Александр Демидов — один из самых известных волжских капитанов, потомственный речник, лауреат Государственной премии СССР. Вся его работа была связана с Волжским объединенным речным пароходством. Четверть века он командовал первым четырехпалубником на Волге — легендарным «Максим Горький». Именно ему первому из волжских капитанов доверили принять на борт своего судна зарубежных туристов, которые с удовольствием отправлялись в речные круизы по Волге.
Александр Вениаминович — достойный представитель волжской династии Демидовых. За его плечами — около 40 навигаций.
Продолжаем знакомить вас с выдающимися волгарями, знаменитыми капитанами на канале «История Волжского пароходства».
Продолжатель речной династии
Александр Демидов родился в 1928 году в Нижнем Новгороде в семье речников. Волжская династия Демидовых начинается с деда Александра Вениаминовича — Федора и его брата Ивана. Они командовали судами, входившими в состав Волжской военной флотилии. Его отец Вениамин Федорович Демидов был капитаном буксирного парохода «Беднота», затем буксира «Тарас Шевченко», водил большегрузные составы нефтеналивных барж грузоподъемностью 12000 тонн.
Мальчик вырос на Волге — семья жила в затоне им. Карла Маркса Борского района Горьковской области. Когда ему исполнилось 12 лет, отца перевели диспетчером Камско-Устьинского эксплуатационного участка.
В волжском селе Камское Устье (ныне Республика Татарстан), куда переехали Демидовы, у Саши началась новая жизнь, и достаточно быстро пришли трудовые будни. В 14 лет во время летних каникул он работал вместе с отцом — устроился учеником слесаря, в 15 Александр уже стал слесарем Камско-Устьинского эксплуатационного участка, в 1944 года – слесарем плавмастерской «Утка», в 1944 и 1945 годах — диспетчером погрузо-разгрузочных работ.
После войны парень поступил на судоводительское отделение Горьковского речного училища им. Кулибина. Успешно окончил его в 1950-м, получив специальность штурмана речного флота. Так наш герой стал продолжателем речных традиций династии Демидовых.
За штурвалом «Козьмы Минина» и первые заморские гости на Волге
Все следующее десятилетие Александр Демидов шел к своей мечте — стать капитаном. Набирался опыта на судах Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП): «Михаил Калинин», «Георгий Седов», «Спартак», «М. Ю. Лермонтов», «Россия», «Ильич», «Володарский», «И.А. Крылов».
На судне «Володарский» наставником нашего героя стал известный волжский капитан Владимир Кириллов, ученик знаменитого Александра Торсукова. Владимир Андреевич поднялся на капитанский мостик в 31 год. Подробнее историю «торсуковца» Кириллова читайте в нашей статье👇
⚓ Самый молодой капитан на Волге. Полвека на флоте Владимира Кириллова.
Александр Демидов принял капитанскую эстафету в 32 года, по сути, повторив судьбу своего наставника. Более того, он получил новый трехпалубный теплоход «Козьма Минин». Пассажирское судно было построено по проекту 588 на судоверфи в Висмаре (ГДР) по заказу СССР и 30 апреля 1960 года передано в Волжское пароходство.
Символично, что «Козьма Минин» был приписан к порту Горького. Именно с этим городом исторически связано имя героя ополчения. 14 лет Александр Демидов уверенно командовал передовым теплоходом.
В первую навигацию капитан Демидов повел свой трехпалубник по туристическим рейсам из Горького по Волге до Казани, Куйбышева (Самары), Астрахани и Москвы. С 1961 года, когда стартовала навигация нового однотипного теплохода «Г. В. Плеханов» до Ростова-на-Дону, экипаж «Минина» стал ходить не только по туристическим маршрутам, но и работать на скорой линии Москва — Ростов-на-Дону.
Как отмечают историки, в 1965 году теплоход «Козьма Минин» поставили на важный рейс: в СССР была запущена первая круизная линия, которая предназначалась для иностранных туристов, прибывавших в страну по линии «Интуриста».
Когда встал вопрос об организации экскурсионных перевозок по Волге для иностранцев и о том, кому первому доверить заграничных путешественников, выбор пал на капитана Демидова. Руководство оценило уровень его профессионализма, опыт работы на речных пассажирских перевозках и ответственное отношение к теплоходу.
Маршрут был проложен по Волге, Волго-Донскому каналу и Дону со стоянками в Казани, Ульяновске, Волгограде и Ростове-на-Дону. Рейс был односторонним — по прибытии туристов доставляли самолетом в Москву.
В буклете был расписан антураж грядущего отдыха: на современном теплоходе «имеются каюты разных классов, но все они одинаково удобны и уютны. Палубы, солярий, салоны, библиотека, бар — все доступно для туристов, вне зависимости от класса каюты, в которой они проживают. Все каюты радиофицированы, а по радио передаются концерты, регулярно дается информация о событиях, происходящих в мире, а также информация о достопримечательностях, мимо которых проходит судно».
В круиз со знаменитостями на «счастливом корабле»
В 1974 году началась новая веха в жизни Александра Вениаминовича Демидова, которая продлится почти четверть века. На коллегии Минречфлота его утвердили капитаном нового судна «Максим Горький», первого круизного четырехпалубного теплохода на Волге. «Максим Горький» проекта Q-040 был построен на верфи в Австрии по заказу СССР.
💡Подробнее о судьбе этого теплохода мы расскажем в отдельном материале на нашем канале по просьбам подписчиков. Следите за нашими публикациями!
Новый лайнер в затоне им. 40-й годовщины Октября Александр Демидов встречал вместе с начальником ВОРП Константином Коротковым — о «коротковской эпохе» расцвета флота мы тоже недавно рассказывали.
Много известных гостей принимал на борту Александр Вениаминович. Знаменитый английский писатель, журналист и общественный деятель Джеймс Олдридж писал после посещения теплохода:
«Максим Горький» – не только прекрасный корабль с великолепной командой. Он образец организованности и мастерства, знания корабельного дела и воды. Кажется, что корабль идет сам, является судном высокого класса, на котором практически не бывает сложностей. Очень счастливый корабль. Очень комфортабельный корабль. Очень хороший корабль для пассажиров. И прежде всего корабль, который рассказывает всем пассажирам, плавающим на нем, что советские люди скромные, культурные, серьезные, веселые и великолепные в своих делах».
Встречался капитан Демидов с советскими космонавтами — Леонидом Поповым, Юрием Гладковым, Юрием Романенко. Легендарный Георгий Гречко подарил капитану фотографию с автографом, на которой он изображен в скафандре. Наш герой принимал на борту знаменитого летчика Александра Маресьева. Итальянскому путешественнику и капитану парусного судна Карло Маури подарил тельняшку.
В тему:
⚓ Тельняшка — как она стала известной на весь мир и получила официальное признание?
Во время работы на «Максиме Горьком» наш герой решил продолжить образование и в 1979 году окончил заочный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта (ГИИВТ), получив диплом инженера водного транспорта.
В 1984 году Александр Вениаминович получил высокую награду — за отличные трудовые успехи он стал лауреатом Государственной премии СССР. Это вторая по значимости награда в Советском Союзе после Ленинской премии. Также в 1988 году Александр Демидов награжден званием Почетный работник речного флота.
В 1990 году Александр Демидов ушел на заслуженный отдых, получив статус персонального пенсионера республиканского значения. Впоследствии его дело продолжил сын Сергей, который в течение 35 лет работал механиком на теплоходе «Ленин», награжден знаком «Почетный работник речного флота». Внук Максим остался верен реке и волжскому флоту — трудился электромехаником на теплоходе.
В 1994 году грузовому судну Волжского речного пароходства присвоено имя «Капитан Демидов».
Читайте также:
⚓ «Любить свое дело и уважать товарищей»: путь капитана Юрия Мидова.
⚓ Династия капитанов. История семьи Беловых длиною в один век.
⚓ Легендарный капитан Федор Павлычев – двигатель прогресса на Волге.