Представьте, что существительное в английском языке — это гость на важном приеме.
Ему просто необходима визитная карточка, чтобы все поняли, кто он и зачем пришел!
Этой визитной карточкой и служат определители (Determinatives) — маленькие, но могущественные слова.
Они обязательно сопровождают большинство английских существительных, придавая им конкретность или обобщенность.
Самое главное правило: одно существительное — один определитель!
Поддержать наш канал можно по ссылке 😉
Настоящими звездами среди определителей, конечно, являются артикли: неопределенные a/an и определенный the.
Они сами по себе не имеют лексического значения, как "стол" или "бежать".
Их магия — в указании, знаком ли слушателю или читателю предмет, или он появляется впервые.
A/an — как фокусник, вынимающий кролика (пока неизвестного) из шляпы: предмет один из многих подобных, впервые упомянут.
The — как луч прожектора, выделяющий конкретного кролика, о котором уже знают.
В русском языке таких специальных слов нет, и часто артикли просто "исчезают" при переводе.
Посмотрите, как это работает на практике!
И какое значение несут артикли.
Вот 7 ярких примеров:
- There is a lamp on the table. (На столе лампа.) → Какая-то лампа, впервые упоминается.
- The director has just come. (Директор только что пришел.) → Конкретный директор, известный собеседникам.
- I heard an interesting story yesterday. (Вчера я услышал интересную историю.) → Одна из многих, упоминается впервые.
- Close the window, please. (Закройте окно, пожалуйста.) → То самое окно в этой комнате, понятное всем.
- She wants to be a doctor. (Она хочет стать врачом.) → Одним из представителей профессии.
- The sun is shining brightly today. (Солнце сегодня ярко светит.) → Единственное, уникальное солнце.
- He bought a car. The car is red. (Он купил машину. Машина красная.) → В первом предложении машина новая информация (a car), во втором — уже известная (the car).
Но артикли — не единственные "визитные карточки"!
Местоимения some и any в некоторых случаях тоже работают как определители, близкие по значению к a/an, особенно с неисчисляемыми существительными или во множественном числе.
Они указывают на некоторое, неопределенное количество.
И опять же, в русском переводе они часто просто пропадают.
Сравните:
- Give me some stamps, please. (Дайте мне марок, пожалуйста.) → Несколько марок, точное число не важно.
- Have you got any books on history? (Есть ли у вас книги по истории?) → Хотя бы какие-нибудь книги.
- I need some sugar for the cake. (Мне нужно немного сахара для торта.) → Некоторое количество сахара.
- She didn't make any mistakes. (Она не сделала никаких ошибок.) → Отрицание с any.
- Would you like some tea? (Не хотите ли немного чаю?) → Предложение, обычно some.
- Can I have some water? (Можно мне воды?) → Запрос некоторого количества.
- Is there any milk left? (Осталось ли немного молока?) → Вопрос о наличии какого-либо количества.
А вот другие определители — настоящие "тяжеловесы" с собственным значением!
Они не только указывают, но и несут конкретную смысловую нагрузку, выполняя роль определения.
Их группа разнообразна и очень важна.
1. Указательные местоимения: Они как указка, показывающая на предмет!
This / These (этот, эта, это / эти) — для близких в пространстве или времени предметов.
That / Those (тот, та, то / те) — для далеких или упомянутых ранее.
Вот 7 ситуаций:
- This house is very old. (Этот дом очень старый.) → Дом здесь, рядом.
- I love these flowers! (Я обожаю эти цветы!) → Цветы здесь, перед нами.
- Look at that bird on the tree! (Посмотри на ту птицу на дереве!) → Птица вон там, далеко.
- Those cookies you baked were delicious. (Те печенья, что ты испекла, были восхитительны.) → Печенья из прошлого, о которых вспоминают.
- This week has been so busy. (Эта неделя была такой насыщенной.) → Неделя текущая.
- I remember that day very well. (Я очень хорошо помню тот день.) → День в прошлом.
- Can you pass me those pens, please? (Передай мне те ручки, пожалуйста?) → Ручки на другом конце стола.
2. Неопределенные местоимения (количественные и оценочные):
Эти определители отвечают на вопросы "Сколько?" и "Какой в количестве?".
Much / Many (много) – much для неисчисляемого (время, вода), many для исчисляемого (книги, люди).
Little / Few (мало) – little для неисчисляемого (подчеркивает недостаток), few для исчисляемого (тоже недостаток).
Some (некоторый, несколько – в значении часть), any (любой, всякий – в значении без разницы), each / every (каждый), either (любой из двух), neither (ни один из двух).
Они придают существительному количественную или оценочную характеристику:
- There were many students at the meeting. (На собрании было много студентов.) → Много исчисляемых лиц.
- I don't have much time. (У меня нет много времени.) → Мало неисчисляемого ресурса (время).
- He has little patience. (У него мало терпения.) → Очень мало, недостаток неисчисляемого качества.
- Few people understood the joke. (Мало людей поняли шутку.) → Очень мало, недостаток исчисляемых лиц.
- Some people do not like meat. (Некоторые люди не любят мяса.) → Часть людей.
- Come at any time. (Приходите в любое время.) → Без ограничений, любое время.
- He goes there every day. (Он ходит туда каждый день.) → Все без исключения дни.
- You can take either book. (Ты можешь взять любую (из двух) книгу.) → Выбор из двух.
- Neither answer was correct. (Ни один (из двух) ответ не был правильным.) → Отрицание обоих.
3. Вопросительные местоимения: Настоящие детективы, задающие вопросы о предмете!
What? (какой? – о типе, роде), Which? (который? – о выборе из ограниченного числа), Whose? (чей? – о принадлежности).
Они стоят в самом начале вопроса, определяя существительное.
Вот как они работают в деле:
- Whose pencil is this? (Чей это карандаш?) → Вопрос о владельце карандаша.
- On which floor do you live? (На каком (котором) этаже вы живете?) → Выбор из ограниченного числа этажей в доме.
- What books have you read? (Какие книги вы читали?) → Вопрос о типе или названиях книг.
- Which color do you prefer, red or blue? (Какой цвет ты предпочитаешь, красный или синий?) → Выбор из двух конкретных вариантов.
- What time is it? (Который час?) → Вопрос о конкретном времени (устоявшееся выражение).
- Whose responsibility is this task? (Чья это ответственность - выполнить задачу?) → Вопрос о принадлежности ответственности.
- What kind of music do you like? (Какую (какого рода) музыку ты любишь?) → Вопрос о типе, жанре музыки.
Повторение из предыдущих тем (также относится к определителям):
4. Притяжательные местоимения: Это настоящие "хозяева" слова! Они показывают, кому принадлежит предмет.
My (мой), your (твой, ваш), his (его), her (ее), its (его, ее - для неодуш.), our (наш), their (их).
Их сила — в указании на владельца:
- Where is my pencil? (Где мой карандаш?) → Карандаш принадлежит мне.
- Her dictionary is on the table. (Ее словарь на столе.) → Словарь принадлежит ей.
- Our team won the championship! (Наша команда выиграла чемпионат!) → Команда принадлежит нам.
- The cat licked its paw. (Кошка вылизала свою лапу.) → Лапа принадлежит ей самой (кошке).
- Their idea was brilliant. (Их идея была блестящей.) → Идея принадлежит им.
- Is this your umbrella? (Это ваш зонт?) → Зонт принадлежит собеседнику.
- He lost his keys again. (Он снова потерял свои ключи.) → Ключи принадлежат ему.
5. Существительное в притяжательном падеже: Этот определитель работает как печать с именем владельца!
Образуется с помощью апострофа и s ('s) или просто апострофа (') для множественного числа, оканчивающегося на s.
Он прямо указывает на обладателя:
- Peter's father is a doctor. (Отец Петра — врач.) → Отец принадлежит Петру (является его отцом).
- My brother's wife has gone to London. (Жена моего брата уехала в Лондон.) → Жена принадлежит моему брату (является его женой).
- The children's toys are everywhere. (Игрушки детей разбросаны повсюду.) → Игрушки принадлежат детям.
- This is Sarah's notebook. (Это блокнот Сары.) → Блокнот принадлежит Саре.
- The students' projects were impressive. (Проекты студентов были впечатляющими.) → Проекты принадлежат студентам (мн. число, оканчив. на s -> ' ).
- The company's profits increased. (Прибыль компании выросла.) → Прибыль принадлежит компании.
- Yesterday was James's birthday. (Вчера был день рождения Джеймса.) → День рождения принадлежит Джеймсу.
⚠️ Важнейшее правило и главная ловушка! Помните, что определитель может быть только один перед существительным?
Это ключевое отличие от русского языка!
В русском мы спокойно можем сказать "многие мои друзья", "каждая ваша ошибка", "некоторые его замечания".
В английском же нельзя просто поставить два определителя подряд: ~~many my friends~~, ~~each your mistake~~, ~~some his remarks~~.
Это грубая ошибка!
Как же быть? На помощь приходит волшебный предлог of!
Исправляем наши примеры правильно:
- Many of my friends like travelling. (Многие из моих друзей любят путешествовать.)
- Each of your mistakes was noted. (Каждая из ваших ошибок была отмечена.)
- Some of his remarks were quite sharp. (Некоторые из его замечаний были довольно резкими.)
- Few of their suggestions were implemented. (Немногие из их предложений были реализованы.)
- I agree with most of Peter's ideas. (Я согласен с большинством идей Петра.)
- Which of these books is yours? (Какая из этих книг твоя?)
- Several of our clients complained. (Несколько из наших клиентов пожаловались.)
Где встает определитель? Порядок — закон!
Определитель всегда занимает почетное первое место перед существительным, которое он представляет.
Если у существительного есть другие описательные слова (прилагательные, числительные), то они встают после определителя, но перед существительным.
Формула: Определитель + (Другие описания) + Существительное.
(Determiner -> Adjectives -> Noun.)
Это строгое правило, часто нарушаемое русскоговорящими учениками, особенно с притяжательным падежом и притяжательными местоимениями!
В русском порядок слов свободнее, а в английском — железный.
Сравните правильный английский порядок и русский перевод, где порядок может быть другим:
- Pushkin created the Russian literary language. (Пушкин создал русский литературный язык.) → the (опред. артикль) + Russian literary (прилаг.) + language (сущ.).
- His first scientific work was a great success. (Его первая научная работа имела большой успех.) → His (притяж. мест.) + first scientific (прилаг.) + work (сущ.).
- My first impression was favorable. (Мое первое впечатление было благоприятным.) → My (притяж. мест.) + first (прилаг.) + impression (сущ.). ❌❌❌Неправильно: ~~First my impression~~.
- Repin’s best pictures are in the Tretiakov Gallery. (Лучшие картины Репина находятся в Третьяковской Галерее.) → Repin’s (притяж. падеж) + best (прилаг.) + pictures (сущ.).
❌❌❌Неправильно: ~~Best Repin’s pictures~~. - I didn’t hear Peter’s last words. (Я не слышал последних слов Петра.) → Peter’s (притяж. падеж) + last (прилаг.) + words (сущ.).
❌❌❌Неправильно: ~~Last Peter’s words~~. - She bought a beautiful red dress. (Она купила красивое красное платье.) → a (неопр. артикль) + beautiful red (прилаг.) + dress (сущ.).
- We need those three old wooden chairs. (Нам нужны те три старых деревянных стула.) → those (указ. мест.) + three old wooden (числ. + прилаг.) + chairs (сущ.).
Понимание и правильное использование определителей — фундамент грамотной английской речи.
Эти маленькие слова несут огромную смысловую нагрузку.
Они помогают точно передать, знаком ли предмет собеседнику, кому он принадлежит, сколько его, о каком именно из множества подобных идет речь.
Уделите им должное внимание, отрабатывая порядок слов и избегая искушения использовать два определителя сразу.
Помните про волшебное of, когда нужно сказать "многие из моих...".
С практикой их использование станет естественным!
Поддержать наш канал можно по ссылке 😉
#АнглийскийЯзык #ГрамматикаАнглийского #Артикли #АнглийскийДляНачинающих #ИзучениеАнглийского #Determiners #УчимАнглийский #Детерминативы #ПорядокСлов #АнглийскаяГрамматикаЛегко #Rutube #Телеграм