10,1K подписчиков

"Оттепель после метели, разом сугробы осели" в русской живописи

560 прочитали

Разумеется зима - это не только "студёная зимняя пора", но и периодические оттепели, некоторые из которых являются временными послаблениями зимы, а некоторые - предвестниками весеннего настроения и пробуждения природы. Именно эти явления мы с вами и рассмотрим сегодня на полотнах русских художников известных и не очень.

Начну повествование сразу же с, возможно, лучшей картины на этот сюжет. Наверное, это не лучший ход с точки зрения компоновки статьи (дальнейшие картины могут не дотянуть до этого шедевра), но пусть будет так, ибо это лучшая картина с зимней оттепелью в русской живописи, по моему мнению, естественно. Федор Александрович Васильев работал над ней зимой 1870-1871 годов, представил ее на выставке Общества поощрения художников и получил за нее первую премию по ландшафтной живописи. Сразу же с выставки ее приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков.

"Оттепель", Ф.А. Васильев, 1871. Третьяковская галерея, Москва.
"Оттепель", Ф.А. Васильев, 1871. Третьяковская галерея, Москва.

Весьма грустную трактовку картины дают нам искусствоведы:

Человек и окружающая его природа в пейзажах Васильева всегда неразрывны друг с другом. В одних случаях они составляют гармоническое единство, в других, как в «Оттепели», природа враждебна человеку, она не помогает ему, и весь образный строй картины становится выражением трудной судьбы не только героев картины, но и народной судьбы. Композиционным центром картины является дорога. На её бесконечной протяженности миллионами людей передумано множество дум о жизни и смерти.

Не знаю, когда именно это написано, но сильно напоминает советскую искусствоведческую трактовку. Мне видится совершенно иное: природа живет по своему, если хотите, "графику" или лекалам, а человек должен подстраиваться под нее, под ее течение... Конечно, в нынешние времена это может звучать странно (в основном ведь человек занимается преобразованием пространства), но, как по мне, так именно жизнь в гармонии с природой может принести истинное счастье. Такие вот мысли возникли у меня, когда я рассматривал эту замечательную картину, а вашими мыслями делитесь с нами в комментариях к статье.

Далее у нас с вами будут два пейзажа Алексея Кондратьевича Саврасова из абсолютно разных периодов его творчества - расцвета 70-х и затухания (не хочется писать упадка или падения) 90-х годов XIX века. Не буду в очередной раз подробно останавливаться на перипетиях биографии художника, отмечу только, что Поволжье и окрестности Ярославля не единожды появляются в работах мастера, эти места он неоднократно посещал и какое-то время проживал в городе, где он познал как радость, так и несчастье...

"Оттепель. Ярославль", А.К. Саврасов, 1874. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Оттепель. Ярославль", А.К. Саврасов, 1874. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Зимний пейзаж. Оттепель", А.К. Саврасов, 1890-е. Ивановский областной художественный музей.
"Зимний пейзаж. Оттепель", А.К. Саврасов, 1890-е. Ивановский областной художественный музей.

Следующим живописцем будет Юлий Юльевич Клевер, наверняка те, кто знаком с его творчеством при прочтении названия статьи подозревали, что его работы в ней появятся, ибо он нередко изображал именно оттепели, с тающим снегом и вскрывшимися (или еще не застывшими толком) речками. Естественно, при этом должны были присутствовать и "корявые деревья, изогнутые непогодой", куда же без них:

"Оттепель", Ю.Ю. Клевер, 1887. Частное собрание.
"Оттепель", Ю.Ю. Клевер, 1887. Частное собрание.
"Оттепель", Ю.Ю. Клевер, 1890. Частное собрание.
"Оттепель", Ю.Ю. Клевер, 1890. Частное собрание.
"Мостик зимой", Ю.Ю. Клевер, 1899. Частное собрание.
"Мостик зимой", Ю.Ю. Клевер, 1899. Частное собрание.

Далее представляю вам три пейзажа Ричарда Александровича Берггольца, причем "старожилы" моего канала могут припомнить, что первый из них уже появлялся в моей заметке почти годовалой давности. Там я упоминал о том, что излюбленными темами картин художника были "изменчивые состояния природы" и что часто они были выполнены в "приглушенной цветовой гамме". Остальные картины как раз таки подтверждают эту мысль весьма неплохо:

"Оттепель в Гатчине", Р.А. Берггольц, 1897. Пензенская областная картинная галерея.
"Оттепель в Гатчине", Р.А. Берггольц, 1897. Пензенская областная картинная галерея.
"Талая вода", Р.А. Берггольц. Частное собрание.
"Талая вода", Р.А. Берггольц. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", Р.А. Берггольц. Частное собрание. Акварель художника, бывшего долгое время председателем Общества русских акварелистов.
"Зимний пейзаж", Р.А. Берггольц. Частное собрание. Акварель художника, бывшего долгое время председателем Общества русских акварелистов.

Следующими у нас будут три пейзажа Станислава Юлиановича Жуковского, где он запечатлел оттепель в Беловежской пуще. Напомню вам, что с приходом советской власти живопись художника была все менее востребована и, во многом по этой причине, он покинул Россию и уехал на историческую родину предков. Вполне очевидно, что в 1934 году он посетил этот заповедник, который в довоенные годы находился целиком на территории Польши. Мы же с вами видим результат этой поездки, запечатленный для нас мастером пейзажа:

"Зима в Беловежской пуще", С.Ю. Жуковский, 1934. Частное собрание.
"Зима в Беловежской пуще", С.Ю. Жуковский, 1934. Частное собрание.
"Свислочская пуща", С.Ю. Жуковский, 1934. Частное собрание.
"Свислочская пуща", С.Ю. Жуковский, 1934. Частное собрание.
"Оттепель. Свислочская (Беловежская) пуща", С.Ю. Жуковский, 1935. Коллекция Белгазпромбанка.
"Оттепель. Свислочская (Беловежская) пуща", С.Ю. Жуковский, 1935. Коллекция Белгазпромбанка.

А закончить статью хотелось бы этой любопытной картиной русского художника Андрея Афанасьевича Егорова, волею судеб рожденного на территории Эстляндской губернии и прожившего немало лет именно там, а на закате своей жизни успевший стать заслуженным деятелем искусств Эстонской ССР. Но подробно о нем, пожалуй, стоит рассказать в отдельной статье, а сейчас давайте посмотрим на его позднюю работу, где замечательно передано настроение момента и состояние природы:

"Оттепель", А.А. Егоров. Частное собрание.
"Оттепель", А.А. Егоров. Частное собрание.

Спасибо за прочтение, надеюсь, что вам было интересно рассматривать представленные "тающие зимние" полотна. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.