Найти в Дзене

7 отличий метро Москвы и Нью-Йорка: это вас удивит

Вы спускаетесь на станцию метро. Ощущаете отвратительный запах. Ждете поезда на платформе, но он проносится мимо вас без остановки. С потолка сочится вода. Между рельсами вы замечаете грызунов. Вы пятитесь назад и тут падаете, поскольку оступаетесь и случайно наступаете на бездомного. И тут вы просыпаетесь. Вам приснился страшный сон. Вы оказались не в московском, а в нью-йоркском метро. Сегодня сравним две легендарные подземки и поговорим о том, что правда, а что лишь клише. Первые поезда нью-йоркского метро пошли в 1863 году (в России за два года до этого отменили крепостное право). В этом году исполняется 169 лет. (Московскому метрополитену для сравнения в 2024 году исполнилось 89 лет). Правда первая линия была надземная, и поезда ходили на паровой тяге. Первые подземные станции появились только в 1904 году. Интересно, что изначально метро было частным. Точнее было сразу два метро - BRT и IRT. Одна система соединяла Бруклин с Манхэттеном, а вторая Манхэттен и Бронкс. Только в 1940 г
Оглавление

Вы спускаетесь на станцию метро. Ощущаете отвратительный запах. Ждете поезда на платформе, но он проносится мимо вас без остановки. С потолка сочится вода. Между рельсами вы замечаете грызунов. Вы пятитесь назад и тут падаете, поскольку оступаетесь и случайно наступаете на бездомного. И тут вы просыпаетесь. Вам приснился страшный сон. Вы оказались не в московском, а в нью-йоркском метро. Сегодня сравним две легендарные подземки и поговорим о том, что правда, а что лишь клише.

Станция Lex Av-59 st  в Нью-Йорке. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция Lex Av-59 st в Нью-Йорке. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

1. Частное метро

Первые поезда нью-йоркского метро пошли в 1863 году (в России за два года до этого отменили крепостное право). В этом году исполняется 169 лет. (Московскому метрополитену для сравнения в 2024 году исполнилось 89 лет). Правда первая линия была надземная, и поезда ходили на паровой тяге. Первые подземные станции появились только в 1904 году. Интересно, что изначально метро было частным. Точнее было сразу два метро - BRT и IRT. Одна система соединяла Бруклин с Манхэттеном, а вторая Манхэттен и Бронкс. Только в 1940 году городские власти объединили их в единую систему, которая стала работать под управлением государственного агентства MTA New York City Transit. Однако до сих пор на разных линиях используется различный подвижной состав, поскольку габариты тоннелей у двух систем частного метро изначально были разными. В Москве метро построили уже при социализме, так что оно всегда было государственным.

Такую бумажную схему метро на станциях подземки можно получить бесплатно
Такую бумажную схему метро на станциях подземки можно получить бесплатно
Схема скоростного транспорта Москвы
Схема скоростного транспорта Москвы

2. Наземные линии

Нью-йоркское метро не один десяток лет удерживало первое место в мире по количеству станций и протяженности линий. Москва долгое время не могла похвастаться тем, что практически весь город покрыт плотной сетью скоростного транспорта. Однако на самом деле примерно 40% станций в Нью-Йорке - находятся на поверхности земли. Судите сами: 153 станции метро Нью-Йорка располагаются на эстакадах, 38 станций наземные, а под землей построено 277. В Москве, напротив, наземные участки, скорее, исключение. В свое время моду на них ввел Никита Сергеевич Хрущев: он хотел быстро строить дешевое метро. Памятником этой эпохи стала Филевская линия, которая почти полностью проходит по поверхности. Однако впоследствии от широкого распространения этой практики отказались. И сейчас наземные линии и станции - большая редкость.

Надземная линия в Квинсе. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Надземная линия в Квинсе. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Филёвская линия в Москве - почти вся наземная. Но это исключение. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Филёвская линия в Москве - почти вся наземная. Но это исключение. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

3. Экспресс-линии

Пассажиры Московского метро привыкли, что поезда следуют со всеми остановками. Поезд не может провезти тебя мимо твоей станции, только если сам ее не пропустишь. А вот многие линии нью-йоркского метро сразу создавались с расчетом, что по ним будут ходить два типа поездов: обычные и экспрессы, которые останавливаются только на главных станциях. Для этого еще при строительстве на промежуточных станциях, где не предполагалось остановки экспрессов, прокладывали дополнительные пути, по которым составы могут обгонять обычные поезда, следующие со всеми остановками. Поэтому на узловых станциях пассажирам метро в Нью-Йорке нужно быть внимательными при посадке в поезд, чтобы не перепутать экспресс с составом, идущим со всеми остановками.

Станция Times square-42 street в Нью-Йорке. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция Times square-42 street в Нью-Йорке. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

4. Однотипные станции

Станции, конечно, тоже отличаются. Большинство платформ в Москве оформлены как настоящие подземные дворцы с применением гранита, мрамора, украшены мозаиками, скульптурами и лепниной, а на станции "Римская" есть даже подземный фонтан. Хотя во времена Никиты Хрущева появились типовые станции, которые прозвали "сороконожками", по числу колонн. Однако мода на такие упрощенные подземные сооружения существовала недолго. В Нью-Йорке все проще - большинство станций однотипные, но и в элементах их декора, если присмотреться, есть определенный шарм. Кстати, вопреки стереотипу о том, что нью-йоркское метро утилитарно и уродливо, об этой американской подземке издаются книги и красивые фотоальбомы, которые позволяют разглядеть интересные дизайнерские элементы начала ХХ века - тогда подземка активно строилась.

Станция City Hall в Нью-Йорке построена в неороманском стиле. Станция функционировала с  1904 по 1945 г.
Станция City Hall в Нью-Йорке построена в неороманском стиле. Станция функционировала с 1904 по 1945 г.

Станция "Маяковская", открытая в 1938 году в Москве, признана объектом культурного наследия. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Маяковская", открытая в 1938 году в Москве, признана объектом культурного наследия. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

5. Грязь

Про грязь и неприятные запахи в метро города большого яблока, это да. Конечно, порядок в московской подземке кажется идеальным в сравнении метро Нью-Йорка. В российской столице тщательно следят и за тем, чтобы подземелье не стало постоянным местом жительства для бездомных. Ну и чтобы не было мусора.

6. Круглосуточное движение поездов

Движение поездов в Нью-Йорке осуществляется круглосуточно, поэтому станции не закрываются никогда. Правда интервалы между поездами ночью могут быть очень значительными - и 20 минут и 30 и больше. Но уехать можно всегда. В Москве круглосуточное пассажирское движение организуется только по особым случаям, например, в новогоднюю ночь.

7. Строительство остановлено

Возведение новых линий и станций в Нью-Йорке практически прекратилось еще в 1960-е годы. С тех пор были единичные пуски. Последний раз новую станцию открывали в 2018 году - ее построили на месте разрушенной из-за терактов 11 сентября 2001 года. В Москве, напротив, строительство метро никогда не прекращалось. Но если 1990-е и 2000-е открывали преимущественно небольшие новые участки, то, начиная с 2010 года возведение новых линий подземки идет ускоренными темпами. Судите сами за это время было открыто 95 станций классического метро, запущена наземная линия МЦК, а система пригородных поездов была частично преобразована в МЦД, которые стали полноправными линиями скоростного транспорта мегаполиса.

Станция "Бутырская" в Москве открыта в 2016 году. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Бутырская" в Москве открыта в 2016 году. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Зачем в московском метро построили две параллельные линии друг под другом? Где в Нью-Йорке находится вагон для перевозки денег в метро? Секреты легендарных подземок мира, всех метрополитенов России и тайны последнего метро, открытого в СССР, в моей книге "Наше дорогое метро". Подробнее о ней здесь:

Все тайны метро в одной книге
Коллекция впечатлений
3 июля 2023

Книга доступна ЗДЕСЬ.

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel