В августе 1963-го теплоход Волжского пароходства «Космонавт Гагарин» прибыл в Москву. На его борт поднялся сам Юрий Алексеевич Гагарин. Легендарный летчик осмотрел судно, названное в свою честь, и попробовал управлять им. Новый теплоход проекта 588 удивил первого в мире космонавта вполне обоснованно — специалисты считают его лучшим типом пассажирских судов XX века.
Подробности знаменательной встречи космонавта и теплохода, который называют техническим прорывом в судостроении, рассказываем на канале «История Волжского пароходства».
В тему:
💡«Волга, как жизнь, одна». Легендарный капитан Андрей Белодворцев — 60 лет на флоте
«Чувствуется, команда любит свое дело»
Как вспоминают очевидцы, к теплоходу «Космонавт Гагарин» подошла яхта «Дружба», с нее на борт судна шагнул первый космонавт Земли. Он тепло поприветствовал команду, познакомился с теплоходом и даже попробовал себя в роли капитана.
В рубке Гагарин с удивлением спросил: «А где же штурвал?».
Ему предложили встать за пульт управления нового судна. Юрий Алексеевич нажал кнопку, улыбнулся: «И это всё?! Хорошо! Удобно!».
«С большим удовольствием побывал в гостях у экипажа теплохода “Космонавт Гагарин”. Осматривал теплоход, познакомился с экипажем. Теплоход содержится в хорошем состоянии, чувствуется, что команда любит свое дело. Пассажиры обслуживанием очень довольны. Желаю экипажу теплохода больших успехов в работе, счастливого плавания», — напишет потом в книге отзывов Юрий Гагарин.
Новейшим теплоходам — легендарные названия
Такие встречи — важная примета своего времени. В 1960-е годы успехи космонавтики активно поддерживали речники страны. Новые теплоходы Волжского пароходства проекта 588 «Кавказ» и «Эльбрус» переименовали в честь Юрия Гагарина и первой женщины в космосе Валентины Терешковой. Свое название «Космонавт Гагарин» получил в мае 1961 года. С ним он выходит в рейсы до сих пор.
И дело, конечно, не только в подборе звонких имен. Жизнь советских людей 1950-х — 1960-х годов была пронизана ожиданием технических прорывов во всех сферах. На реке это было время обновления флота и спуска на воду новейших судов, которые удивляли и поражали.
Пассажирский теплоход «Кавказ», получивший громкое имя первого космонавта, — судно проекта 588 (тип «Родина» II серия), построенное в 1958 году на судоверфи в Висмаре (ГДР). Это самая многочисленная и успешная из массовых серий речных пассажирских теплоходов в СССР, большая часть которых эксплуатируется в настоящее время. После постройки теплоход «Кавказ» поступил в Волжское пароходство, где был приписан к порту Горький (Нижний Новгород).
Проект № 588 разработали в начале 1950-х в Центральном технико-конструкторском бюро Министерства речного флота СССР под руководством главного архитектора, академика Льва Венедиктовича Добина. Всего построили 49 судов этого типа.
Кстати, проект советских судостроителей был подготовлен еще во второй половине 1930-х годов (тогда он назывался серией судов «Страна Советов»). Но его удалось воплотить в жизнь после Великой Отечественной войны.
Технические характеристики теплоходов проекта 588:
· длина — 95,8 м;
· ширина — 14,3 м;
· грузоподъемность — 145 т;
· пассажировместимость — 364 человека (I серия), 339 человек (II серия); при массовых перевозках на короткие расстояния теплоход мог вместить до 1000 человек;
· число главных двигателей — 3;
· мощность главных двигателей — 400 л.с.;
· скорость судна порожним ходом — 25,9 км/ч;
· скорость судна с грузом на глубокой тихой воде — 23,7 км/ч.
Интересный факт:
Одна из самых важных задач — доставить новые теплоходы из Германии в Россию. К этой миссии привлекали лучших в Союзе капитанов. Новенькие теплоходы перегоняли из Германии в Ленинград, затем по Беломорско-Балтийскому каналу в Архангельск, далее поднимали по Северной Двине и Сухоне. И через Северо-Двинский канал суда попадали в Шексну и следовали до места назначения.
Изначально это были грузопассажирские суда, затем их перевели в туристический флот. Теплоходы проекта 588 созданы для работы на:
· крупных реках (Волга, Дон, Кама, Волга, Нева, Енисей и т.п);
· Онежском и Ладожском озерах;
· морских заливах
- Енисейский залив Карского моря — до острова Диксон;
- Финский залив Балтийского моря — до Выборга,
- Таганрогский залив Азовского моря — до Таганрога и Мариуполя.
В конструкции этих теплоходов многое «впервые». Проект предусматривал новое архитектурное решение речного пассажирского судна. Впервые применили динамические формы надводной части судов — «авиационный дизайн». Создатели позаботились о рациональной планировке всех пассажирских помещений и добились комфортабельности высокого для тех времен уровня.
В 2000-х годах многие теплоходы проекта 588 кардинально модернизировали и перестраивали с учетом современных требований комфорта: снизили пассажировместимость, каюты оборудовали санузлами, телевизорами и кондиционерами, благоустроили общественные помещения (холлы, ресторан, бар). А на некоторых судах надстроены каюты на самой верхней (солнечной) палубе, где по проекту их не было.
С 2001 года суда проекта 588 начали выходить в рейсы по Беломорско-Балтийскому каналу — круизное направление на Соловецкие острова из Москвы, городов Поволжья и Санкт-Петербурга. Для этого изменили ширину теплоходов, чтобы они могли проходить по габаритам в камеры шлюзов Беломорканала.
Читайте также:
⚓ От «Ласточки» до «Орла»: первый российский железный пароход на Волге
⚓На коломенке в Персидский поход: от старинного сухогруза до судна для Петра I
⚓ Гиганты на Волге. Какими были легендарные пароходы Альфонса Зевеке?