Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Песни о том, что может произойти в транспорте

Оглавление

С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!

А произойти может много чего. И это я ещё не о том, что у вас кошелёк могут вытащить. Тем более, что этот способ уже и не работает почти. Ну, вытащат – а там у вас карты. А пинкод где? А карту в банке вы новую получите. Так что, считай, трамвай-троллейбус-автобус в этом плане уже безопасным видом транспорта стал.

Другое дело – поезд! Здесь вы можете заполучить всё, что угодно: от мимолётного романа до игры в преферанс с теми, кто по весу колоды определяет, сколько в ней карт и какой именно не хватает. На теплоходе примерно то же самое, но уже с несомненной долей романтики.

Пароход белый-беленький,
Дым над красной трубой…
Мы по палубе бегали,
Целовались с тобой.

Словом, поезд и корабль для любовного романа как нельзя лучше подходят, а в городском транспорте это всё быстро-быстро надо делать, не у каждого такое получается.

А самолёт где-то посередине находится. Закрутить любовь с пилотом в воздухе-то точно не выйдет. Даже песня есть такая:

Первым делом, первым делом – самолёты!
Ну, а девушки? – А девушки потом!

Но это у пилотов. А пассажиров-то никто не заставляет расставлять девушек и самолёты по рейтингу. Ну, любовный-то роман вряд ли, но вот познакомиться с последствиями всегда можно.

Известно ведь, что песня – это слепок с жизни. Никто ведь не будет писать песни о каких-то абстрактных ситуациях. Значит, то, о чём поётся в песнях, бывает и в жизни. Вот я и решил посмотреть: а что, собственно бывает-то?

А бывает всякое. Бывает даже, что люди просто в этом транспорте работают и ни на что не отвлекаются.

Вот с таких я и хочу начать.

Песня старого извозчика

«Песня старого извозчика», столь соответствующая духу времени и места (начало 1941-го года), была создана для Леонида Утесова, он и стал первым исполнителем.

Песня была посвящена советской индустриализации и техническому прогрессу, когда конный транспорт на улицах Москвы активно заменялся на автомобильный. А то, что песня московская, явствует из текста — и по первой же строчке («Только глянет над Москвою утро вешнее»), и по упоминанию известного московского района Сокольники.

Никогда автомобиль не заменит коня.
Кобыла

Извозчики в Москве в 1939 году были отменены и с улиц исчезли. Беда в том, что автотакси было мало до появления в послевоенные годы первого массового советского автомобиля «Победа». Так что сошедшим с поезда с чемоданами приезжим оставалось только штурмовать переполненные трамваи или нырять в переполненное метро. Ну как тут не вспомнить о добрых старых извозчиках?

Явление такое исчезло, могла уйти в небытие и сама песня, однако в 1974-м году её возродила группа Ариэль.

Песня у них называлась «Старая пластинка», и не просто так. Они прослушивали исполнение Утёсова, но пластинка была старая, поцарапанная, и в некоторых местах игла перескакивала. И вот им пришла в голову мысль: а вот так надо и сделать!

Ярушин придумал фразы для заедания. Потом перевёл это на ноты. Преткновением было после перескакивания войти в прежний темп. Музыканты знают, как это жутко сложно! Высчитать невозможно, поэтому музыканты, как спортсмены, тренировались и интуитивно меняли темп.

Они и представить не могли, что песню ожидают скандалы! Как раз из-за заедания.

После выхода первого альбома Ариэля в магазин, гневные покупатели стали сдавать пластинки с требованием заменить, потому что: «.. там «брак фирмы «Мелодия»!»
Только после того, когда их с этой песней показали в новогоднем огоньке, стало понятно, что Ариэль просто дурачится.

Музыка Никиты Богословского, слова Ярослава Родионова.

Билет на балет

Если кто-то считает, что эта песня не про работников транспорта, а про некоего рассеянного человека, который витает в культурных слоях и забывает про реальность, уверяю вас, вы ошибаетесь!

События песни стали возможны оттого, что работник транспорта (а именно, контролёр) хорошо выполнял свою работу. Контролёры вообще этим отличаются.

Автобус трогается с места, пассажиры видят, что бежит пожилая женщина и требуют от водителя, чтобы тот остановился и взял её. Водитель нехотя соглашается, тормозит и открывает двери.
Женщина (вбегая в автобус):
- Ой, граждане, какое вам спасибочко, что подождали! Приготовьте билеты на проверку, я – контролёр.

Эту песню Игорь Корнелюк, в общем-то, писал не для себя, а для Ленинградского театра «Буфф», музыкальным руководителем которого тогда являлся. Текст к песне написала Регина Лисиц.

– Игорь принёс и сыграл музыку. Первый ход "Там-па-пам-там-тарам" был такой острый и нелепый, что у меня сразу появилась фраза "Предъявите билет".

Для спектакля-буффонады как раз требовалось что-то очень похожее. Зрители приходили на постановку, а, уходя, напевали под нос весёлую мелодию. Песня нравилась людям, поэтому неудивительно, что вскоре её стали переписывать с кассеты на кассету, она распространилась всё шире и, наконец, попала на радио.

И всё же это был локальный успех. Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда Корнелюк написал ещё один шлягер, "Дожди". В одной из передач он стал участником музыкальной дуэли и на следующий день проснулся знаменитым. А в 1988 году стал лауреатом фестиваля "Песня года".

Для меня Игорь Корнелюк долгое время был композитором, который пишет простенькие шлягеры, под которые можно прыгать на сцене.

Так было до тех пор, пока я не посмотрел фильм Бортко «Мастер и Маргарита» и не услышал в нём совершенно потрясающую музыку в сцене бала. После этого я без сомнений передвинул Корнелюка в своём личном рейтинге в разряд выдающихся композиторов.

Ну, и ещё про текст песни. Году примерно в 1976-м я услышал юмореску Курляндского И Хайта «Билет на футбол». Ситуация похожая, только там пассажир забивает контролёру голову нелепыми рассуждениями, и тот, в конце концов, соглашается, что по билету на футбол можно ездить на электричке, и начинает его требовать у всех пассажиров.

Думаю, Регина Лисиц имела в голове этот рассказ, когда писала текст к песне.

Проводница

С авторством этой песни некоторые непонятки: в одних источниках автором музыки и слов названа сама певица, исполнительница этой песни Марина Хлебникова, в других композитором назван Денис Майданов. Расследованиями я не занимаюсь, поэтому просто сообщаю вам этот факт.

Ну, как минимум, текст-то действительно написан Хлебниковой, и в основе лежит реальная история.

Марина Хлебникова.
Марина Хлебникова.

В интервью газете «Волжская коммуна» Хлебникова рассказала, что во время поездки система отопления вагона не включилась, и температура в нём упала. Пассажиры рисковали прямо с поезда попасть в больницу. Но две проводницы в жуткий мороз сливали воду из отопительной системы, чтобы согреть пассажиров.

По словам певицы, на рассвете, когда принесли чай, песня уже была готова.

Трек «Проводница» вошёл в состав О.S.T. «Рельсы счастья» Марины Хлебниковой, релиз состоялся 6 августа 2007 года.

Стюардесса по имени Жанна

Ну, наконец-то мы добрались и до любви! Неизвестно, правда, насколько замешана в этот процесс сотрудник транспорта стюардесса Жанна, но уж пассажир-то влюбился бесповоротно. Его можно понять: и профессия ведь у девушки очень романтичная.

- Привет, как дела, где работаешь?
- Да вот, в аэропорту туалеты мою.
- Ты чего? Ну, и выбрал ты себе работку! Бросай её скорее!
- Ага! И уйти из авиации?

Жанна – реальная девушка, в начале 1990-х трудившаяся на Московских авиалиниях. Пресняков-младший заприметил её во время перелёта в Катар или Бангкок.

На бейджике девушки певец прочёл: «Жанна Константиновская», И тут же сложил в голове рифму «Жанна… обожаема и желанна». В долгом перелёте сочинилась и музыкальная тема – смесь популярной музыки с мотивами рок-н-ролла.

Слова он заказал известному автору хитов Илье Резнику, который с радостью согласился помочь. Прошло не больше пяти минут, как Резник перезвонил музыканту. «Бери бумагу, ручку – пиши текст!» - торжествующе потребовал поэт, довольный тем, что у него получилось.

Жанна Константиновская была очень сильно удивлена, когда впервые услышала «свою» песню. Тогда ей было 23 или 24 года.

Константиновская призналась, что после выхода песни её жизнь изменилась: начался быстрый карьерный рост (в итоге работала в компании, занимающейся продажами самолётов).

Для Преснякова песня тоже оказалась очень важной. Конечно, в его репертуаре уже были «Зурбаган» и «Недотрога», но именно «Стюардесса» сделала его настоящей взрослой звездой.

Трава у дома

Я изначально знал, что в статье будет песня о космосе. Сейчас ведь это уже реально вид транспорта.

Правда, поначалу крутилось в голове «14 минут до старта», но в итоге заменил её на эту: там ведь в основном размышления о будущем: «Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперёд от звезды до звезды…» Поскольку от звезды до звезды на ракете не доедешь, уже дальше Марса сложновато, решил взять песню с реальной уже якобы работой.

Идея песни «Трава у дома» возникла у композитора Владимира Мигули. В 1981 году широко отмечалось двадцатилетие первого полета Юрия Гагарина в космос, поэтому тема была вполне актуальной. Со своей идеей он пришёл к поэту Анатолию Поперечному и, оказалось, что тот тоже хотел разработать эту тему и даже сделал некоторые наброски.

Премьера песни состоялась 12 апреля 1982 года в рамках телепередачи «Притяжение Земли». Интересно, что впервые «Земля в иллюминаторе» прозвучала со сцены не из уст солиста «Землян», а в исполнении самого Владимира Мигули – композитор спел её под аккомпанемент рояля. Но широкого резонанса песня не получила.

Позже автор передал своё произведение «Землянам». По сути «Трава у дома» была лирической эстрадной песней, но «Земляне» превратили её в настоящий рок-гимн.

В 1983 году «Трава у дома» стала лауреатом телевизионной программы «Песня года». Владимир Мигуля первоначально отнёсся к рок-версии «Землян» скептически, но именно в этом виде она стала всенародным шлягером.

Героям песни, космонавтам, она тоже пришлась по вкусу. «Трава у дома» в исполнении «Землян» неизменно звучит перед каждым стартом космического корабля, когда экипаж выходит из гостиницы к автобусу, который затем отвозит их на взлётную площадку космодрома.

Знатно мы сегодня с вами попутешествовали: от кобылы до космического корабля. Впрочем, я постарался сделать это без резких скачков: кобыла-трамвай-поезд-самолйт-ракета. Поэтому уверен, что ни у кого голова не закружилась от резкой смены видов транспорта.

А сейчас – домой и отдыхать!

Всего вам самого доброго!