Народ, всем привет. Если рассматривать понятия более глобально, то программирование — это некий способ общения с компьютером, просто с помощью определенного языка. И у этого языка, хоть он и «не универсальный», как мы выяснили тут в одной из предыдущих статей, есть свои законы и основные понятия. Например, одними из ключевых элементов являются переменные. Вместе с такими понятиями, как область видимости и константы, они лежат в основе большинства программ. А давайте сегодня поговорим немного о них. Статья будет полезна для тех, кто только начинает свои первые шаги.
Что такое переменная?
В программировании переменная — это именованная область памяти, в которой хранится некоторое значение. Если говорить проще, у вас есть в компьютере память, разбитая на маленькие ячейки. И одну из них (либо сразу несколько) вы «резервируете» для своей программы, называете ее «Вася» и теперь вы можете в нее «положить» или записать все что угодно. Переменные позволяют программисту сохранять данные, изменять их в процессе выполнения программы и использовать в различных вычислениях.
age = 25
name = "Алексей"
height = 1.75
Здесь переменные age, name, и height хранят, соответственно, целое число, строку и число с плавающей точкой.
Чаще всего у переменных есть три ключевых момента:
- имя (идентификатор), символическое название (например, score, temp, username).
- тип данных, который определяет, какие значения может принимать переменная (число, строка, список и т.д.).
- и само значение, то есть содержимое переменной в конкретный момент времени.
Типы данных
Тип данных определяет набор допустимых значений и операций, которые можно производить с переменной. Простыми словами, вы заранее говорите, что должно храниться в этой ячейке, точнее, какой тип данных, число это будет, или текст. Основные типы это
- целые числа (int): 10, -5, 1000
- числа с плавающей точкой (float): 3.14, -0.01
- строки (str): "Привет", 'abc'
- логические значения (bool): True, False
- а еще есть списки, кортежи, словари, множества — для хранения коллекций данных
В некоторых языках (например, Python, JavaScript) переменные динамически типизируются — тип можно менять. В других (например, Java, C++) — тип переменной указывается явно и не может изменяться после объявления.
Объявление переменной — это своего рода создание переменной в программе. В некоторых языках необходимо сразу явно указать тип:
int number = 10;
В других языках, как Python, объявление происходит автоматически при первом присваивании:
number = 10 (язык сам определит, что переменная будет int – то есть целое число)
В большинстве языков используется знак = (равно), но это не "математическое равенство", а операция присваивания: "слева — переменная, справа — значение".
Хотите знать больше? Читайте нас в нашем Telegram – там еще больше интересного: новинки гаджетов, технологии, AI, фишки программистов, примеры дизайна и маркетинга.
Область видимости переменной
Область видимости это еще одно понятие, о котором нужно знать. По своей сути это то место, та область, в котором переменная доступна для использования. Ну, скажем, есть глобальная область видимости и т.д. переменные будут доступны во всей программе. А есть локальная область видимости — переменные доступны только внутри определённой функции, метода или блока кода. В некоторых языках есть еще блочная область, когда переменные доступны только в пределах блока {}.
x = 10 # глобальная переменная
def func():
y = 5 # локальная переменная
print(x) # можно обратиться к глобальной переменной
print(y) # можно обратиться к локальной переменной
func()
# print(y) # вызовет ошибку: переменная y вне области видимости
Примечание: в некоторых языках функции могут "запоминать" переменные из внешнего контекста, даже если они вышли из области действия. Это называется замыканием.
Ну а теперь быстренько пройдемся по парочке дополнительных «свойств» переменных, которые есть во многих языках и которые стоит знать любому начинающему программисту.
1. Константа — это переменная, значение которой не должно изменяться в ходе выполнения программы. В большинстве языков программирования можно объявить константу, чтобы защитить значение от случайной перезаписи. Чаще всего используется ключевое слово const:
const float PI = 3.14159;
Использование констант делает код более читаемым, защищённым от ошибок и удобным для изменений (например, при изменении значения достаточно поменять его в одном месте).
2. Жизненный цикл переменной, так называемое время между её созданием и удалением из памяти. То есть, сначала идет объявление (переменная создаётся), затем инициализация (переменной присваивается значение), возможное ее использование (переменная участвует в вычислениях) и завершение, когда переменная выходит из области видимости или удаляется сборщиком мусора (в языках с управляемой памятью).
Ну и несколько советов на прощание:
- избегайте глобальных переменных, если это возможно.
- выбирайте понятные имена — distance_meters, а не d.
- сразу присваивайте значения переменным при объявлении (если это возможно)
- избегайте магических чисел, т.е. вместо 3.14159 используйте PI.
- используйте константы для фиксированных значений.
- понимайте область видимости — это помогает избегать ошибок и утечек данных.
Кстати, у нас есть и другой канал, FIT FOR FUN, про фитнес, бодибилдинг, правильное питание, похудение и ЗОЖ в целом. Кому интересно, ждем вас в гости!