Найти в Дзене
История живописи

"Чародей-художник", оболганный под конец жизни

Сегодня мы все вместе будем читать дореволюционную прессу, а точнее журнал "Нива" и газету "Новое время"; на основе этих публикаций я расскажу вам о художнике, неоднократно уже упоминавшемся на канале, участнике многих тематических подборок, например этих: Подобного формата статьи уже выходили на канале, только живописец там рассматривался другой: На сей раз речь пойдет об уроженце Киева и потомке польских купцов, Константине Яковлевиче Крыжицком (1858-1911). Многие из вас наверняка знакомы с его творчеством, сегодня же мы с вами увидим, как оценивали живописца его современники в 1909 году. В тот далекий год в журнале "Нива" вышла статья, посвященная 25-летию получения Крыжицким звания художника, причем "собственно художественная деятельность юбиляра началась четырьмя годами ранее". Не совсем понятно как считал автор статьи, ведь в Академию художеств Крыжицкий поступил в 1877 году (в пейзажный класс М.К. Клодта), после двух лет успешного обучения в Киевской рисовальной школе. Далее в "
"Заснежный лес на закате", К.Я. Крыжицкий. Частное собрание.
"Заснежный лес на закате", К.Я. Крыжицкий. Частное собрание.

Сегодня мы все вместе будем читать дореволюционную прессу, а точнее журнал "Нива" и газету "Новое время"; на основе этих публикаций я расскажу вам о художнике, неоднократно уже упоминавшемся на канале, участнике многих тематических подборок, например этих:

Подобного формата статьи уже выходили на канале, только живописец там рассматривался другой:

На сей раз речь пойдет об уроженце Киева и потомке польских купцов, Константине Яковлевиче Крыжицком (1858-1911). Многие из вас наверняка знакомы с его творчеством, сегодня же мы с вами увидим, как оценивали живописца его современники в 1909 году. В тот далекий год в журнале "Нива" вышла статья, посвященная 25-летию получения Крыжицким звания художника, причем "собственно художественная деятельность юбиляра началась четырьмя годами ранее". Не совсем понятно как считал автор статьи, ведь в Академию художеств Крыжицкий поступил в 1877 году (в пейзажный класс М.К. Клодта), после двух лет успешного обучения в Киевской рисовальной школе.

"Пейзаж с дубами. Утро", К.Я. Крыжицкий, 1883. Новгородский объединенный музей-заповедник.
"Пейзаж с дубами. Утро", К.Я. Крыжицкий, 1883. Новгородский объединенный музей-заповедник.
"Перед полуднем", К.Я. Крыжицкий, 1885. Костромской музей-заповедник.
"Перед полуднем", К.Я. Крыжицкий, 1885. Костромской музей-заповедник.

Далее в "Ниве" довольно подробно описывается академический путь художника, который можно охарактеризовать как "быстрый взлет":

В 1879 году, т.е. спустя всего два года, уже появилась на академической выставке первая картина К.Я. Крыжицкого - "Утро". Картина эта была приобретена Обществом Поощрения Художеств. В дальнейшем прохождении академического курса Крыжицкому удалось получить серебряные медали и рисунки, а в 1883 году Академию присудила ему малую золотую медаль за картину "Дубы". В следующем, 1884 году, талантливый художник выступил в стенах Академии в великолепным пейзажем "Хутор в Малороссии" и получил за эту картину звание художника первой степени, а самая картина была приобретена Академией для академического музея, где она находится и в настоящее время.
"Хутор в Малороссии", К.Я. Крыжицкий, 1884. Ныне картина находится в коллекции другого музея - Запорожского художественного.
"Хутор в Малороссии", К.Я. Крыжицкий, 1884. Ныне картина находится в коллекции другого музея - Запорожского художественного.

К моменту написания статьи в Ниве художник уже зарекомендовал себя не только в художественных кругах (был академиком и одним из основателей Общества художников им. Куинджи), но и у власть предержащих - он был преподавателем младшей дочери Александра III Ольги. Крыжицкий написал к 1909 году более 400 картин и более 2 тысяч этюдов и продолжал "с прежней неутомимостью создавать красивые уголки природы, воспроизводя ее с редкой жизненностью и правдивостью".

К.Я. Крыжицкий не замыкается в одном каком-либо определенном настроении или области, но поражает обилием тем. Не только Россия с ее картинными окраинами - Крымом, Уралом, Кавказом, и с ее привольными степями безграничным простором полей, но и красивые зарубежные страны нашли воспроизведение своих красот в картинах и этюдах художника.
"Пейзаж в Тверской области", К.Я. Крыжицкий, 1898. Частное собрание.
"Пейзаж в Тверской области", К.Я. Крыжицкий, 1898. Частное собрание.
"Закат", К.Я. Крыжицкий, 1901. Частное собрание.
"Закат", К.Я. Крыжицкий, 1901. Частное собрание.

И далее автор заметки продолжает в своем возвышенно-патетическом стиле:

Крыжицкий не создает какой-либо своей, особенной природы, но воссоздает с необычайной техникой и правдивостью природу живую, существующую, не фантастическую и не придуманную. Этим он дорог всем, кто искренно любит Божий мир и кто способен к тихим созерцательным настроениям и переживаниям.
"Весенний вечер", К.Я. Крыжицкий, 1904. Краснодарский краевой художественный музей.
"Весенний вечер", К.Я. Крыжицкий, 1904. Краснодарский краевой художественный музей.
"Деревня на берегу реки", К.Я. Крыжицкий, 1905. Сочинский художественный музей.
"Деревня на берегу реки", К.Я. Крыжицкий, 1905. Сочинский художественный музей.

Увы, но спустя всего лишь год после этой публикации с художником приключилась трагическая история, которая в итоге стоила ему жизни. Хотя начиналось все вполне обыденно: на выставку в Лондоне (организованную, кстати говоря, Константином Маковским, о котором шла речь в самом начале статьи) поедут несколько картин художника. В числе прочих будет значиться работа "Повеяло весной", на которую автор возлагал особенные надежды.

Выставка русского искусства имела большой успех, и о картинах Крыжицкого были весьма лестные отзывы. В конце зимы 1911-го года, картины художника возвращаются в Россию и, с приходом весны, выставляются в Академии художеств (поэтому во многих публикациях выставку называют "весенней"). Поначалу здесь тоже был успех - публика была в восторге, особая комиссия по приобретению картин для коллекции Академии постановила купить работу "Повеяло весной" за 1.5 тысячи рублей.

"Повеяло весной", К.Я. Крыжицкий, 1910. Харьковский художественный музей.
"Повеяло весной", К.Я. Крыжицкий, 1910. Харьковский художественный музей.

Но вдруг, как гром среди ясного неба, разразился скандал: малоизвестный художник Фома Райлян выступил с публикацией, в которой обвинил Крыжицкого в плагиате. Якобы за несколько лет до создания полотна, схожую композицию использовал другой малоизвестный художник - Яков Бровар. Пресса подхватила эту историю и началась газетная травля Крыжицкого, были у него и защитники, и, естественно, злопыхатели (ведь "нельзя в этом мире пройти не оставив следа").

"Вид Беловежской пущи", Я.И. Бровар, 1910. Предлагаю читателям схожесть композиций оценить самостоятельно.
"Вид Беловежской пущи", Я.И. Бровар, 1910. Предлагаю читателям схожесть композиций оценить самостоятельно.

В итоге выяснилось, что оба художника использовали в своей работе не одинаковую натуру, а одну и ту же фотографию. Скандал сильно повлиял на художника, он был в подавленном настроении, но мало кто ожидал последующей развязки.

4 апреля художника обнаружила горничная - он повесился у себя в гостиной, а вынимал его из петли собственный сын: "вбежав в гостиную и увидев отца, висевшего на шнурке, он быстро перерезал веревку, бережно уложил отца на диван и по телефону вызвал врача". Однако было уже поздно, художник был мертв. Он оставил предсмертное письмо, адресованное жене; в интернете приводится текст этого письма, в котором Крыжицкий обвиняет своих травителей и сетует на недостаток сил в борьбе с ними. Но я не буду цитировать текст этого письма здесь, потому как не нашел его в оригинале в дореволюционной прессе, поэтому не уверен в подлинности приводимых (во многих источниках) строк, ведь достоверно известно, что "все бумаги покойного и письма после составления протокола переданы в распоряжение судебного следователя".

"Пейзаж с рекой", К.Я. Крыжицкий, 1890-е. Частное собрание.
"Пейзаж с рекой", К.Я. Крыжицкий, 1890-е. Частное собрание.

В одной из статей вообще утверждается, что эта история была лишь последней каплей, но в целом моральное здоровье художника было уже значительно подорвано борьбой с "модернизмом столь же посредственным, сколь завистливым и крикливым":

Крыжицкий, еще до выходки г. Бровара, как говорят, был изнурен отношением к нему нового лагеря. Чем больше публика рукоплескала любимому пейзажисту, тем сильнее слышалось шипение разных гг. Бенуа, Бакстов и их сродников. Крыжицкий дает, видите ли, не картины, а фотографии, они у него слишком уже похожи на природу, у него будто бы нет "настроений", нет тех каких-то красочных комплексов, которые декадентам заменяют талант... Шарлатаны модернизма требуют игры на ненастроенных инструментах. Крыжицкий все струны своего таланта держал в порядке.

Сложно сказать, насколько борьба с модернистами действительно повлияла на Крыжицкого, но такое мнение высказывали его современники - это факт. Так же как и то, что между представителями новых веяний в искусстве и апологетами, скажем так, классической живописи действительно в то время шло противостояние, которое регулярно сопровождалось перепалками в прессе.

"Серебряные Пруды Тульской губернии", К.Я. Крыжицкий, 1891. Частное собрание. Отдельная заметка по этой картине - https://dzen.ru/b/ZJK0q_-XdRJ19A-G
"Серебряные Пруды Тульской губернии", К.Я. Крыжицкий, 1891. Частное собрание. Отдельная заметка по этой картине - https://dzen.ru/b/ZJK0q_-XdRJ19A-G

И все же статью хотелось бы закончить на благостной ноте, поэтому снова приведу цитату из восторженной публикации Нивы и на этом, пожалуй, завершу свое повествование:

Но есть такие чародеи, которые даже в этой мгле и туманном безвременьи [как будто не в 1909 году написано, а сейчас - прим. автора] создают для нас очарование живой и яркой природы, мгновенно перенося нас волшебством своего таланта в иные, цветущие страны, - на приволье зеленых лугов, в сказочные обители горных круч, на берега беспредельного и светлого моря. Они творят и весну, и лето, и ослепительно белую солнечную зиму.
"Деревья у реки", К.Я. Крыжицкий, 1890-е. Частное собрание.
"Деревья у реки", К.Я. Крыжицкий, 1890-е. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", К.Я. Крыжицкий, 1880. Воронежский областной художественный музей.
"Зимний пейзаж", К.Я. Крыжицкий, 1880. Воронежский областной художественный музей.
"Пейзаж", К.Я. Крыжицкий, 1898. Ивановский областной художественный музей.
"Пейзаж", К.Я. Крыжицкий, 1898. Ивановский областной художественный музей.
Зайдите на любую выставку картин: в драпировке стен обширной залы словно проделаны обрамленные золотою резьбой окна. А в окна смотрятся солнце, весна, знойный юг, лазурное море. По воле и желанию чародея-художника мы переживаем те самые ощущения и настроения, которые дает нам подлинная природа. Мы воочию видим благодаря его волшебству то, что смутно предcтавляли бы себе лишь очами воображения и воспоминания. Разве это не чудо?
"Стога", К.Я. Крыжицкий, 1896. Томский областной художественный музей.
"Стога", К.Я. Крыжицкий, 1896. Томский областной художественный музей.

Высказывайтесь в комментариях о своих мыслях и ощущениях - обо всем, что пришло в голову при прочтении данной публикации и просмотре картин Константина Крыжицкого - настоящего мастера пейзажа. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".