Найти в Дзене
Сравни

Закон о локализации такси: что меняется для таксопарков и пассажиров

Оглавление

В России приняли закон о локализации такси. Рассказываем об изменениях для перевозчиков и пассажиров.

Что такое закон о локализации такси

С 1 марта 2026 года (в Сибири — с 2028 года, а на Дальнем Востоке — с 2030 года) в такси смогут работать только те автомобили, которые производят на территории России. Это должна быть не просто сборка машинокомплектов, а производство механизмов, деталей или агрегатов внутри страны. Закон о локализации такси направлен на поддержку российского автопрома.

Все автомобили, которые начали работать в такси до 1 марта 2026 года, можно будет эксплуатировать вне зависимости от того, где они были выпущены.

Для включения автомобиля в реестр легковых такси нужно соблюсти одно из условий:

Уровень локализации — 3200 баллов*.

Автомобиль произвели в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), которые заключили в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Также допускают использование автомобилей, которые выпустили по более ранним контрактам, если в проект вошли новые инвесторы.

* Баллы локализации — это условное обозначение уровня локализации производства автомобиля. Их определяют в соответствии с Требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях её отнесения к российской промышленной продукции.

Полис ОСАГО на любой автомобиль выгодно купить на Сравни.

Чтобы сэкономить на ОСАГО до 5500 ₽, рекомендуем изучить предложения от разных страховых компаний.

Выбрать полис ОСАГО

-2

Закон о локализации такси представляет собой законопроект №481272-8 «Об установлении требований к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легкового такси». Он вносит поправки в Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Изменения касаются статей 9 — «Требования, предъявляемые к легковому такси» — и 10 — «Региональный реестр легковых такси».

Законопроект внесли на рассмотрение ещё в 2023 году, и он должен был вступить в силу 1 октября 2025 года. В ходе обсуждения проекта с Российским союзом промышленников и предпринимателей, а также с представителями бизнеса ко второму чтению он был существенно доработан.

Новые правила начнут действовать с 1 марта 2026 года.

В Калининграде и Сибири будет действовать отсрочка до 1 марта 2028 года, а на Дальнем Востоке — до 1 марта 2030 года.

К тем автомобилям, которые войдут в реестр такси до 1 марта 2026 года, новые правила применять не будут. То есть их можно будет использовать вне зависимости от уровня локализации.

Какие автомобили теперь будут работать в такси

Закон о локализации такси существенно сужает круг автомобилей, которые смогут работать в пассажирских перевозках. По уровню локализации под новые правила подходят российские автомобили и китайские машины, которые собирают в России.

-3

При этом для работы в такси в городе подходят не все модели. Например, у внедорожников УАЗ — достаточный уровень локализации, но использовать эти машины в качестве такси в городе нецелесообразно, потому что это внедорожники с низким уровнем комфорта.

Точного списка автомобилей, которые наберут нужный балл локализации, пока нет.

Среди популярных моделей достаточный уровень локализации есть у следующих автомобилей:

  • Lada Granta;
  • Lada Vesta;
  • Lada Aura;
  • BAIC U5 Plus;
  • Haval Jolion;
  • Haval F7;
  • Haval F7x;
  • Kaiyi E5.

Актуальные новости автомобильного мира, изменения в законах и ПДД, финансовые советы можно найти в телеграм-канале журнала Сравни.

  📷
📷

Как закон о локализации скажется на комфорте, безопасности и цене такси

По оценке экспертов, на начало 2024 года доля российских автомобилей в службах такси не превышала 20%. Для сравнения, автомобили южнокорейских брендов составили 30% таксопарков.

В крупных городах российские автомобили используют реже. Например, в Москве они редко встречаются даже в бюджетном сегменте перевозок. Дело в том, что иномарки предлагают более высокий уровень комфорта и безопасности.

После вступления в силу нового закона, вероятно, произойдут следующие изменения в сфере такси.

🚖 Таксопарки будут реже обновлять автомобили

Сейчас в среднем компании закупают новые машины каждые три — пять лет. Так происходит потому, что за это время автомобили в такси проходят по 150–200 тысяч километров. Обычно к этому пробегу происходит существенный износ элементов, и приходится проводить дорогой ремонт.

После принятия закона, вероятно, таксопарки, у которых много европейских и корейских автомобилей, не будут спешить их менять на китайские или российские.

Поэтому средний возраст автомобилей такси может вырасти. Вместе с ним вырастет и средний уровень износа деталей. Это может негативно сказаться на безопасности автомобиля.

🚖 Тариф «Бизнес» превратится в «Комфорт», а «Комфорт» — в «Эконом».

Например, в Москве в классе «Эконом» работает много автомобилей KIA Rio и Hyundai Solaris. Вероятно, в этом сегменте их заменит самая бюджетная модель «АвтоВАЗа» — Lada Granta. По оснащению и уровню безопасности она проигрывает корейским моделям. Например, у неё меньше опций и подушек безопасности, а также электронных систем, которые помогают водителю.

-5

Например, вместо KIA K5 и Optima, которые работают в сегменте «Комфорт» и «Комфорт плюс», таксопарки будут покупать Lada Aura. Российская модель проигрывает этим конкурентам в мощности, комфорте и безопасности. Так, корейские модели длиннее, а значит, в них комфортнее ездить сзади. Также у них полностью независимая подвеска, поэтому на них комфортнее ездить по плохим дорогам. А ещё у этих автомобилей больше подушек безопасности и электронных помощников. Также KIA Optima и K5 мощнее российской Lada Aura.

В люкс-сегменте такси российским и китайским концернам с высокой локализацией предложить нечего.

Ни один российский концерн не выпускает модели классов E или S, а также мощные автомобили, как у европейских, японских или южнокорейских конкурентов. Также отечественные машины проигрывают им по количеству опций и систем безопасности.

Поэтому есть вероятность, что возраст автомобилей в этом сегменте будет расти. Ещё один вариант — уровень комфорта существенно снизится. Тогда возникает вопрос о целесообразности переплаты за премиальное такси.

🚖 Дефицит автомобилей

Если автопарки начнут массово переходить на российские и китайские автомобили, то на рынке может возникнуть дефицит. Из-за этого популярные модели придётся покупать на заказ, а обновление таксопарков замедлится.

🚖 Рост цен на услуги

Закон о локализации такси снижает конкуренцию. Поэтому те автомобили, которые подходят для работы в такси, могут подорожать. В итоге дополнительные расходы таксопарков лягут на конечных потребителей — пассажиров.

Таким образом, есть вероятность, что уровень комфорта такси снизится, а цены вырастут.

 📷
📷

Сколько стоит ОСАГО на российские и китайские автомобили: исследование Сравни

Читать по теме

Для чего нужна локализация такси

В пояснительной записке к законопроекту о локализации такси указывают, что эти меры необходимы для поддержки российских автопроизводителей, а также иностранных компаний с высоким уровнем локализации производства.

То есть новый закон будет искусственно стимулировать таксопарки покупать отечественные автомобили, а иностранные компании — повышать локализацию производства.

Также в записке указано, что принятие законопроекта не повлечёт негативных социально-экономических и финансовых последствий.

При этом об объективной разнице в уровне комфорта и безопасности российских автомобилей и иномарок известных брендов в пояснительной записке не указано.

Будут ли, например, китайские компании после принятия закона переносить производство в Россию или увеличивать уровень локализации — пока неизвестно.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной