Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Трагедия живучей гадюки, укушенной самой жизнью

Считается, что этот фильм — первая советская картина о ПТСР (посттравматическом стрессовом расстройстве) . Сюда же легко можно добавить сталкинг, буллинг, харрасмент и другие модные слова. В реальности же драма «Гадюка» (1966) —

история женщины, которую покалечила судьба и которая не смогла после этого жить обычной жизнью.

При этом несмотря на столь тяжёлый сюжет, фильм стал для режиссёра Виктора Ивченко и актрисы Нинель Мышковой съёмки стали судьбоносными: их настигло большое чувство, после которого они стали и творческой парой, и супругами.

Кадр из фильма «Гадюка»
Кадр из фильма «Гадюка»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

История «Гадюки» началась ещё в конце двадцатых: писатель Алексей Толстой написал повесть «Гадюка», где обратился к теме Гражданской войны. Впрочем, уже не впервые, к тому моменту уже он создал первые две части романа «Хождение по мукам», где тоже затронул эту тему. Но

«Гадюка» — это взгляд на Гражданскую войну и послевоенное время через призму одного человека, женщины, попавшей в молотилку времени.

И если Толстой писал повесть буквально по горячим следам (совсем недавно окончилась Гражданская война, которая сказалась практически на каждой семье), то сценарист Григорий Колтунов обратился к «Гадюке» уже в мирное время, спустя 20 лет после окончания другой войны, ещё более тяжёлой. Григорий Колтунов был сценаристом очень опытным, трудолюбивым и плодовитым. Фильмы по его сценариям выходили едва ли не ежегодно, и в их числе такие советские кинохиты, как «Сорок первый» (1956), «Зелёный фургон» (1960), «Неотправленное письмо» (1960). «Гадюку» быстро приняли на киностудии Довженко, а съёмками занялся Виктор Ивченко, тоже довольно успешный и зрелый кинематографист.

Для Виктора Ивченко принципиально было найти «свою» актрису, женщину, которая проведёт героиню через все перипетии судьбы. Он попробовал несколько десятков исполнительниц (одной из претенденток была Светлана Дружинина), но в итоге роль получила Нинель Мышкова. Для неё это был новый опыт, ведь раньше она играла в основном дам элегантных, красивых, сдержанных, эдаких холодных леди, а теперь ей нужно было воплотить совсем иной характер. Но сама актриса сыграть в «Гадюке» очень хотела,, потому за роль боролась. Позже в интервью она рассказывала:

«Могу только сказать, что очень давно мечтала об этой роли. И давно, со времён «Бесприданницы», которую играла ещё на учебной площадке Щукинского училища, не была так творчески счастлива.
Представляете, как мне трудно? Ведь у каждого есть своё представление, своё определённое видение образа. Особенно я боюсь тех людей, которые, как и Оля, прошли гражданскую и могли бы быть её друзьями. Для них это не история, а собственная жизнь. Кажется, жива и женщина, послужившая прообразом Ольги. Такие судьи не простят ошибки».

Нинель Мышкова была в каком-то смысле права в своих опасениях, в своё время повесть Алексея Толстого стала литературной сенсацией и вызвала массовые дискуссии, нередки были случаи публичных мероприятий с участием реальных юристов, где обсуждалась дальнейшая участь героини (вымышленной!).

Итак, кто же она, женщина, так взволновавшая общественность? Ольга Зотова, главная героиня «Гадюки», в начале истории — совсем ещё девушка, гимназистка, планы которой перечёркивает Гражданская. Как-то в дом её родителей врываются бандиты, среди которых Ольга узнаёт давнего знакомого Вальку Брыкина. Бандиты убивают родителей, а Валька пытается взять девушку силой. Но, к счастью, она спасается, хоть и оказывается с контузией в госпитале. Там-то Ольга и знакомится с Дмитрием Емельяновым, красным командиром, благодаря которому жизнь её изменится навсегда. Но прежде она пройдёт через тюрьму, массовый расстрел, в котором чудом выживет, несмотря на два тяжелейших ранения, очередную встречу с Брыкиным с очередной попыткой покушения. Именно поэтому

Емельянов и назовёт Ольгу гадюкой: не за злость и агрессию, а за невероятную живучесть, за феноменальное умение выбраться из любой катастрофы.
Кадр из фильма. Нинель Мышкова в роли Ольги Зотовой
Кадр из фильма. Нинель Мышкова в роли Ольги Зотовой

А позже Емельянов возьмёт её в свой красный отряд, между Ольгой и Дмитрием зародится большое чувство. Но, как ни странно, Дмитрий будет единственным человеком, который не будет покушаться на честь любимой женщины в отличие от подавляющего числа окружающих мужчин, которые видели в Ольге, действительно красивой и броской женщине, лишь объект похоти.

Кадр из фильма. Борис Зайденберг в роли Дмитрия Емельянова и Нинель Мышкова в роли Ольги Зотовой
Кадр из фильма. Борис Зайденберг в роли Дмитрия Емельянова и Нинель Мышкова в роли Ольги Зотовой

Увы, счастья паре не суждено: в одном из боёв Дмитрий погиб. А Ольга осталась жить, и вот, спустя несколько лет, она живёт в коммуналке среди соседей-мещан, которые за глаза называют её эскадронной девкой, нажившей венерические болезни, а потому одинокой. Травят Ольгу и на работе, и такая жизнь её душит.

На фронте всё было очевидно: здесь — товарищ, там — враг. А мирная жизнь так запутана и так сложна.

Но главная беда впереди (далее будет спойлер, поэтому не рассказываю).

Кадр изфильма. Нинель Мышкова
Кадр изфильма. Нинель Мышкова

Нинель Мышковой к моменту съёмок было почти 40. Выглядела она великолепно, незадолго до этих съёмок Нинель прошла курс омолаживающих процедур, но всё равно не смотрелась 18-летней, каковой была Ольга Зотова в начале. А вот оператор Алексей Прокопенко хотел снимать как можно больше крупных планов, и на них актриса себе не нравилась.

Кадр изфильма. Нинель Мышкова
Кадр изфильма. Нинель Мышкова

Алексей Прокопенко был многолетним коллегой Виктора Ивченко, вместе они сняли уже не один фильм, так что режиссёр оказался меж двух огней: с одной стороны — любимая женщина, с другой — проверенный товарищ и профессионал. В итоге Виктор Ивченко выбрал любовь, Прокопенко из работы выбыл, его заменил Михаил Чёрный.

Кадр из фильма. Борис Зайденберг
Кадр из фильма. Борис Зайденберг

Роль Емельянова получил Борис Зайденберг.

Для 35-летнего актёра это был кинодебют, ранее Борис Зайденберг был театральным артистом и в кино не снимался Но после «Гадюки» его заметили и стали активно приглашать на съёмки.

Бандита Брыкина сыграл Иван Миколайчук, и это одна из немногочисленных его ярко отрицательных ролей. Спустя время Иван Миколайчук стал одним из символов украинского кино, актёр и режиссёр внёс огромный вклад в развитие и популяризацию национального кинематографа, но, увы, слишком рано ушёл из жизни.

Кадр из фильма.  Иван Миколайчук
Кадр из фильма. Иван Миколайчук

В образе юной соседки по коммуналке и соперницы Ольги, обольстительной Лялечки (в повести — Сонечки) — Раиса Недашковская,

Кадр из фильма. Раиса Недашковская
Кадр из фильма. Раиса Недашковская

в других ролях Константин Степанков, Сергей Ляхницкий, Александр Мовчан.

Кадр из фильма. Сергей Ляхницкий
Кадр из фильма. Сергей Ляхницкий

Снимали ленту в Черновцах, куда для создания нескольких эпизодов времён Гражданской войны прибыл кинематографический кавалерийский полк. Это уникальное подразделение появилась совсем недавно, а инициатором его создания был Сергей Бондарчук. В его эпопее «Война и мир» (1965—19670 были заняты тысячи статистов, в том числе кавалеристы. Режиссёр предложил организовать военных специально для съёмок. Кстати, изначально кавалерийский полк предполагался как разовое подразделение, после окончания съёмок «Войны и мира» его планировали расформировать, но оказалось, что профессиональные кавалеристы в кино очень востребованы, так что полк остался и просуществовал 40 лет. Кавалеристы взяли на себя и обучение Нинель Мышковой, которой предстояло освоить верховую езду с нуля, ведь её героиня научилась лихо скакать на лошади. Вслед за Ольгой Нинель через падения и травмы знакомилась с верховой ездой и в итоге смогла уверенно держаться в седле.

Все эпизоды, где она мчится верхом, сняты без дублёрш, на лошади — сама актриса.

Во всесоюзный прокат «Гадюки» вышла в мае 1966 года (республиканский прокат стартовал на полгода раньше). Несмотря на то, что отзывы были смешанными, фильм стал очень популярным и вышел в число лидеров проката. Создатели ленты получили награды и премии, а Нинель Мышкова и Виктор Ивченко продолжили работать вместе. Режиссёр снял ещё четыре картины, где главные роли неизменно играла его жена и муза. После его ухода из жизни в 1972 году Нинель Мышкова почти не снималась и больше никогда не выходила замуж, хотя пережила любимого супруга на 30 лет.

Но тогда, в 1965, Нинель Мышкова была на подъёме, и не зря «Гадюку» считают вершиной её карьеры. Для самой актрисы Ольга Зотова была очень особенной героиней, многогранной и трудно познаваемой. Нинель Мышкова говорила о роли так:

«О чём толстовская «Гадюка»? Знаете, есть вещи, о которых нельзя много говорить — сокровенные вещи. Для меня «Гадюка» — такая глубоко-личная, сокровенная вещь. Да и что скажешь — в ней много всего: чистота, одержимость, много света и много горечи ведь погиб прекрасный человек… Нельзя пересказать хорошее стихотворение. А «Гадюка» — тоже поэзия».
Это последний кадр фильма. «Я виновата. Судите меня»
Это последний кадр фильма. «Я виновата. Судите меня»

Последняя фраза в фильме принадлежит Ольге. Она говорит: «Я виновата. Судите меня». Ваш приговор Ольге обвинительный или оправдательный?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: