Эта станция метро является самой загруженной по пассажиропотоку в Москве. Ежедневно через ее турникеты проходят 163 тысячи человек. Многие также считают ее самой красивой. Поразительно, но эта подземная платформа возглавляет еще один народный антирейтинг - на ней самый неудобный выход на поверхность в московском метро.
Ситуация усугубляется тем, что значительная часть людей, пользующихся станцией, перемещаются с чемоданами, поэтому им приходится делать значительные физические усилия. Сегодня поговорим о том, как "Комсомольская-кольцевая", которая является визитной карточкой московского метро, стала самым большим препятствием для пассажиров.
"Комсомольскую-кольцевую" принято называть парадными воротами Москвы. Так оно и есть. Станция, расположенная на площади трех вокзалов, создает у гостей столицы первое впечатление о городе.
По многим параметрам она "самая-самая".
Например, это самая большая колонная станция в Московском метрополитене. Ширина 11 метров вместо стандартных 8, высота центрального зала достигает 9 метров (для сравнения: на типовых станциях обычно всего 4,5).
Кроме того, на этой станции был установлен первый четырехленточный эскалатор в московском метро.
Убранство станции тоже поражает воображение. 68 восьмигранных колонн, установленных в два ряда с шагом 5, 6 метра. Дворец на глубине 40 метров спроектирован знаменитыми архитекторами Алексеем Щусевым (посмертно получил за ее оформление Сталинскую премию), Виктором Кокориным, Олегом Великорецким и Алисой Заболотной.
Тема оформления станции - триумф советского народа в Великой Отечественной войне. Потолок украшен восемью мозаичными панно, которые являются визуализацией речи И. Сталина, произнесенной на параде 7 ноября 1941 года. Станция открылась еще при жизни вождя в 1952 году. Сам Сталин тоже был изображен на панно, но в 1960-е, после развенчания культа личности, по ночам лик вождя счистили и заменили в одном случае - на Ленина.
Панно набраны из смальты и ценных камней. Например, фоном служит уральский родонит из того же месторождения, что и использованный для украшения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Подробнее об этом здесь.
Станции Кольцевой линии московского метро, построенные в 1950-е годы, принято ставить в пример сегодняшним метростроителям. Это не только признанные архитектурные шедевры, но и в большинстве своем очень удобные для пассажиров сооружения. Почти на всех станциях возведены наземные вестибюли, на большинстве из 12 станций чтобы попасть с поверхности на платформу не нужно преодолевать ни одной ступеньки - эскалаторы доставляют с поверхности земли прямо на платформу.
Но есть в этом кольце счастья одно ужасное исключенье. Это как раз "Комсомольская-кольцевая" Вот как это описала наша подписчица Алина:
"... и среди "сталинских" станций есть прямо-таки садистские - например, Комсомольская-кольцевая. Чтобы дойти до эскалатора, надо преодолеть крутую высокую лестницу... А ведь это путь к вокзалу, люди идут с чемоданами, рюкзаками и т.п. Станция очень красивая, но выход с неё... Что называется, врагу не пожелаешь. И наверное, уже ничего не изменить".
Еще из неудобств станции. Казалось бы, наземный вестибюль расположен между зданиями Ленинградского и Ярославского вокзалов - все продумано! Но нет, он работает только на выход. Чтобы войти в метро, пассажиры с вещами должны сначала по лестнице спуститься в длинный тоннель.
Обещают, что прямое сообщение с метро появится после реконструкции Ленинградского вокзала, которая сейчас в разгаре. Хорошо бы.
Не лучше и ситуация с переходом на "Комсомольскую-радиальную" и к Казанскому вокзалу - после эскалаторов начинается пешеходный тоннель, затем снова эскалаторы и все опять упирается в лестницы.
Как получилось так, что великие архитекторы создали настоящий подземный шедевр с точки зрения оформления и при этом объект, неудобный для передвижения пассажиров, особенно с чемоданами и нелегкой кладью?
Возможно, в то время просто не было понятия "безбарьерная среда", и о том, что советским людям, преодолевшим столько невзгод, будет не очень удобно с чемоданами скакать по лестницам в метро, просто никто не подумал.
Может быть, были какие-то технические причины.
Главный вопрос: можно ли исправить ситуацию сейчас?
В 2016 году появилась новость о строительстве второго выхода со станции метро "Комсомольская-кольцевая" со ссылкой на главного архитектора Москвы.
Действительно, при возведении станции в 1950-е был оставлен задел для второго вестибюля - в противоположном торце платформы, там где сейчас одиноко стоит бюст Ленина. Многие исследователи архитектуры говорят, что он выглядит "недоделанным" - очень скромно по сравнению с остальным декором станции.
Впрочем, за прошедшие 9 лет новостей о строительстве второго вестибюля станции не было. Нет его и в списке запланированных к открытию объектов на ближайшие годы. По информации профильных сайтов, от его сооружения решено отказаться в целях экономии.
Другая сверхзагруженная станция метро в Москве после открытия вообще перестала радовать своих авторов. Почему архитектор старалась не бывать на станции, которую сама построила? Подробности здесь:
А как вы считаете, нужен "Комсомольской-кольцевой" второй вестибюль? Он поможет решить проблему?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel