Слегка припозднился я, пожалуй, с данным сюжетом, ибо много где на территории России первый снег уже случился, а кое-где он остался, вполне возможно, до самой весны. В любом случае, лучше поздно, чем никогда, поэтому без долгих предисловий приступаю к повествованию. Но сначала, по сложившейся традиции, хотелось бы привести ссылки на идентичные (по тематике) статьи прошлых лет:
Начнем рассказ с работы Федора Ивановича Ясновского (1833-1902), не особо известного художника и вообще-то специалиста по акварельной живописи, однако же мы оценим его картину, выполненную маслом:
Ноябрьское "разноцветие" слегка припорошено недавно выпавшим снегом, которому, судя по всему, осталось совсем недолго, ибо зимнее время еще явно не вступило в свои права. Но уже скоро, видится мне, данный пейзаж будет заметен снегом, после чего таким и останется на долгую русскую зиму с редкими оттепелями, как это чаще всего и бывало в XIX веке.
Продолжит подборку сегодняшних полотен "чародей-художник", о котором не так давно я вам подробно уже рассказывал, Константин Яковлевич Крыжицкий (1858-1911).
Картины, на мой взгляд, различны по настроению, но и здесь мы видим как мастер воспроизводит пейзажи "с редкой жизненностью и правдивостью", как писали еще при жизни художника, и с этим сложно не согласиться и сейчас, не так ли, уважаемые читатели?
Продолжит тему еще один художник с южных окраин Российской империи (Малороссии, как вы, возможно, догадались) - Сергей Иванович Васильковский (1854-1917). В отличие от предыдущего живописца (значительно "оторвавшегося" от родных мест), сюжеты и пейзажи Васильковского живописуют нам именно те самые края, которые с такой любовью описывал Николай Гоголь. Но подробнее об этом писать сейчас сложно в виду происходящих там событий, поэтому давайте просто посмотрим на этот довольно-таки унылый пейзаж художника:
Далее у нас с вами будут две картины, об авторе которых я совсем недавно вам подробно рассказывал в отдельной статье. Речь идет об Алексее Матвеевиче Прокофьеве (1859-1925) - художнике, который многим еще при жизни был знаком по открыткам, где можно было увидеть репродукции его картин:
Жаль, что не всем позабытым художникам так повезло - ведь многие работы Прокофьева можно оценить только лишь благодаря открыткам, ибо где сами картины неизвестно. Часто, когда я пишу о позабытых живописцах прошлого (особенно если речь идет о дореволюционной эпохе), то мне не найти сколько-нибудь значимого количества живописных произведений для статьи. Зато можно сказать, что для будущих исследователей найдется немало тем для изучения - тоже плюс, не так ли?..
Практически идентичные по композиции картины, первая из которых, кстати говоря, была издана на цветной (!) открытке еще до 1917 года. Их и сейчас можно найти в антикварных лавках и на соответствующих аукционах, рекомендую посетить - есть шанс увидеть любопытные репродукции картин позабытых мастеров прошлого.
Следующим художником у нас будет Ричард Александрович Берггольц (1865-1920) и его первый снег, который только выпав, практически сразу же превратился в кашу, столь привычную нам по ноябрьским погодным перипетиям:
Обратите внимание на качество репродукции - отчетливо видны рельефные масляные слои полотна, от чего картина на первый взгляд довольно-таки обыденная, начинает играть новыми красками и ощущениями. По крайней мере, так показалось мне, вас же призываю делиться мыслями в комментариях к статье.
Завершать дореволюционную живопись будет Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944), картины которого часто появляются в моих тематических и сезонных подборках. И предыдущие публикации на сегодняшний сюжет не исключение, ведь его работы были в обеих статьях, так что тут главное для автора обойтись без повторов.
Солнечное и красочное начало зимы, не так ли? Следующую, более сумрачную картину Жуковского в настоящее время можно увидеть только на репродукции - дело в том, что она была украдена в 2013-м году из Вязниковского историко-художественного музея.
Несколько лет спустя, когда стражи порядка задержали членов банды, ответственной в том числе и за это ограбление музея, выяснилось, что, вероятнее всего, картина утрачена навсегда. Дело в том, что в музее сработала сигнализация и похитители все делали в спешке, а во время побега, оказавшись в лесополосе, преступники сначала избавились от тяжелых рам картин, а затем и вовсе выкинули живописную работу Жуковского где-то в лесу. Так это или нет - достоверно неизвестно (только со слов похитителей), но картина считается утраченной и следов ее пока что выявлено не было. Впрочем, бывает, что много лет спустя полотна из таких криминальных историй "всплывают" на аукционах.
Теперь перейдем с вами к советской живописи, начнем с работы Владимира Ивановича Маркеллова (1885-1976). Любопытно, что художник умудрился довольно успешно совместить творчество с другим своим интересом - к финансам и банковскому делу. Подобно другой истории прошлого, о которой я вам уже как-то рассказывал:
Он не только возглавлял владимирскую школу "Банкуч", выпускавшую финансистов, но еще и был апологетом технических достижений тех времен - одним из первых стал внедрять машинный учет в финансовой сфере.
На картине Маркеллова мы видим первый снег, "осветливший" осеннюю серость где-то в сельской полосе. Но судя по всему, лежать снегу суждено не долго, по крайней мере так показалось мне.
Следующим советским живописцем у нас будет Дмитрий Кузьмич Ширяев (1913-2000), уроженец Архангельской губернии, неординарный человек, "почётный бродяга Советского Союза", художник-фронтовик и прочие эпитеты, которые только дают некоторое представление о разных гранях судьбы и характера живописца. Но это, пожалуй, тема для отдельной статьи, а сейчас его первый снег в осенней мгле:
В противовес предыдущей картине представлю вам яркую, я бы даже сказал "сочную" работу Бориса Валентиновича Щербакова (1916-1995), продолжившего дело своего отца, обучавшегося в Академии художеств у Ильи Репина. Сын, в свою очередь, закончил то же учебное заведение, только название у него в то время, естественно было другое - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. А далее была великая война, в которой поначалу Борис Щербаков был простым сапером, а затем, как это нередко бывало с живописцами - стал фронтовым художником и плакатистом.
Но данная работа написана уже много лет спустя; посмотрите на эти золотые березы и ярко-голубое небо, отраженное в водной глади - редкое зрелище, на мой взгляд, по крайней мере, я едва ли могу припомнить нечто подобное:
Но яркий всплеск проходит, и снова мы возвращаемся к серому осеннему безвременью, слегка припорошенному первым редким снегом. Именно такую картину мы наблюдаем на полотне Василия Семеновича Филатова (1920-1982), что характерно, рожденного в селе Темное Тульской губернии. Характерно для данной картины, конечно же, а не применительно ко всему творчеству советского живописца:
Завершать же сегодняшнюю подборку будет Геннадий Михайлович Ламанов (1926-2010) и его первый снег, слегка припорошивший землю и деревья в низине, видимой с пригорка. Открывающийся сумрачный вид, быть может, не столь захватывает, как это было бы солнечным днем, но все же чем-то приковывает внимание, по крайней мере, так показалось мне, а вы пишите в комментариях, что показалось именно вам при взгляде на данную картину:
Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".