Найти в Дзене
Зарплата.ру

Не только частные уроки: как много зарабатывать учителю

Оглавление

Сегодняшнее образование — это экосистема с разными форматами и возможностями для учеников и педагога. А преподавание уже не только про призвание, но и про источник высокого дохода, если проявлять гибкость и проактивность.

⭐️ Продолжаем серию статей про заработок в «неденежных» профессиях. В прошлый раз говорили о художниках, музыкантах и писателях. Сегодня — лайфхаки для учителей.

#1. Профессиональный рост внутри системы

Первое, что стоит сделать — узнать у руководства вашего учреждения, какие «бонусы» вы можете получить и что для этого нужно сделать.

Лучше задавать эти вопросы еще при поступлении на работу. Понятно, что за одну ставку — 18 часов учителя любого предмета — вы не заработаете даже на жизнь. Минимальный оклад в МО с января 2025 — 21 913 руб. Надбавки сейчас могут превышать его в несколько раз.
Валерия Алексеева Основатель «Школы китайского языка Валерии Алексеевой», кандидат педагогических наук
Валерия Алексеева Основатель «Школы китайского языка Валерии Алексеевой», кандидат педагогических наук

Надбавки могут быть не только за дополнительные занятия или классное руководство, но и за повышение квалификации по предмету.

Квалификационные категории (высшая, первая) дают не только престиж, но и ежемесячную доплату. Старший учитель, педагог-наставник — новые роли, которые также оплачивают отдельно. Участие в проектах, например, «Учитель будущего», «Школа наставников», «Педагогический дебют», НОКО открывает доступ к грантам, стажировкам, гонорарам, карьерному росту.
Евгения Заевская Учитель изобразительного искусства Гимназии №3, г. Балашиха, Московская область
Евгения Заевская Учитель изобразительного искусства Гимназии №3, г. Балашиха, Московская область

Проявляйте активность и учитесь. А затем подойдите к руководителю с вопросом, который может звучать так:

👩🏼‍🏫 «Я провела конкурс на параллели для 5-х классов “Искусственный интеллект в жизни: как применить?” Прошла повышение квалификации по проверке работ ГИА, планирую через год подать документы на первую/высшую квалификационную категорию и изучаю вопрос поступления в аспирантуру. Хочу получать больше, какие возможности у меня есть?»

Валерия Алексеева Основатель «Школы китайского языка Валерии Алексеевой», кандидат педагогических наук:

Похожий вопрос я задала ректору после того, как защитила кандидатскую диссертацию, записавшись к нему на личный прием. Через месяц он меня вызвал сам и предложил возглавить кафедру со следующего учебного года.

Материал по теме: Как добиться увеличения зарплаты

#2. Частные уроки

Это самый очевидный и популярный способ, но некоторые педагоги ограничиваются одним форматом и не используют все возможности.

Во-первых, стоит диверсифицировать поиск клиентов по нескольким каналам. Например:

  • Подать объявления на всех возможных платформах, где специалисты предлагают свои услуги разово и на проект
  • Поместить объявление у себя в соцсетях
  • Проявлять активность в профессиональных сообществах, в том числе онлайн-группах, и заводить знакомства
-4

Найти работу / Найти сотрудника

Не стоит ограничиваться и в формате уроков — только онлайн или оффлайн. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Дистанционных учеников найти легче, но они и легче от вас уйдут, потому что у них большой выбор преподавателей. А учащиеся «вживую» как правило более вовлечены и привязаны как к учителю, так и к сокурсникам.

Валерия Алексеева Основатель «Школы китайского языка Валерии Алексеевой», кандидат педагогических наук:

Я считаю, что групповой вариант изучения языка лучший. Он дает варианты коммуникации между всеми участниками группы — именно так мы копим языковой опыт. Но и для педагога, зарабатывающего на жизнь это тоже оптимальный вариант. Ученики, которые занимаются индивидуально, отменяли и будут отменять занятия, и истинных причин вы никогда не узнаете. Ваш заработок будет нестабильным и похож скорее на премию. А вот занятия в группе уже не отменишь — есть программа, которую вы планируете пройти. Начинайте объединять учеников сразу, как только это возможно, в мини-группы по два человека.

А если у вас есть свои дети, то наверняка вы чему-то их учите дома или очень хотите, но сложно организоваться и сесть за учебу вдвоем. Моя первая группа в 2009 году состояла из старшего ребенка и троих соседей. Я была довольна, лояльна по вопросам оплаты и очень заряжена на успех. Итог — ребенок знает язык, а я создала школу.

Материал по теме: Художник рад самовыражению, а репетитор — свободе действий: за что профессионалы любят свою работу

#3. Неучебные форматы

Сегодня идет тренд на геймификацию и интерактив в образовании. Поэтому большой популярностью пользуются разговорные клубы, интеллектуальные игры, мастер-классы и неформальные лекции. Для учеников это возможность применить знания на практике, а для педагога — разнообразить свои будни и дополнительно заработать.

Преподавание — это не потоковое производство. Оно всегда строится на личности, умении объяснять, вовлекать и поддерживать. Для устойчивого дохода в преподавании важно одно: не застревать в единственном формате. Не ограничиваться «уроками за час» и не стесняться видеть в себе эксперта.
Ирина Никифорова Преподаватель английского, автор онлайн-курсов и образовательного блога
Ирина Никифорова Преподаватель английского, автор онлайн-курсов и образовательного блога

#4. Работа в сфере дополнительного образования

Кружки и творческие объединения — отличное поле для реализации не только детей, но и педагога. Здесь можно не только найти дополнительный заработок, но и придумать что-то свое, а не следовать утвержденной программе. Например, учитель по русскому и литературе может вести кружок сочинителей или юных журналистов.

Причем не обязательно для этого искать второго работодателя — иногда возможности есть прямо под рукой.

Валерия Алексеева Основатель «Школы китайского языка Валерии Алексеевой», кандидат педагогических наук:

Сейчас каждая образовательная организация от детского сада до высшей школы ведет дополнительные занятия. В вашем учреждении за это может отвечать определенный человек или целое подразделение. Идите и задавайте вопросы о программах. Если ничего нет по вашему направлению — предлагайте открыть. Если не получается по месту основной работы, идите в центры дополнительного образования или другие организации, которые на этом специализируются. Будучи молодым специалистом и в школе, и в вузе, я учила вечерами китайскому языку всех — от школьников и студентов до пенсионеров.

Материал по теме: «Ты молодая, придется побегать»: откровения бывалых педагогов

#5. «Запартнериться» с другим учителем

Общаться с коллегами полезно не только для обмена опытом и поддержки. Вы также можете найти тех, с кем у вас сложится продуктивное сотрудничество.

Валерия Алексеева Основатель «Школы китайского языка Валерии Алексеевой», кандидат педагогических наук:

На любом этапе эффективнее действовать вместе. Мы все болеем, ездим в отпуск, к бабушке в деревню и т. д. Не отменяйте занятия — просите вас подменить. Не отказывайте желающим учиться у вас, если не совпадают возможности по времени или это не ваша специализация — рекомендуйте друг друга. Может быть, вы захотите когда-то объединиться и вместе арендовать кабинет или открыть свою школу.

Вашим партнером может стать не только преподаватель, но и частная школа. Не обязательно устраиваться по трудовому договору — можете предложить сотрудничество как подрядчик, вести одну группу или замещать других учителей, когда возникает необходимость.

Материал по теме: Партнерский фриланс: как получить преимущества командной работы, оставаясь в «свободном плавании»

#6. Создание методических материалов и курсов

Если вы работаете хотя бы несколько лет, наверняка в вашем кабинете есть «сокровищница» — шкаф, до отказа забитый учебными материалами. Сборники упражнений, объяснения, таблицы и схемы — и многое из этого вы написали сами. А теперь представьте, что все это можно монетизировать. Например, написав свой учебник или рабочую тетрадь или создав тематический курс на образовательной платформе.

Ирина Никифорова Преподаватель английского, автор онлайн-курсов и образовательного блога:

Современные технологии стерли границы между преподаванием и предпринимательством. Я вижу, что многие коллеги застревают в формате индивидуальных уроков по Zoom. Но сегодня устойчивый доход — это диверсификация продуктов. Предлагайте онлайн-курсы с обратной связью или доступом по подписке. Развивайте личный бренд и предлагайте эксклюзивный контент в закрытых клубах, например, в Telegram.

Создавайте и продавайте методические материалы для других преподавателей: рабочие тетради, шаблоны, планы занятий. Наставничество — отдельное направление. Новички в профессии готовы платить за системный путь и поддержку.

Евгения Заевская Учитель изобразительного искусства Гимназии №3, г. Балашиха, Московская область:

Пишите авторские пособия и курсы, участвуйте в грантах и научных проектах. Если продукт востребован — он приносит доход независимо от места работы. Еще есть экспертная и методическая работа: участие в разработке учебников, проверке ВПР, ЕГЭ, подготовке заданий для олимпиад, конкурсных программ, экспертных заключений.

Материал по теме: Личный бренд: кому нужен и чем полезен в работе?

#7. Публикация статей, блогинг

Это могут быть полезные материалы по вашему предмету — объяснения сложных тем, решение задач и т. д. Монетизировать публикации можно по-разному. Некоторые платформы, например Яндекс.Дзен, платят за просмотры. Другие позволяют подключить систему донатов — подписчики будут сами вам платить. Если блог раскрученный, то можно продавать рекламу. Наконец, можно стать копирайтером-экспертом и предлагать свои материалы тематическим сайтам и блогам компаний.

Публикации тоже создают личный бренд и могут привести новых учеников или принести продажи курсов и учебников.

Еще несколько лайфхаков

Главный совет, который дают эксперты — не замыкаться на одном способе заработка, а «миксовать» их. Так вы создаете более устойчивую систему и зарабатываете больше за единицу времени.

Евгения Заевская Учитель изобразительного искусства Гимназии №3, г. Балашиха, Московская область:

Педагог сегодня может зарабатывать хорошо, если перестает быть только педагогом и становится экспертом, методистом, автором, наставником и т. д. Сегодняшняя система образования — это не только уроки по расписанию, а «экосистема», где востребованы десятки ролей, а значит и возможностей для роста и дохода. Образование сегодня — это тоже рынок. И на этом рынке эксперт с опытом и системным мышлением имеет хорошие шансы стать высокооплачиваемым специалистом.

Ирина Никифорова Преподаватель английского, автор онлайн-курсов и образовательного блога:

Я начинала с частных уроков. Потом перешла в онлайн — сначала индивидуально, потом стала собирать мини-группы. Параллельно я завела блог: снимала видео про английский, делилась фразами, упражнениями, заметками о языке. Через него пришли новые ученики, а потом — и идея запустить собственные курсы.

Вокруг сильного преподавателя можно выстроить масштабируемую систему: курсы, методики, блог, клубы. И эта система работает даже без ежедневных «живых» уроков.

Еще одна полезная практика, которую предлагает Валерия Алексеева — вести свою биографию. Это может быть документ в любом текстовом формате на вашем компьютере или облачном хранилище. Помимо персональных данных и своих контактов вписывайте туда:

  1. Образование. Не только университет но и переподготовка, повышение квалификации, тренинги, конференции и т. д. с датами, местом, названием и количеством часов.
  2. Публикации. Подходят не только «академические» статьи, но и публикации в СМИ или на блог-платформах.
  3. Опыт работы, в том числе подработки и проектная деятельность.
  4. Достижения учеников. Их тоже нужно «коллекционировать» — победы в конкурсах, олимпиадах, успешные сдачи международных экзаменов и т. д.

Пополняйте документ, как только появляется любое достижение.

Валерия Алексеева Основатель «Школы китайского языка Валерии Алексеевой», кандидат педагогических наук:

У меня есть еще пункт «Переводы» — вы заводите любой релевантный для вашего направления. Поверьте, уже через пару лет вы не вспомните и половину того, в чем принимали участие и над чем работали в свободное время. Я такой документ составляла уже после 30, и это было большой проблемой — к тому времени я многое забыла и потеряла массу документов. Этот документ будет служить вам всю жизнь и основой для резюме, и для поиска нужной информации. А еще — в моменты, когда будет нужна поддержка, он будет говорить вам: «Посмотри, какая ты профи! Сколько знаешь, умеешь, скольких и чему научила»

Поставьте 👍, если статья была полезной. И удачи в поиске денежной работы! 😉