Весной в Испании появилась самая быстрая европейская дорога, если не считать немецкие автобаны – на определенном участке тестировали 150 км/ч. Ограничение динамическое и управляется системой на основе искусственного интеллекта. Этот факт интересен в том плане, что помешанный на безопасности мир тем не менее движется в сторону повышения лимитов скорости.
Так, в ОАЭ есть участок, где можно легально ездить даже 160 км/ч. И в Америке уже 9 штатов ввели повышенный лимит 129, а один – аж все 136. Причем глядя на эти цифры, мы понимаем, что Россия –в числе мировых лидеров по скорости на магистралях! Ведь наши формальные 130 – это фактически ненаказуемые 150, как в Испании.
При этом отмену негласных +20 км/ч и замену их на +10 или даже на +5 обсуждают уже много лет. Но пока что мы по-прежнему можем бесплатно ездить чуть ли не с самым большим в мире зазором от официально разрешенной скорости. Дальше идут Болгария, Казахстан, Польша, Саудовская Аравия и Турция, где можно 140, но лимит бесплатного превышения буквально 1-3 км/ч.
Почему ускоряемся? Современные автомобили становятся не только быстрее, но и объективно безопаснее. Как в плане управляемости (активная безопасность), так и в плане защиты людей при столкновении (пассивная). Да и опыт Германии показал, что бабушка за рулём дизельной Шкоды на скорости 180 представляет на нормальной трассе не больше опасности, чем газонокосильщик на лужайке.
Кроме того, увеличивая скорость на магистралях, её одновременно ещё сильнее ограничивают в городах. Например, самым медленным городом планеты считается Лондон, где на большом количестве улиц установлено ограничение 32 км/ч (20 миль в час).
Фактически же что в Европе, что в Америке водители не такие законопослушные, как можно подумать и как ожидают от них правила. На участках магистралей, где нет камер (а таких много) встречается немало машин, которые едут +50 к ограничению скорости.
Люди везде плюс-минус одинаковы, поэтому законодателю проще подвинуть лимит и одновременно подкрутить систему контроля и штрафов, чем загонять всех в жёсткие ограничения и надеяться на сознательность и покорность.
Разумная система наказания в Штатах: есть минимальная сумма за превышение на какую-то базовую величину, а дальше по 5 долларов за каждую милю в час сверх того. Это позволяет платить в той мере, насколько ты виноват. За невнимательность – минимум, за злостный умысел – увесистые суммы.
У нас попроще, но это компенсируется плотностью сети камер – расслабиться просто негде. Причём штрафуют за всё: за разметку, телефон, мигающий жёлтый, телефон, ремень. И дальше – больше. А с уменьшением скидок даже базовые штрафы стали чувствительными. По сути «минималка» увеличилась вдвое, как и частота её получения. Итого рост в 4 раза по сравнению с каким-нибудь недавним 2023 годом.
А вы ощутили на себе увеличение бюджета на оплату штрафов в последнее время?