Найти в Дзене

Две жизни круизного лайнера «Генерал Н.Ф. Ватутин»

65 лет назад на Волге появился новый трехпалубный теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин» проекта 588. Его первым капитаном на десятилетия стал Лев Токарев, опытный волгарь, преданный флоту и реке. Лев Николаевич полвека отработал на волжских судах, именно под его началом на легендарном лайнере появился первый музей на борту. Сегодня на канале «История Волжского пароходства» рассказываем историю теплохода и его капитана. В тему: 💡Лайнер для Большой Волги. История легендарного дизель-электрохода «Советский Союз». 1950-е и 1960-е годы — интересное время на Волге. Шло масштабное восстановление речного хозяйства, строились новые суда. Движение было весьма оживленным, река менялась — водные трассы преображали запуски ГЭС и появление водохранилищ. Стали популярны речные поездки, семейный отдых на воде. И для этого создавались большие лайнеры. Так на Волгу пришли трехпалубники: была построена самая многочисленная и успешная массовая серия речных пассажирских судов в СССР — проект 588, ко второй сери
Оглавление
Теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин» на подходе к Ленинградскому речному вокзалу, 1973 г. Фото: fleetphoto.ru.
Теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин» на подходе к Ленинградскому речному вокзалу, 1973 г. Фото: fleetphoto.ru.

65 лет назад на Волге появился новый трехпалубный теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин» проекта 588. Его первым капитаном на десятилетия стал Лев Токарев, опытный волгарь, преданный флоту и реке. Лев Николаевич полвека отработал на волжских судах, именно под его началом на легендарном лайнере появился первый музей на борту.

Сегодня на канале «История Волжского пароходства» рассказываем историю теплохода и его капитана.

В тему:

💡Лайнер для Большой Волги. История легендарного дизель-электрохода «Советский Союз».

Основа пассажирского флота

1950-е и 1960-е годы — интересное время на Волге. Шло масштабное восстановление речного хозяйства, строились новые суда. Движение было весьма оживленным, река менялась — водные трассы преображали запуски ГЭС и появление водохранилищ. Стали популярны речные поездки, семейный отдых на воде. И для этого создавались большие лайнеры.

Так на Волгу пришли трехпалубники: была построена самая многочисленная и успешная массовая серия речных пассажирских судов в СССР — проект 588, ко второй серии которого относится теплоход «Генерал Ватутин». Всего создали 49 лайнеров, из них 34 единицы пришли на Волгу.

Проект №588 был подготовлен в Центральном техническом конструкторском бюро Минречфлота (Ленинград) под руководством главного архитектора министерства Л.В. Добина. Для конструкторов эта была амбициозная задача — разработать новый тип больших теплоходов для реки. Лев Добин так объяснял коллегам требования к новым судам:

1. теплоход должен перевозить как пассажиров, так и грузы;

2. он должен быть больше, вместительнее и быстрее существующего на сегодня флота;

3. и, самое важное, теплоход должен быть красивым и не похожим на имеющийся речной транспорт.

Суда проекта 588 отличались новыми архитектурными решениями, рациональной планировкой пассажирских помещений и для того времени высокой комфортабельностью. Проект до рабочей версии доработали инженеры судостроительного завода в ГДР — лайнеры строили на судоверфи в Висмаре.

Читайте также о проекте 588 в нашей статье👇🏻

💡Как Валентина Терешкова на Волге судном управляла.

Теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин» в Москве. Фото 1970 г. Источник: https://kayuta64.ru.
Теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин» в Москве. Фото 1970 г. Источник: https://kayuta64.ru.

Эксперты называли трехпалубники проекта 588 находкой для Волги. По словам Галины Абаевой, историка волжского судоходства, которая много лет возглавляла Музей речного флота ВГУВТ, в начале 1960-х эта внушительная группа теплоходов стала основой волжского пассажирского и круизного флота, вызывая уважение речников и приводя в восторг туристов и пассажиров.

«Это прекрасные суда! Красивые внешне, со стремительными обводами, экономичные, послушные в управлении. Удачное сочетание пассажировместимости и комфорта для того времени. Трехпалубные теплоходы прекрасно «вписались» в ландшафт преображенной Волги. Строгие, с двумя широкими изящно очерченными трубами, с высокобортным носом, напоминающим развернутые крылья, они всем своим внешним видом возвещали, что теперь по Волге должны ходить настоящие суда», — писала Г. Абаева.

Путь на Волгу

В 1960 году был построен трехпалубный лайнер «Генерал Н.Ф. Ватутин» — двадцать девятый теплоход II серии и сороковой во всей линейке проекта. Внешне он отличался от первой серии измененной формой кормы, элементами надстройки, расположением трапов и планировкой внутренних помещений. Конструкторы решили еще повысить комфортабельность пассажиров, увеличив площадь кают, что привело к уменьшению изначальной пассажировместимости.

Кстати, вся вторая серия проекта 588 была назвала «Космонавт Гагарин». Как Юрий Алексеевич управлял волжским теплоходом, носившим его имя, читайте в нашей статье.
Теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин» восхищал пассажиров и волжан, любовавшихся им с берега. Источник: https://kayuta64.ru.
Теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин» восхищал пассажиров и волжан, любовавшихся им с берега. Источник: https://kayuta64.ru.

Оказалось, построить теплоход — еще полдела. Нужно было перегнать его из Германии на Волгу. А это была задача не из тривиальных. Теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин» в караване своих собратьев прошел сложный путь. Дело в том, что окончательно Волго-Балтийский путь был запущен только в 1965 году (когда строительство теплоходов данного проекта было уже завершено). А до этого суда, которые направлялись из ГДР на Волгу, сперва доходили до Архангельска, откуда по Северной Двине и по Сухоне через систему Северо-Двинского канала попадали в Шексну, по которой добирались до Рыбинского водохранилища.

По словам специалистов, подобный перегон достаточно крупных судов через мелководные северные реки и старинные, совершенно не приспособленные для теплоходов таких размеров шлюзы (с деревянными стенками и воротами, открывающимися вручную), был настоящим испытанием. Важный факт — для перегона с теплоходов приходилось снимать фальшборта, привальные брусья, рулевые рубки и трубы, максимально высвобождать их от нагрузки, чтобы уменьшить осадку и протиснуться по мелкому руслу Сухоны.

Первым капитаном «Генерала Н.Ф. Ватутина», принявшим судно после спуска на воду, стал Лев Николаевич Токарев. Именно ему, молодому, но уже опытному волгарю, доверили трудный перегон судна из ГДР на Волгу. И он отлично справился со сложной задачей.

Командный состав теплохода «Генерал Н.Ф. Ватутин». 1974 год. Фото из архивов.
Командный состав теплохода «Генерал Н.Ф. Ватутин». 1974 год. Фото из архивов.

«Генерал-теплоход»

После постройки судно было названо в честь советского военачальника, генерала армии и Героя Советского Союза Ватутина Николая Федоровича (1901-1944 гг.) и поступило в Волжское пароходство. Теплоход был приписан к порту Горького (Нижнего Новгорода), а зимовал и обслуживался в затоне Октябрьской БТОФ.

Первый капитан теплохода, Лев Токарев, в 1951 году окончил Горьковское речное училище. Сразу после получения диплома его назначили четвертым штурманом на двухколесник «А.С. Грибоедов». Затем речник набирался опыта на разных волжских судах: «Лев Доватор», «Крылов», «Либкнехт», «Карл Маркс», «Рылеев».

В 1958 году вместе с капитаном С.А. Напитухиным принимал дизель-электроход «Ленин». Сергея Алексеевича на Волге называли гордо — «капитан капитанов». Напитухин не просто принимал новое волжское судно, воплощавшее в себе совершенно новый тип комфортабельных речных трехпалубных судов для Волги, — он участвовал в его разработке. При проектировании дизель-электрохода внедрено более 700 предложений капитана Напитухина. Штурман Токарев также был активным участником процесса доработки судна и учился у знаменитого капитана.

Подробнее о Напитухине читайте в нашей статье👇🏻

💡«Капитан капитанов» — полвека на Волге легенды речного флота Сергея Напитухина.

Штурман Лев Токарев (слева) и Сергей Напитухин на дизель-электроходе «В.И. Ленин». 1958 год. Фото из архива Волжского пароходства.
Штурман Лев Токарев (слева) и Сергей Напитухин на дизель-электроходе «В.И. Ленин». 1958 год. Фото из архива Волжского пароходства.

И через два года после этой работы Лев Токарев сам принимал новый теплоход в роли капитана. После перехода из Германии «Генерал Н.Ф. Ватутин» поступил на транспортную линию Москва — Ростов-на-Дону — Москва. Когда лайнер прибывал в волжские города, он вызывал неподдельное восхищение: граждане собирались, чтобы полюбоваться на «генерал-теплоход».

В 1965 году вместо старой Мариинской системы открылся Волго-Балтийский водный путь, и теплоходы проекта 588 получили возможность ходить до Невы. Выросло число маршрутов, увеличилась продолжительность рейсов. На тот момент на северо-западе и севере работали 4 теплохода проекта 588. На помощь собратьям были направлены волжские борта, среди которых был и «Генерал Н.Ф. Ватутин».

Теплоход под руководством капитана Токарева стал выполнять длительные туристические круизы из Ленинграда на Волгу от Ленинградского бюро путешествий и экскурсий и работал на этих направлениях вплоть до середины 1970-х годов.

Интересный факт

15 лет капитан Токарев стоял на капитанском мостике «Генерала Н.Ф. Ватутина». Под его началом на судне открылся первый музей на борту волжского флота. Это передвижная экспозиция, посвященная военачальнику Николаю Федоровичу Ватутину: исторические фотографии, копии писем, другие документы и материалы.

А дальше пути капитана Токарева и теплохода «Генерал Н.Ф. Ватутин» разошлись. Лайнер был переведен на скорую линию Москва — Ростов-на-Дону, на которой работал вплоть до 1994 года. Одну навигацию — 1991 года — судно курсировало между Нижним Новгородом и Астраханью.

Теплоход «Русь Великая» на Волге. Конаково Тверской области в мае 2025 года. Фото: https://fleetphoto.ru/
Теплоход «Русь Великая» на Волге. Конаково Тверской области в мае 2025 года. Фото: https://fleetphoto.ru/

А Лев Николаевич возглавил команду теплохода «Николай Гастелло». Кстати, ему очень пригодился опыт модернизации дизель-электрохода «Ленин» под руководством капитана Напитухина. Во второй половине 1970-х Лев Токарев провел капитальный ремонт «Гастелло» без вывода судна из эксплуатации — заменили главные и вспомогательные двигатели. Он руководил экипажем до 1994-го.

В том же году теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин» был выведен в эксплуатации. Но это был не конец его флотской биографии. В начале нулевых началась новая жизнь лайнера. Его перестроили в пассажирский теплоход класса М-ПР 2,5, смешанного плавания река-море. Этот класс мореходности позволяет судам ходить без ограничений по внутренним бассейнам рек и озер и повышает уровень безопасности пассажиров. Кроме того, он позволяет отправляться в рейсы по морям. Это глубокое обновление дало возможность теплоходу выполнять прямые рейсы до Соловецких островов и Архангельска.

После перестройки в истории теплохода, сменившего название на «Русь Великая», были также круизы по Каспийскому морю до Казахстана, по Азовскому морю до Керчи. А в 2021 году он первым из трехпалубных судов совершил рейс по реке Белой до Уфы. Теплоход до сих пор возит туристов.

Читайте также:

➡️На «Заре» с ветерком. История речного внедорожника.

➡️«Очень счастливый корабль»: история первого круизного лайнера на Волге «Максим Горький».

➡️Знаменитый капитан Демидов и первый круизный лайнер на Волге.