«Главная героиня этой повести, выведенная под именем Веры Трешниковой, в своей живой ипостаси была подругой моей юности, её муж — известный тверской партийный работник и журналист Сергей Никифоров — давал мне когда-то рекомендации в комсомол», —
это слова писателя Бориса Полевого о героине повести «Доктор Вера», которую он написал в 1967 году. Сюжет повести Полевой не придумал, он описал реальную военную историю, случившуюся в Калинине, когда в городе появился гражданский госпиталь, которым руководила городской хирург. В госпитале лечили не только гражданских, но и военных, и это было большим риском для врачей и, в первую очередь, для начальницы — Лидии Петровны Тихомировой, которая и стала прототипом книжной Веры Трешниковой.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Как только повесть вышла, режиссёр Дамир Вятич-Бережных захотел снять по ней фильм. Полевой и Вятич-Бережных приятельствовали уже много лет, мало того, режиссёр уже выпустил драму по другой повести Полевого (фильм «Я — “Берёза”», вышедший в 1964 году). «Доктор Вера» — вторая их совместная работа, и вновь, забегая вперёд, писатель оказался доволен режиссёрской трактовкой. Сразу нужно отметить, что в сравнении с повестью лента более сжата, часть сюжетных линий опущена, некоторых героев пришлось сделать менее выразительными и объёмными, но это была, увы, жертва в угоду метражу: всю повесть поместить в полуторачасовую картину не получилось бы никак.
Итак, город Верхневолжск в ожидании намцев эвакуируется. Но Вера Трешникова, врач городской больницы, не может бросить пациентов, которых не успели вывезти, и остаётся с ними. А когда немцы заходят в город, настаивает на создании госпиталя для гражданских лиц. Фашисты поначалу идею не одобряют, то аргумент, что в городе может начаться эпидемия которая с лёгкостью перекинется и на солдат вермахта, их убеждает.
Вера и её помощница тётя Феня лечат не только гражданских, в госпитале остаются и военные, которых выдают за гражданских, и партизаны. Вера всеми правдами и неправдами пытается доставать для людей лекарства и еду, и немного ей помогает в этом Кира Ланская, местная актриса и красавица, заворожившая немцев талантом и, похоже, не только.
Но в отличие от Веры Кира потеряла себя и беспокоится лишь о собственном благополучии, тогда как Вера каждый день рискует. Она даже берётся за крайне неприятную работу: вскрывает недавно наложенные швы, чтобы контролирующие её немцы видели, что раны и пациентов свежие, и не принуждали их выписываться. На другой стороне — полицаи из местных жителей и актёр Винокуров, бывший муж Ланской, ставший коллаборационистом. По его-то навету после прихода Красной Армии Вера Трешникова попадает под подозрение из-за вероятного сотрудничества с фашистами.
На роль Веры Трешниковой утвердили Ирину Тарковскую. Ирина (при рождении получившая имя Ирма и фамилию Рауш, под которой она работала позднее) окончила режиссёрский факультет ВГИКа и именно с этой профессией связывала будущее. Попробовать себя в актёрстве её убедил супруг Андрей Тарковский, с которым они учились на одном курсе. Первые две роли Ирина сыграла в фильмах мужа, а вот третью, наконец большую и главную, — в «Докторе Вере». Но эта же роль стала в её актёрской карьере и последней, после этого Ирина вернулась в режиссуру, а потом занялась и литературой.
Вторую женскую роль, актрисы Киры Ланской, антипода Веры, получила Нинель Мышкова, актриса уже очень известная и популярная. Совсем недавно вышла драма «Гадюка» (1966), которая и по сей день считается жемчужиной советского кино, с Нинель Мышковой в главной роли, так что актрису знали буквально все. Борис Полевой, кстати, высоко оценил работу обеих актрис и отметил:
«Особенно, как мне кажется, удались режиссёру и обеим актрисам две роли двух антиподов — Веры и Ланской.
Две женщины вместе, рядом, проходят крестный путь суровейших испытаний. На сопоставлении и противопоставлении этих судеб в фильме отлично показано, как “тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат”. Посмотрев фильм, я ещё раз убедился, что жизнь так переплетает человеческие судьбы и события, как не выдумает ни один писатель».
В роли суровой тёти Фени — Кларина Фролова-Воронцова,
мужские роли достались Николаю Крючкову, Георгию Жжёнову, Виктору Коршунову,
Артёму Иноземцеву, Александру Ширшову.
Роль актёра-перебежчика Винокурова получил актёр Малого театра Анатолий Ларионов, а в роли немца фон Шоненберга, поклонника Киры Ланской, благодаря которому госпиталь всё-таки появился, — дебютант Александр Кириллов.
В небольших ролях ищите Ивана Косых, Германа Качина, Виктора Уральского, Бориса Битюкова и Валерия Носика в роли попа.
Местом съёмок стал город Калинин, где происходили описанные в фильме события. Это было совместное решение писателя и режиссёра, к тому же в Калинине (сейчас — Тверь) тогда ещё жили прототипы некоторых героев, включая Лидию Тихомирову, с которой Ирина Тарковская близко познакомилась. Зрители «Доктора Веру» весной 1968 года, и одним из первых стал, конечно же, Борис Полевой. И он дал ленте высокую оценку, написав, что лента в целом и герои, сыгранные замечательными артистами, «отличаются бесценными чертами большой жизненной правды».
Подводя итог, могу сказать, что «Доктор Вера» — фильм и в самом деле хороший, хоть сейчас и основательно забытый. Он не лишён недочётов и некоторых недоразумений, но всё равно рассказывает о страницах истории, которые нельзя забывать. Кстати, в процессе подготовки материала я обнаружила, что буквально на днях начался показ сериала «Доктор Вера», только что снятого российскими кинематографистами. И это, безусловно, отрадно и приятно, что вспомнили о Борисе Полевом, писателе сегодня не самом известном. Но почитав описание, я передумала смотреть сериал (но никого не отговариваю). Если кто-то с ним уже познакомился, то расскажите о впечатлениях. Ну и, само собой, пишите, что думаете о «Докторе Вере», снятой ещё при жизни прототипов и писателя Бориса Полевого.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: