Метрополитен открылся в самом большом городе Вьетнама - Хошимине - бывшем Сайгоне. Сегодня репортаж из этой новейшей подземки. Что в ней необычного? Чем метро удивляет пассажиров? И почему такие станции должны были на десять лет раньше появиться в России в Екатеринбурге?
Социалистический Вьетнам в конце апреля 2025 года отпраздновал 50-летие объединения севера и юга и создания единого государства. И спустя пять десятилетий страной управляет коммунистическая партия, а серп и молот и красная звезда - официальные символы. Впрочем, в отличие от СССР, где первый метрополитен появился в Москве через 13 лет после создания страны, в социалистическом Вьетнаме на это ушли многие десятилетия. В столице Ханое первая линия была открыта только в 2021 году. А в самом большом городе страны Хошимине - бывшем Сайгоне - подземка появилась всего несколько месяцев назад - в декабре 2024 года, что стало огромным событием.
Хошимин - бывший Сайгон - часто называют азиатским Парижем из-за французской колониальной архитектуры. Правда в последние годы виллы и особняки в европейском стиле оказались у подножия многочисленных небоскребов, которые растут как грибы.
Население мегаполиса превышает 9 миллионов человек. Честно говоря, даже не понятно, как им удавалось столько лет перемещаться по городу. Возможно все дело в юрких мопедах, на которых ездит большинство населения. В случае необходимости водители мопедов без всяких размышлений объезжают многочисленные пробки прямо по тротуарам.
Первый проект прокладки метро в Хошимине появился еще в 2001 году. Предполагалось, что сеть из шести линий обойдется в 1,5 миллиарда долларов США и будет построена за 10 лет. В дальнейшем планы многократно пересматривались.
Строительство первой линии началось только в 2012 году. Открыть ее обещали уже через шесть лет, но сроки постоянно отодвигались. В результате трассу запустили только через 12 лет.
Снаружи входы в метро, даже в самом центре, выглядят скромно и утилитарно. Это небольшие павильоны. Вот, например, как этот.
Зато на каждом входе размещена наглядная агитация в советской стилистике с жителями, ликующими в связи с пуском метро. Подобная реклама есть по всему городу.
Также на каждом входе размещен логотип хошиминской подземки.
Нельзя сказать, что дизайнеры не долго ломали голову над оформлением станций. Это не подземные метродворцы как в Москве или Петербурге. Декоративные элементы вообще отсутствуют. Даже не скажешь, что ты находишься в Хошимине. Никаких тебе драконов, пагод и даже намеков на них. Такие станции вполне могли бы быть в Пекине, Токио, Сеуле, Пусане. Их там много. Подробнее о подобных подземках можно узнать здесь.
Зато тщательно продумана безопасность. На всех станциях у пассажиров нет доступа к путям, чтобы избежать падения на них. Вдоль платформ установлены стеклянные двери. Поезда останавливаются так, чтобы двери вагонов были точно напротив этих дверей. Также в метро есть лифты для маломобильных пассажиров.
Первая линия метро состоит из 14 станций. И только 3 из них подземные. Остальные - надземные, а сама линия проходит на эстакадах.
Надземные станции построены по типовым проектам.
На надземных станция тоже установлены стеклянные двери и ограждения вдоль платформ, однако не до потолка и даже не на всю высоту поезда, а примерно на метр от платформы.
Стоимость проезда варьируется от расстояния. Билет нужно прикладывать к турникетам не только при входе, но и при выходе.
Минимальная цена поездки на расстояние до шести станций включительно. В пересчете на рубли составляет примерно 20-25 рублей. Чтобы проехать всю линию нужно заплатить сумму, эквивалентную 60 рублям. Есть проездные. В том числе на один день.
Билеты можно приобрести в кассах на каждой станции. Уже установлены и автоматы по продаже билетов, но они пока не работают.
Как и у нас, после пуска новых станций горожане пользуются метро не только из-за необходимости. Многие целыми семьями просто катаются на метро. Изучают новый вид транспорта. Особенно счастливы дети.
Поскольку линия в основном идет по поверхности, интересно смотреть что за окном. Например, трасса огибает с двух сторон самый высокий небоскреб в городе Landmark 81. Его высота 469 метров. Для сравнения: самая высокая башня "Федерация" в Москва сити - 373 метра, а Лахта-центр в Петербург - 462 метра.
Несмотря на то, что пока действует только одна линия, в вагонах и на станциях размещены схемы, на которых хошиминское метро представляет разветвленную сеть. Видимо, планы у властей серьезные.
Сейчас поезда состоят всего из трех вагонов. Но в дальнейшем при росте пассажиропотока их смогут увеличить - станции построены с запасом. Власти опасались, что будет трудно пересадить людей с мопедов, но первые месяцы работы показали, что вагоны заполнены пассажирами.
Кстати, в вагонах можно часто увидеть пионеров. Они во Вьетнаме по-прежнему есть. А вы помните, где хранится ваш пионерский галстук?
Чтобы помочь освоить горожанам новый вид транспорта, на станциях работают специальные люди, которые объясняют пассажирам как пользоваться метро, следят за высадкой и посадкой в поезда и подают сигналы машинистам, для которых все тоже впервые.
Интересной особенностью первой линии метро Хошимина является конструкция центральной станции "Оперный театр", расположенной рядом со знаменитым театром и мэрией города. Эта станция возведена по так называемому барселонскому методу: пути, по которым ходят поезда, расположены не по бокам и не в центре станции, а друг над другом. Также друг над другом построены посадочные платформы для разных направлений.
Этот метод строительства позволяет значительно сэкономить средства, а также быстрее и эффективнее возводить станции подземки в плотно застроенных кварталах. Размеры котлованов в центре города и перекрытий в этом случае значительно меньше, чем при строительстве обычных станций с островными платформами.
Интересно, что более 10 лет назад станцию подобной конструкции и тоже около оперного театра планировали построить в Екатеринбурге. Более того, в столице Урала предполагалось возвести по барселонскому методу все станции второй линии метро, которая должна пройти под главной магистралью города.
Подробнее о проекте строительства метро в Екатеринбурге по барселонскому методу здесь:
К сожалению, после открытия последней станции первой линии метро в Екатеринбурге в 2012 году, метрострой был распущен и строительство прекратилось. С тех пор ситуация с пробками в столице Урала с каждым годом все хуже. В общем туристам из Екатеринбурга остается только позавидовать хошиминцам.
Кстати, с момента распада СССР в России открылся только один новый метрополитен - в Казани в 2005 году. Двадцать лет назад. Надо сказать, что вьетнамцы тоже долго ждали метро. Наверное, когда-то придет праздник и в Красноярск, и в Челябинск, и в Омск, где недостроенные станции и тоннели стоят десятилетиями, и метро так и не открыли. А в Екатеринбурге, как и в Хошимине, наконец откроется станция "Оперный театр". Правда хотелось бы, чтобы оформили ее поинтереснее - в наших традициях.
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel