Знаете, что меня больше всего удивляет в нынешней автомобильной истории? То, как кардинально поменялись местами понятия "надёжность" и "престижность". Раньше казалось очевидным: дороже машина — дольше служит. Немецкая машина за три миллиона точно переживёт китайца за полтора. Но сегодня всё чаще слышу противоположные истории.
Вот только на днях знакомый рассказывал, как его BMW X5 за девять миллионов встал колом на 80 тысячах километров из-за какой-то мелкой электронной детальки, которую нигде не найти, так как с запчастями на немецкие автомобили сегодня картина удручающая. А соседский Haval Jolion за два миллиона уже накрутил 150 тысяч за два года без единой серьёзной поломки.
Случайность? Давайте разберёмся по фактам, а не эмоциям.
Секрет первый: простота — гарантия долголетия
Автомобили китайского производства чаще всего отличаются довольно простым устройством. Здесь вы не встретите столько электроники, сколько обычно устанавливается на машинах из Японии или Европы.
Вот в этом и кроется главная "фишка" китайцев. Пока европейские производители напичкивают свои машины умными системами, помощниками водителя и сложнейшей электроникой, китайцы идут по пути разумного минимализма.
Посмотрите на современный Mercedes или BMW. Там датчики на каждом углу, компьютеры управляют всем подряд - от климата до подвески. Красиво? Безусловно. Но каждый дополнительный блок управления — это потенциальная точка отказа.
А теперь откройте капот того же Chery Tiggo 7 или Geely Coolray. Да, там тоже есть современные технологии, но в разумных пределах. Никто не пытается поразить вас количеством процессоров на квадратный метр.
Секрет второй: доступность запчастей решает всё
Большая часть расходов при обслуживании даже самых дешевых китайцев приходится на расходники и запчасти. Правда, они тоже успели подорожать почти на 17 %, однако остаются наиболее доступными для россиян по сравнению с деталями, произведёнными в Японии, Европе и Корее.
Это золотые слова! Можете купить самый надёжный автомобиль в мире, но если запчасти к нему стоят как чугунный мост и доставляются полгода, то вся надёжность превращается в тыкву.
С китайскими машинами ситуация кардинально другая. Сроки поставки запчастей для китайских автомобилей зависят от их наличия на складах и популярности модели. Как сообщили в Favorit Motors, при заказе со склада детали доставляются за 2–3 дня.
А теперь сравните это с европейскими брендами. Особые проблемы испытывают владельцы премиальных автомобилей европейских и американских брендов. Запчасти могут идти месяцами, а цены на них выросли в разы. А все потому что, все эти марки от нас ушли официально, как и поставки запчастей.
Секрет третий: китайцы учились на чужих ошибках
Вот что интересно: китайские производители не изобретали велосипед заново. Они внимательно изучили все детские болезни европейских и японских машин, а потом просто избежали этих проблем.
Здесь довольно часто применяется практика заимствования основных элементов, силовых агрегатов или КПП у популярных марок из США, Японии и стран Европы. И уже вокруг этих элементов строится весь остальной автомобиль, дополняемый местными запчастями среднего качества.
Получается умно: берём проверенный мотор, надёжную коробку, а всё остальное делаем попроще и подешевле. Результат? Машина с хорошим "сердцем", но без лишних сложностей.
Секрет четвёртый: правда о современных рейтингах надёжности
А теперь самое интересное. Свежие данные J.D. Power показывают удивительную картину. По сравнению с предыдущим годом надежность снизилась: в среднем по рынку количество проблем на сотню авто выросло на 10 пунктов до 190. Наибольший провал наблюдается в премиальном секторе, представленном преимущественно европейскими брендами. Меньше всего снижение надежности продемонстрировали китайские бренды.
Читаете? Европейские премиальные бренды проваливаются по надёжности, а китайцы держат планку! И это не мои домыслы, а официальная статистика одного из самых авторитетных агентств.
В модельном рейтинге надежности автомобили китайских брендов представлены весьма достойно: призовые места в своих классах заняли Chery Tiggo 7, Arrizo 5; Geely Vision X6/X6 Pro, Emgrand S, Preface; GAC Trumpchi GS4; Dongfeng Forting T5; Haval Big Dog (у нас он Dargo).
Проблемы есть, но они решаемые
Не буду лукавить — у китайских машин тоже есть слабые места. К недостаткам китайского автопрома относят относительно низкую надежность ходовых частей. И да, недостаточная антикоррозийная защита кузова. Но эта проблема решается дополнительной обработкой новой машины.
Но вот что важно: эти проблемы предсказуемы и решаемы. Подвеска — это расходник, который меняется на любой машине. Антикор — делается один раз при покупке. А вот когда у вашего премиального немца откажет блок управления за 200 тысяч рублей, который ещё найти надо — это уже катастрофа.
Экономика простых решений
Признан экспертами самым доступным в обслуживании китайским автомобилем. На первые три ТО в среднем расходуется до 20 тыс. руб.
Сравните с обслуживанием того же BMW или Mercedes. Только замена масла в дилерском центре может стоить как половина годового ТО китайца.
В FIT Service подтвердили, что средний чек на обслуживание китайских автомобилей действительно чуть ниже, чем в среднем по рынку. Это связано с тем, что значительная часть китайских машин в России — относительно новые модели, которым обычно требуется только плановое техническое обслуживание.
Реальная статистика от такси
Хотите знать правду о надёжности? Спросите у таксистов. Таксисты жалуются на китайские автомобили, которые составляют до 80% таксопарка в России. Эти машины быстро ломаются, часто после 150 тысяч километров пробега, тогда как европейские и корейские авто служат 250–300 тысяч километров.
Но тут есть важный нюанс: речь идёт о машинах в такси, которые работают в экстремальных условиях. 150 тысяч в такси — это примерно как 300 тысяч в обычной эксплуатации. А главное — даже если китайская машина "умрёт" на 150 тысячах, её можно просто заменить на новую. За стоимость ремонта одного премиального европейца можно купить целый новый китайский кроссовер!
Получается интересная картина. Самые дешёвые китайские машины служат дольше дорогих европейских не потому, что они технически совершеннее. А потому, что:
- Проще устроены — меньше точек отказа
- Дешевле в ремонте — можно позволить себе чинить
- Доступнее запчасти — не стоишь месяцами в ожидании
- Предсказуемые проблемы — знаешь, к чему готовиться
Европейская машина может быть технически более совершенной, но если она встанет из-за датчика за 50 тысяч рублей, который нигде не найти, — какой толк от этого совершенства?
Это как сравнивать швейцарские часы и смарт-браслет. Часы красивее, престижнее, сложнее. Но если сломаются — ремонт влетит в копеечку и займёт кучу времени. А браслет просто заменишь на новый и дальше пользуешься.
Что думаете по этому поводу? Готовы пересмотреть свои взгляды на престижность марок? Или по-прежнему считаете, что только европейские бренды достойны внимания?
Делитесь своими мыслями в комментариях — всегда интересно услышать мнение людей из первых рук!