Время года диктует свои правила и совсем уже скоро (речь о европейской части России, конечно же) мы будем (или уже стали) свидетелями первого снега, хотя в северных частях нашей страны уже увидели это природное явление. В любом случае, давайте посмотрим на картины русских художников конца XIX - начала XX веков, где изображен именно этот момент неумолимо приближающейся зимы.
Открывает нашу сегодняшнюю коллекцию художник, очень любивший лето (как я его понимаю) Василий Дмитриевич Поленов. Основные жанры, в которых он работал - это пейзаж и историческая живопись. Признанный при жизни и не отвергнутый страной при смене строя, художник прожил долгую (83 года) и плодотворную жизнь, единственное, что серьезно омрачило ее - это ранняя смерть его сестры и художницы Елены, по которой он очень горевал.
Продолжит самый известный "певец русского леса", признанный таковым еще при жизни Иван Иванович Шишкин. Недавно я рассказывал вам о том, как художник, будучи студентом Академии художеств, поехал с другими учащимися на остров Валаам и как это путешествие вдохновило и "зарядило его" на многие годы вперед. Но эта картина создана уже зрелым мастером, который за пару лет до этого стал профессором Академии художеств. Снова мы видим тот самый дремучий и загадочный русский лес, только в этот раз легка припорошенный выпавшим снегом. Именно таким я представлял его в детстве, когда читал русские народные сказки.
Далее посмотрим на типичный пейзаж Ефима Ефимовича Волкова, ведь именно такие мотивы были особенно любимы художником: ручьи, небольшие реки, заросшие берега и болотца. В этой картине точно не "кричит краска", как высказался о работах пейзажиста его коллега по цеху Исаак Левитан на одной из выставок передвижников. С другой стороны, критик Стасов считал, что Волков – "один из самых симпатичных пейзажистов наших" и в его картинах "часто есть немало поэтичности".
Иван Иванович Ендогуров связан с автором предыдущей картины напрямую - он учился у Ефима Волкова в 1870-е годы, когда тот уже был известным специалистом по пейзажной живописи. Интересно, что Ендогуров учился одновременно на юридическом факультете университета и в Академии художеств Петербурга. В итоге выберет живопись, но родной город ему придется покинуть - у него была чахотка, а климат северной столицы совсем не способствует выздоровлению от этой болезни.
Далее перейдем к знакомому уже нам по прошлой "осенней" коллекции полотен Станиславу Юлиановичу Жуковскому. В той статье я вам уже рассказывал об изменениях в его жизни после 1917 года, и как раз данные две работы художника иллюстрируют это: первую картину он создал еще будучи гражданином Российской империи, а вторую - уже Польской республики, в которую он уехал в 1923 году, открыв там школу живописи.
И завершит коллекцию единственный на сегодня городской пейзаж Николая Никаноровича Дубовского, замечательного пейзажиста, гораздо более известного при жизни, нежели сейчас, по крайней мере, если говорить об известности в массах. Любопытно, что Дубовской, отучившись в Академии художеств, не стал сдавать ее выпускной экзамен, покинул ее и вскоре примкнул к передвижникам. В итоге он смог достигнуть известности и признания и без покровительства Академии.
Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#живопись #искусство #картины #пейзаж #художники #культура #искусствоведение