линии, это сразу бросается в глаза. Вы можете видеть, например, что кожа уходит в зеленый или пурпурный оттенок.
  3. Коррекция: Если скинтон отклонился от линии, используйте Кривые RGB или другие инструменты (например, HSL), чтобы вернуть его на место. Это один из самых быстрых и эффективных способов "попасть" в правильный цвет лица.

В общем, не бойтесь "Кривых"! Освоив их и научившись читать гистограмму с вектроскопом, вы откроете для себя совершенно новый уровень контроля над изображением. Это не просто "покрутить ползунки", а настоящее точечное управление тональным и цветовым распределением вашего кадра.

Ну что, готовы приручить свои скрытые рычаги и стать настоящими мастерами цвета? Если есть вопросы или хотите поделиться своим опытом работы с ними — пишите в комментариях!