Найти в Дзене
Совкомбанк для бизнеса

Эволюция российского предпринимательства: от гильдий до IT-стартапов

Оглавление

Празднуем ежегодный День предпринимателя и вспоминаем, как развивалось предпринимательство в России.

Каждый год 26 мая в стране отмечают День российского предпринимательства. В этот праздник во всех регионах страны проходят конференции и форумы, призванные развивать малое и среднее предпринимательство.

В этой статье мы отследили значимые этапы в процессе формирования предпринимательства, чтобы отметить достижения и стойкость отечественных коммерсантов.

Древняя Русь (IX–XV века)

Особенности предпринимательства: развитие ремесленных мастерских, торговля на ярмарках, обмен товарами с соседними государствами.

В предпринимательской деятельности Древней Руси принимали участие все слои общества, включая князей, а одной из главных форм организации труда была артель. Эти добровольные объединения кузнецов, рыбаков или столяров основывались на принципе взаимовыручки, но распределение дохода осуществлялось по труду.

Внутри городов и за пределами их стен формировались рынки. Торговые площади играли важную роль не только в экономическом, но и политическом управлении: на них заключали сделки, сообщали о воровстве и проводили суды. Например, в Великом Новгороде рассматривали споры между новгородскими и немецкими купцами.

По знаменитым торговым путям отправляли пушнину и воск, налаживая связи с Византией, Хазарским каганатом и Волжской Булгарией. Домой привозили украшения, шелковые ткани, пряности и оружейные изделия.

Петровская эпоха (XVII–XVIII века)

Особенности предпринимательства: создание первых мануфактур, развитие промышленности, привлечение иностранных специалистов.

Наибольшее развитие предпринимательство получило в годы правления Петра I — государство поощряло строительство фабрик и верфей, а новые законы позволяли действовать с большей автономией. К примеру, Берг-привилегия давала право занимать богатые рудой земли, строить на ней мануфактуры, а также получать технику и западных специалистов в распоряжение.

Одним из главных символов русского предпринимательства становились люди. Так, знаменитый промышленник Никита Демидов увеличил производство уральского железа и чугуна, на его заводах впервые начали изготавливать листовое железо на прокатных станах.

Вместо мехов и воска Россия стала экспортировать корабельные товары: пеньку, лес и парусину. Петербург стал важным торговым портом, но рыночные отношения выходили за пределы Западной Европы. Среди стран-партнеров были даже Китай с Ираном, а Таможенный тариф 1724 года ввел разноуровневые пошлины на иностранные товары.

XIX век

Особенности предпринимательства: индустриализация, развитие банковской системы, создание железных дорог, рост городов.

Еще один промышленный переворот произошел при императоре Александре II — после отмены крепостного права каждый мог стать наемным рабочим или организовать собственное дело. Свобода передвижения способствовала росту городов и фабрик — новые промышленные центры связывались железными дорогами, а их работу регулировали Мануфактурный и Коммерческий советы.

Привлечение иностранного капитала способствовало банковским реформам. Государственный банк Российской Империи получил функции современного ЦБ, были созданы общественные, земельные и частные банки. Кроме того, Денежная реформа Витте установила золотой стандарт и систему денежного обращения.

Поскольку правовой и социальный статус владельцев бизнеса улучшился, многие стали благотворителями. К примеру, братья Третьяковы финансировали строительство школ и больниц, а еще поддерживали русское и западноевропейское искусство.

Советский период (1917–1991 годы)

Особенности предпринимательства: национализация частной собственности, централизованное планирование экономики, отсутствие частного предпринимательства.

Октябрьская революция 1917 года принесла радикальные перемены: частное предпринимательство было упразднено, продовольственные ресурсы выдавались через лавки потребитель­ской кооперации, по карточкам.

Голод привел к появлению вольных рынков. Там торговали не только кустари и крестьяне, но и рабочие, они сбывали машины и станки с национализированных предприятий.

Международные сделки тоже включали продажу техники: Советский Союз активно экспортировал грузовики и внедорожники типа УАЗ в страны Варшавского договора, Азию и Африку. Вместе с ними переправляли топливо — экспорт нефти составлял более половины всех вывозимых товаров.

Первые перемены начались при Михаиле Горбачеве — «Закон об индивидуальной трудовой деятельности» и «Закон о кооперации» положили начало развитию малого и среднего предпринимательства в СССР. Кроме того, иностранные компании получили возможность инвестировать в советские предприятия.

Постсоветский период (1991–2000-е годы)

Особенности предпринимательства: приватизация государственных предприятий, становление рыночной экономики, развитие малого и среднего бизнеса.

Распад Советского Союза и переход к рыночной экономике вызвали волну преобразований: сложности регулирования и коррупция привели к гиперинфляции, а приватизационные ваучеры — к образованию группы олигархов. Стремление к прибыли стало символом адаптивности и амбиций.

Новое поколение предпринимателей тоже не стояло на месте. Так, сооснователь «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский внес большой вклад в развитие антивирусного программного обеспечения и кибербезопасности России.

Несмотря на неустойчивое законодательство, постсоветские страны продолжали обмениваться ресурсами и продуктами. Свыше 60% валютной выручки составил экспорт нефти, газа и угля. В числе ввозимых товаров были одежда, электроника, автомобили и продовольствие.

XXI век

Особенности предпринимательства: развитие IT-сектора, цифровизация бизнеса, поддержка инновационных проектов.

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Социальные сети дали возможность расширить охват аудитории и увеличить продажи, а меняющиеся потребности покупателей открыли дорогу гибким и креативным решениям.

Приостановка работы иностранных компаний стимулировала развитие новых цепочек поставок и создание отечественных продуктов: налажено сотрудничество с китайскими партнерами в автомобильной отрасли, разработаны программы поддержки собственного IT-сектора.

За последние 20 лет число предпринимателей удвоилось, а карьерный путь как никогда жизнеспособен и уважаем. Владельцы малого и среднего бизнеса являются движущей силой экономического роста, а также формируют ценности современного общества.

Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.