Найти в Дзене
История живописи

"Открыточный" художник и его судьба: от признания к забвению

Снова перед нами биография живописца, данных о котором немного, особенно что касается начала его жизненного пути. История не сохранила для нас сведений о том, где родился Алексей Матвеевич Прокофьев, и даже с годом рождения тоже все неоднозначно - в большинстве источников значится 1859-й, но есть данные и о 1867-м году. Скупые данные появляются только с момента его обучения в Петербурге: сначала в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем в Академии художеств, где он занимался под руководством Архипа Куинджи. Академию Прокофьев закончил в 1902-м году, а далее во всех источниках приводится только скучное перечисление выставок, где он участвовал, и на этом, собственно, все - не густо для публикации, не так ли, уважаемые читатели? Единственное, что еще можно понять из его судьбы, хотя явно об этом нигде не говорится - художник путешествовал по Европе и создавал там пейзажные виды, которые, очевидно, на продажу выставлялись именно там, ведь зачастую подписывались они латиниц
"Пейзаж с церковью", А.М. Прокофьев, 1900-е. Частное собрание.
"Пейзаж с церковью", А.М. Прокофьев, 1900-е. Частное собрание.

Снова перед нами биография живописца, данных о котором немного, особенно что касается начала его жизненного пути. История не сохранила для нас сведений о том, где родился Алексей Матвеевич Прокофьев, и даже с годом рождения тоже все неоднозначно - в большинстве источников значится 1859-й, но есть данные и о 1867-м году. Скупые данные появляются только с момента его обучения в Петербурге: сначала в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем в Академии художеств, где он занимался под руководством Архипа Куинджи.

"За околицей", А.М. Прокофьев, 1880-1890 гг. Новгородский музей-заповедник.
"За околицей", А.М. Прокофьев, 1880-1890 гг. Новгородский музей-заповедник.
"В сосновом лесу", А.М. Прокофьев. Частное собрание.
"В сосновом лесу", А.М. Прокофьев. Частное собрание.

Академию Прокофьев закончил в 1902-м году, а далее во всех источниках приводится только скучное перечисление выставок, где он участвовал, и на этом, собственно, все - не густо для публикации, не так ли, уважаемые читатели?

Единственное, что еще можно понять из его судьбы, хотя явно об этом нигде не говорится - художник путешествовал по Европе и создавал там пейзажные виды, которые, очевидно, на продажу выставлялись именно там, ведь зачастую подписывались они латиницей:

"Вид на озеро Шлирзе", А.М. Прокофьев. Частное собрание.
"Вид на озеро Шлирзе", А.М. Прокофьев. Частное собрание.
"В долине реки Изар", А.М. Прокофьев. Частное собрание.
"В долине реки Изар", А.М. Прокофьев. Частное собрание.
"Закат над прудом", А.М. Прокофьев. Частное собрание.
"Закат над прудом", А.М. Прокофьев. Частное собрание.
"Озеро в горах", А.М. Прокофьев. Частное собрание.
"Озеро в горах", А.М. Прокофьев. Частное собрание.

Только лишь в конце биографии упоминается то самое обстоятельство, которое и позволило все-таки собрать интересный (надеюсь) материал для данной статьи. Речь идет об отправке Прокофьева в далекий уездный город Алатырь Симбирской губернии (ныне - в Чувашии). Отправился он в тот далекий городок, который самому Прокофьеву в тот момент казался "дырой", в качестве инспектора школ народного образования. Год сего судьбоносного путешествия точно не известен (либо 1919-й, либо 1920-й), но одно бесспорно - речь идет уже о советском периоде истории, а вернее о самом его начале.

Только с этого момента абсолютно безликий образ, коих, увы, немало в истории русского искусства, вдруг превращается в реального человека, со своей уникальной судьбой, чаяниями и переживаниями. А произошло это только благодаря воспоминаниям другого живописца, Николая Александровича Каменьщикова, известного только местным краеведам. Он был одним из тех, кто организовал художественную студию в Алатыре, и тем, кто первым встретил Прокофьева на новом месте:

Вижу, перед окнами остановился низенький толстенький человек в серой паре и шляпе, с небольшой русой бород­кой клинышком. Остановившийся с интересом разглядывал всё, что было на окне, заглядывая внутрь. Перешел к друго­му окну и, осмотрев все, направился к двери.
"За деревней", А.М. Прокофьев, 1903. Частное собрание.
"За деревней", А.М. Прокофьев, 1903. Частное собрание.

Художник был несказанно обрадован тем, что увидел ("вот клад неожиданно найденный"), поспешил зайти и познакомиться с тем, кто встречал его в студии:

— А можно мне увидеть директора или заведующего студией и где?
— К вашим услугам, — ответил я. — Его можно видеть здесь, так как он перед вами.
— Вот славно, давайте знакомиться. Я, Проко­фьев — пейзажист, может быть, слыхали, или видали!?..
— По репродукциям и глав­ное, по открыткам знаком с ва­шими картинами.

Отмечу, что действительно в дореволюционное время вышло великое множество открыток (листайте галерею выше) с картинами Прокофьева, поэтому его работы и сейчас зачастую узнают как "открыточные", а некоторые в принципе остались только на открытках.

Ну, вот и прекрасно, а те­перь познакомьтесь с оригина­лом. Я, автор, приглашен сюда в качестве инспектора и сейчас, иду из отдела, смотрю, что за чу­до! Глазам своим не верю такому богатству. Я думал, что здесь "дыра", ничего нет, а тут — пря­мо клад! Целый музей! Сколько пособий, работ, студия... Нет, как я рад, как рад! Вот удача!
"Юный рыбак", А.М. Прокофьев, 1897. Частное собрание.
"Юный рыбак", А.М. Прокофьев, 1897. Частное собрание.

Добавлю еще, что именно благодаря открыткам можно спустя более века увидеть героя сегодняшней статьи. Как вы помните из многочисленных статей о забытых художниках - далеко не всегда я мог показать вам фотографию или портрет того или иного позабытого мастера. В данном же случае, нам всем повезло:

Благодаря филокартистам - людям, коллекционирующим открытки, мы можем увидеть героя сегодняшней публикации за работой.
Благодаря филокартистам - людям, коллекционирующим открытки, мы можем увидеть героя сегодняшней публикации за работой.

Итак, новые знакомые разговорились, и Прокофьев явно проявлял живой интерес ко всему тому, что готовило для него новое рабочее место:

Он интересовался работами, учащимися, пособиями, ведением дела... Поминутно вскакивал и спешно подходил то к одной, то к другой работе. Он расспрашивал или делал замечания, высказывая свое мнение со специфическими жестами и словечками художника, понятные только самим художникам. Мы понимали друг друга с полуслова, переска­кивали в разговоре с одного на другое и незаметно для обо­их, проболтали довольно длительное время. Когда, спохва­тившись, взглянули на часы, то были удивлены тем, "как быстро пролетело время". Мы условились, что вечером он придет ко мне домой с женой. Они были, как я потом узнал, парой и по внешности, да, пожалуй, и по внутреннему со­держанию, с той лишь разницей, что характер ее был "потвёрже" и она иногда "командовала".
"Окраина Петербурга. Заросшая речка", А.М. Прокофьев, 1901. Частное собрание.
"Окраина Петербурга. Заросшая речка", А.М. Прокофьев, 1901. Частное собрание.

Далее Прокофьев приступает непосредственно к деятельности инспектора и отрывает курсы по рисованию для всех учителей начальных классов города и уезда. При этом практическую часть обучения он поручает Каменьщикову, сам же на себя берет лекции. Хотя по мнению его менее маститого коллеги, с теоретической частью он не особо хорошо справлялся:

Открытие курсов было более-менее торжественно, с вы­ступлениями и речами. Здесь-то и оказалось, что и для лек­тора А. Прокофьев не подходил. Вторая его лекция о пер­спективе, несмотря на то, что я ему дал необходимый мате­риал и советовал "подготовиться", была почти "полным провалом", по крайней мере, нельзя было говорить о том или ином "усвоении" и её понимании. Пришлось, чтобы сгладить впечатление, мне "практически проработать" мате­риал лекции простым и понятным объяснением.
"Дорога вдоль речки", А.М. Прокофьев, конец XIX – начало ХХ века. Частное собрание.
"Дорога вдоль речки", А.М. Прокофьев, конец XIX – начало ХХ века. Частное собрание.

В ходе художественных курсов не обошлось и без курьезных случаев, один из которых Каменьщиков, кажется, описывал с улыбкой даже спустя много лет после происшествия:

Я объяснял схе­матичный способ зарисовки птиц — в целом. Указывал ха­рактерные особенности того или иного вида птиц. Закон­чил тем, что поставил чучело вороны, объяснив, как надо рисовать птицу с натуры. Пояснив типичные особенности данной птицы, попросил сделать зарисовки. В то время, по­ка учителя выполняли задание, я как обычно отходил в сто­рону покурить. Следил за ходом работы Чурашев [руководитель художественной студии - прим. автора]. Прокофь­ев же присутствовал тут же, иногда просматривая работы и делая указание.
В этот день Алексей Матвеевич был в отличном настрое­нии. Находясь около одной молодой учительницы, с увлече­нием и характерной жестикуляцией доказывал красоту во­роны и как бы он сделал рисунок, если был бы на её месте. Не знаю, о чём в это время думала слушавшая, с улыбкой на задорном молодом лице, учительница, но в разгар поясне­ний, она, с присущим женщине лукавством, кокетливо произнесла: "Я не умею, Алексей Матвеевич! Нарисуйте, по­кажите, ну что вам стоит!". Прокофьев самодовольно ух­мыльнулся, сел и быстро набросав, взглянул на нарисован­ное. Склонив голову набок, остался, по-видимому, доволен и, передав рисунок ей, встал и отошел.
"Тетерева", А.М. Прокофьев.
"Тетерева", А.М. Прокофьев.
Ф. Чурашев в это время был в другом конце зала и не за­метил этого. Проходя по рядам, он дошел, наконец-то, до передних парт, где сидела учительница, держа рисунок, ис­полненный А. Прокофьевым. Когда к ней подошел Ф. Чура­шев, она торжествующе протянула ему рисунок и спросила: "Ну, как!?..".
— Ничего, — ответил Чурашев. — На птицу-то похоже, но задача вам дана другая. Нарисовать не просто птицу, а данную птицу — вот эту самую ворону. У вас не только на эту ворону, но и вообще на ворону мало похоже.

Учительница же рассмеялась и пояснила, что это рисунок Алексея Матвеевича, чем смутила и Чурашева, и Прокофьева. Представляете эту немую сцену и веселье разыгравшей преподавателей девушки?..

"Прогулка в сосновом лесу", А.М. Прокофьев, 1900-е. Частное собрание.
"Прогулка в сосновом лесу", А.М. Прокофьев, 1900-е. Частное собрание.
"Опушка леса", А.М. Прокофьев. Частное собрание.
"Опушка леса", А.М. Прокофьев. Частное собрание.

Вскоре художник оставляет место инспектора, на котором, признаться, у него не очень-то ладилось - все же он был прежде всего художником, нежели администратором, лектором или инспектором. Он перебирается в село неподалеку, где будет занимать должность преподавателя Порецкой учительской семинарии, ставшей педтехникумом. В этом селе он и скончается "в возрасте 55 лет от язвы желудка", произойдет это 3 апреля 1925-го года. Примечательно, что по воспоминаниям современников, "все жители села, от малого до глубокого старика вышли провожать его в последний путь". Прокофьева похоронили на сельском погосте, а ныне его могила утрачена.

Супруга, оставшаяся без средств существования, позд­нее организовала беспроигрышную художественную лоте­рею. В неё были включены большая часть оставшихся живописных работ Алексея Матвеевича, его небольшие этюды и пейзажи, а также несколько крупных полотен. Ини­циатива была активно поддержана преподавателями педа­гогического техникума и молодежью, да и покупателями ло­тереи в основном была местная интеллигенция. Приобрет­шие эти лотерейные билеты имели возможность заиметь на память одну из работ Прокофьева. По воспоминаниям, на многих из них была изображена природа Присурского края: поля и леса, луга и озера, красавица Сура, оставлявшие у зрителей большое впечатление. Тем более что многие с изо­бразительным видом искусства были знакомы лишь по реп­родукциям. На вырученные средства супруга смогла поки­нуть село, уехав в Ленинград.
"Пейзаж с коровами", А.М. Прокофьев, 1918. Частное собрание.
"Пейзаж с коровами", А.М. Прокофьев, 1918. Частное собрание.

На этом я заканчиваю свой рассказ об очередном позабытом русском художнике. Повествование стало возможным только лишь благодаря воспоминаниям его коллеги, лично знавшим Алексея Прокофьева в последние годы его жизни. Надеюсь вам было интересно, а, возможно, вы открыли для себя новое имя в русской живописи. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".

P.S. По прочтении данной статьи может сложиться мнение, что картин художника практически нет в российских музеях - это и так, и не совсем так. В подборку полотен статьи не вошли работы художника из коллекции Ульяновского художественного музея. Картины музею подарил сам Прокофьев в 1924-м году, но, к сожалению, я не смог найти их репродукции в достойном качестве. И еще известно об одной картине художника, хранящейся в Севастопольском художественном музее:

"Вечереет. Снопы", А.М. Прокофьев, 1902.
"Вечереет. Снопы", А.М. Прокофьев, 1902.