15 мая Московский метрополитен отмечает важную дату: 90 лет со дня пуска. Празднования начались на станции метро "Сокольники", которая была открыта в этот день девять десятилетий назад в составе первой очереди подземки. О том, какие сюрпризы ждали пассажиров в день юбилея - в репортаже с места события.
На станции "Сокольники" в 12.00 было запланировано отправление ретро-состава из восстановленных вагонов серии "А" (она была первой в столичной подземке). К назначенному времени на платформе толпились сотни, если не тысячи людей: любителей метро и журналистов.
Желающих было так много, что пассажиры проходящих поездов не могли выйти на станции сквозь плотную стену празднующих.
Атмосферу 1930-х на станции создавали специальные костюмированные персонажи: юноши и девушки, одетые в форму 1930-х годов. Они курсировали по платформе и охотно позировали фотографам.
На часах 12.00, а заветного ретро-поезда все нет. Возбужденная толпа с криками встречала каждый прибывающий на станцию состав, но проходили обычные поезда.
Дежурные по станции нервно объявляли по радио: "Просьба не заходить за ограничительную линию!"
Наконец, через несколько минут под всеобщее ликование ретро-поезд прибыл на станцию "Сокольники".
Посадка началась не сразу. Вдоль поезда выстроились крепкие люди в форме, которые довольно резко отталкивали жаждущих от заветного состава.
Оказалось, что в ретро-поезде всего 4 вагона.
Напомню, что платформа станции рассчитана на 8-вагонные поезда. Именно 7-8 вагонные составы и курсируют сейчас по Сокольнической линии. Укороченный ретро-состав занял только половину платформы. Соответственно люди, стоявшие на второй половине, остались позади поезда.
Посадка продлилась недолго. Четыре вагона в считанные секунды забились людьми до отказа. Причем, приоритет отдавали ряженым артистам, тем самым, что в форме 1930-х годов.
-Я даже пытаться не буду туда залезть - раздавят. - сказала подруге одна пенсионерка на платформе
-Давка как на "Выхино" в час пик, - вздохнула ее собеседница.
Поезд закрыл двери и отправился. Большинство пришедших так и осталось стоять на станции.
Праздник пришелся на обычный рабочий день, и в метрополитене в это время нужно было соблюдать стандартный график движения.
Не влезшие в ретро-поезд пассажиры отправились на поверхность. Сквер у станции "Сокольники" уже несколько лет носит имя Московского метрополитена. Здесь весь день проходила праздничная программа.
В сквере был установлен восстановленный вагон типа "Г". Такие эксплуатировались в подземке после Великой Отечественной войны.
В вагон можно было зайти. Но пускали почему-то с перерывами. И выстроилась огромная очередь.
Здесь же, в сквере, развернули выставку, посвященную юбилею метро, сцену для выступлений артистов и машины 1930-х годов. Видимо, для антуража.
Еще почему-то по скверу в честь юбилея метро курсировала повозка с лошадью. Видимо, это был намек на одну лошадиную силу. Выглядело странно.
А вечером, многочисленные ряженые, переодетые в одежду 1930-х, прошли по скверу как демонстранты, имитируя торжественное открытие метро 90-летней давности.
Тем временем на станции "Таганская" Кольцевой линии произошло еще одно символическое событие. Здесь открыли барельеф с изображением Иосифа Сталина.
Надо сказать, что изначально такой барельеф находился в торце станции, однако в 1960-е во время борьбы с культом личности изображение Сталина переделали в солдата, а потом композицию и вовсе демонтировали. В этом торце был организован переход на Таганско-Краснопресненскую линию. Именно в этом переходе и было воссоздано изваяние.
Добавлю, что во время десталинизации изображения "вождя всех народов" были удалены не только с "Таганской". Например, на станции "Комсомольская" Кольцевой линии по ночам перебирали мозаики, чтобы извлечь из них лик бывшего руководителя страны. А станцию "Сталинская" переименовали в "Семеновскую". Есть и другие примеры. Означает ли воссоздание лика Сталина на "Таганской" начало нового тренда в подземке, и будет ли он продолжен, в официальных сообщениях не говорится.
Празднование 90-летия метро продлится до конца недели. В выходные на Кольцевой линии - парад разных типов подвижного состава, а на станциях "Партизанская" и "Полежаевская" выставка исторических пассажирских и современных служебных вагонов. Какие еще сюрпризы заготовили к юбилею метро - подробнее здесь:
Остается поздравить сотрудников подземки и пассажиров с праздником и пожелать счастливого пути!
О том, как отмечают подобные юбилеи другие метрополитены России и мира, и где празднуют дни рождения подземки ее сотрудники, подробнее здесь:
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel