Найти в Дзене

На «Заре» с ветерком

60 лет назад запустили серийное производство «Зари» — скоростного судна, совершившего транспортную революцию в районах с неразвитой дорожной сетью и мелководными реками. Теплоходы работали на многих реках России, некоторые эксплуатируются до сих пор. Серию теплоходов «Заря» эксперты называют важной вехой в истории развития отечественного водного транспорта. Впервые в мире в этом проекте реализовали принцип движения на воздушной каверне. На канале «История Волжского пароходства» продолжаем рассказывать о ключевых этапах развития отечественного судостроения. Подпишитесь, чтобы не пропустить новую публикацию! Конец 1950-х и начало 1960-х годов ознаменованы появлением на реках нашей огромной страны скоростных судов. Так, в 1957 году первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета-1», спроектированное под руководством легендарного инженера-конструктора Р.Е. Алексеева, совершило экспериментальный рейс под эгидой Волжского объединенного речного пароходства в 1957 году. «Ракета» показал
Оглавление
Фото fleetphoto.ru.
Фото fleetphoto.ru.

60 лет назад запустили серийное производство «Зари» — скоростного судна, совершившего транспортную революцию в районах с неразвитой дорожной сетью и мелководными реками. Теплоходы работали на многих реках России, некоторые эксплуатируются до сих пор.

Серию теплоходов «Заря» эксперты называют важной вехой в истории развития отечественного водного транспорта. Впервые в мире в этом проекте реализовали принцип движения на воздушной каверне.

На канале «История Волжского пароходства» продолжаем рассказывать о ключевых этапах развития отечественного судостроения. Подпишитесь, чтобы не пропустить новую публикацию!

Эра скоростных судов. Теплоходы «Метеор» и «Заря». 1983 год. Автор: Andshel.
Эра скоростных судов. Теплоходы «Метеор» и «Заря». 1983 год. Автор: Andshel.

Конец 1950-х и начало 1960-х годов ознаменованы появлением на реках нашей огромной страны скоростных судов. Так, в 1957 году первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета-1», спроектированное под руководством легендарного инженера-конструктора Р.Е. Алексеева, совершило экспериментальный рейс под эгидой Волжского объединенного речного пароходства в 1957 году. «Ракета» показала «космический результат», пролетев от Горького до Казани за 7 часов.

В 1959 году на воду спустили первый «Метеор», вместительный скоростной речной пассажирский теплоход на подводных крыльях. В серийное производство судно вышло в 1961 году. «Метеор» стал самым массовым в своем классе.

А уже в 1964-м представили теплоход «Заря» (проект 946), серийное производство которого запустили через год. Это была линейка пассажирских скоростных глиссирующих речных судов с водометным движителем. Они предназначались для быстрой перевозки пассажиров по малым рекам. Вместимость теплохода составляла от 60 до 86 пассажиров. Максимальная скорость движения — 45 км/ч.

Появление «Зари» на реках кардинально изменило жизнь множества отдаленных городков и деревень Волжского бассейна, Урала, Сибири, Дальнего Востока и Северо-Запада России. В те годы дорожная инфраструктура была недостаточно развита, особенно вокруг небольших населенных пунктов. И добраться до таких городков и сел можно было только по воде. Но обычные теплоходы не могли пройти по малым рекам, озерам и обмелевшим протокам. Суда проекта 946 решали эту проблему. «Заря» могла доставить пассажиров быстро, комфортно и недорого, и судну даже не требовался организованный причал.

 Источник — Виктор Будан/Фотохроника ТАСС.
Источник — Виктор Будан/Фотохроника ТАСС.

Восход «Зари»

Причиной быстрой и широкой популярности «Зари» стала не только высокая скорость движения, но и конструкция теплохода, не имевшая на тот момент аналогов в мире. Главной отличительной особенностью теплохода стали его комбинированные обводы: в носовой части обратная килеватость («морские сани»), а в кормовой — нормальная килеватость. Благодаря таким обводам, форме днища и малой осадке (всего полметра) судно могло успешно преодолевать мелководные каменистые участки реки, а также подходить к берегу в местах, не оборудованных причальными сооружениями. При этом не нужно было спускать трап — теплоход выходил носом на берег.

Конструкторы реализовали принцип движения «Зари» на воздушной каверне. Это чем-то напоминает суда на воздушной подушке: под днище также подавался воздух, снижающий гидродинамическое сопротивление для улучшения скоростных качеств. Вследствие повышения давления воздуха под днищем специальной геометрии создавался и удерживался воздушный пузырь (каверна), работавший в качестве воздушной смазки.

Отсюда и название — глиссирующий теплоход. Глиссирование — это движение по воде, при котором предмет удерживается на ее поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади.

Патенты на такой способ снижения сопротивления движению судна существовали еще в XIX веке в разных странах. Так, в 1887 году русский инженер-механик С. Тимохович подал заявку на выдачу ему привилегии на «способ уменьшения трения судов о воду и прилипания ее к их поверхности». Его идея заключалась в подаче на подводную часть корпуса воздуха или водомасляной эмульсии через специальные трубы. Практическое применение на серийном судне принципа движения на воздушной каверне состоялось впервые в мире именно в проекте «Зари».
Особенность «Зари» — «морские сани» в носовой части. https://hdpic.club.
Особенность «Зари» — «морские сани» в носовой части. https://hdpic.club.

На теплоходе множество деталей было выполнено из стеклопластика, что существенно снизило вес. Корпус судна был выполнен из алюминиево-магниевого сплава Амг-5, отличающегося высокой прочностью и хорошей пластичностью. «Заря» приводилась в движение одноступенчатым водометом. Теплоходы этой серии могли причаливать к берегам с большим уклоном.

Суда «Заря» часто эксплуатировались в суровых условиях, на мелководных реках с перекатами, где нередки были удары о камни. Также они ходили по лесосплавным рекам. В отдаленных регионах не было хорошего топлива и возможности качественно обслужить двигатель, но, несмотря на все эти сложности, теплоходы «Заря» служили долго. Конструкции были настолько крепкие, что некоторые суда, выпущенные еще в 70-80-х годах, служат до сих пор.

Технические характеристики теплохода «Заря»:

🚢Габариты: длина — 23,9 м, ширина — 4,16 м, высота теплохода — 3,2 м.

🚢Дизельный двигатель М400 (12ЧН 18/20) является конвертированной версией авиационного дизеля М-40. Мощность мотора — 830 и 900 л.с.

🚢Осадка судна — 0,55 м.

🚢Вместимость — 60 сидячих мест. Также допускалась перевозка стоячих пассажиров, тогда вместимость возрастала до 86 человек. Эксперты констатируют, что суда часто ходили с перегрузом.

Кстати, название «Заря» появилось не сразу. По приказу Министра речного флота РСФСР №42 на стадии постройки закреплялись за пароходствами с названиями Волна-1, Волна-2, ..., Волна-6. Окончательное решение по наименованию всей серии «Заря» было принято в конце 1966 года.

В тему:

💡Сенсация на Волге: история первого в мире буксира, с которого началась эра теплоходов.

«Заря-10», 1969 год. Ржев (Тверская область). Из личного архива А. С. Самсонова. pastvu.com.
«Заря-10», 1969 год. Ржев (Тверская область). Из личного архива А. С. Самсонова. pastvu.com.

Любимый вид речного транспорта

Многие с теплотой вспоминают свои поездки на «Заре», а некоторые продолжают на них кататься и сейчас, ведь несколько судов этого типа по-прежнему в строю. Теплоходы незаменимы для использования на малых реках. Они обладают хорошей маневренностью, что позволяет развернуться практически на месте. Проектировщики разработали «Зарю» для рейсов продолжительностью в среднем 5 часов, но на некоторых направлениях пароходы выполняли рейсы длительностью до 10 часов.

Теплоходы «Заря» выпускали до 1984 года. По данным Московского судостроительного и судоремонтного завода, за все годы производства было выпущено 556 единиц теплоходов типа «Заря» всех проектов. Большинство из них работали на всех основных реках России, небольшую часть поставляли в Белоруссию, Казахстан, Литву, ГДР, Польшу, Китай, Румынию и Чехословакию.

«Заря» могла доставить пассажиров быстро, комфортно и недорого, и судну даже не требовался организованный причал. Ростов, озеро Неро. Автор: Alexxx1979.
«Заря» могла доставить пассажиров быстро, комфортно и недорого, и судну даже не требовался организованный причал. Ростов, озеро Неро. Автор: Alexxx1979.

«Речной внедорожник»

В настоящее время осталось несколько десятков таких судов. Они эксплуатируются в труднодоступных районах сибирских и дальневосточных регионов, где служат для перевозки пассажиров, а также в качестве прогулочных судов и на паромных переправах. Есть теплоходы в частном использовании. Некоторые списанные теплоходы были переоборудованы в кафе, плавучие дачи, причальные сооружения.

Теплоход «Заря» — настоящая легенда советского судостроения и символ новаторства в области речного транспорта. Судно сочетало в себе передовые технические решения, огромный запас прочности, хорошую маневренность и простоту эксплуатации.

Судно до сих пор называют «рабочей лошадкой» региональных маршрутов и «речным внедорожником». Оно помогает жителям отрезанных паводком деревень или труднодоступных мест попадать на «большую землю». Кроме того, в последние годы идут разработки теплоходов нового поколения для рек европейской части России: «Заря-М» и «Заря-МАХ».

Читайте также:

💡Через века — на мокшане: возвращение уникального судна спустя 400 лет.

💡«Очень счастливый корабль»: история первого круизного лайнера на Волге «Максим Горький».

💡Катамараны: от плотов из бревен в Древней Индии до теплоходов на Волге.