Найти в Дзене
ЛенТВ24 - Новости

Платформа нон грата: львиная доля объема рынка российских блогеров приходится на недружественные интернет-площадки

В России объем рынка блогеров оценили в 60 миллиардов рублей. Причем, согласно результатам исследования, 80% всех инвестиций приходятся на 500 крупнейших рекламодателей. Оставшиеся 20% — на десятки тысяч других брендов. Однако лидирующие роли бюджета пока удерживают нероссийские интернет-платформы. А некоторые из них вообще платформы нон грата. Как так получилось, расскажет корреспондент ЛенТВ24 Егор Ильченко.

YouTube в России — странный предмет: он как бы есть, но его как бы нет. То же самое касается продуктов признанной в России экстремистской организации Meta*, деятельность которой на территории нашей страны запрещена. Принадлежащий ей Instagram** заблокировали, а WhatsApp*** почему-то нет. В общем, странный раздрай сейчас в нашей сети. То, что официально заблокировано, оказывается недозаблокированным, поскольку много пользователей с легкостью действуют в обход запретов.

А кто-то продолжает и деньги таким образом зарабатывать. Читаешь статистику при участии Аналитического центра Российской индустрии рекламы и за голову хватаешься: в прошлом году рынок блогеров в России достиг 60 миллиардов рублей. Впереди планеты всей всё тот же YouTube — на него почти 48% от вышеупомянутой суммы приходится. И тут же читаешь: RuTube признан данным исследованием нишевой платформой с долей менее 1%. Всё, руки за наших опускаются, рунет катится в пропасть и так далее. Однако нет, говорят эксперты. Достижения западных гигантов вроде YouTube — это всё-таки не личные лавры, а коллективные.

Вот этот успех YouTube, который сейчас происходит, несмотря на блокировку YouTube, это на самом деле не успех площадки. Это успех YouTube-блогеров, которые просто стали кросс-платформенными блогерами и которые к YouTube по большому счету сейчас не имеют особо никакого отношения. Эта статистика немного искажает данные. Это не успех площадки, это успех YouTube-блогеров. Действительно, когда-то YouTube был основной площадкой для блогинга, самые крутые и самые популярные блогеры делали именно там выпуски, и когда YouTube стали глушить и замедлять, то они не ушли с YouTube, они делают там выпуски, они постят там свои видео. Но эти же самые видео, копии этих видео они постят в Telegram, в ВК, в Дзен — везде. И таким образом они стали крутыми кросс-платформенными блогерами. По сути дела, это успех множества площадок, а не успех непосредственно YouTube.Антон Вуйма, директор PR-агентства

Но как бы там ни было, лидером по объемам вышеупомянутого бюджета является как раз-таки YouTube. Доля — более 27,5 миллиардов рублей. И сразу следом — Instagram** с 11 миллиардами, а за ним и Telegram. В общем, ничего российского. И если с Telegram всё более-менее понятно в плане функционирования на территории России, то первые две площадки Роскомнадзор сейчас не особо жалует. Instagram** уж точно — он вообще заблокирован. И тут вопрос: как так получается, что рынок российских блогеров, согласно исследованиям, столь многомиллиардный преимущественно за счет недружественных площадок?

И получает ли от этого что-то российская экономика? К счастью, получает. Блогеры регистрируются как ИП и зарабатывают свои деньги от рекламы, а затем и налоги платят. Вопрос в другом: речь идет о вычетах прежде всего от YouTube, в то время как доля от объема российских блогеров в нашем RuTube — менее 1%, или 300 миллионов рублей. У ВК, к счастью, гораздо выше — 6,5 миллиардов. Но всё равно до западных запрещенных и замедленных не дотягиваем. А почему? Не умеем конкурировать? Или не хотим? Ведь за державу ох как обидно.

Поскольку я смотрю RuTube теперь всегда или VK Видео, я вижу изменения в RuTube. Но прошло слишком мало времени. И это не так-то просто. Это нужно привлекать блогеров, это отдельная программа. Вам нужно привлекать зрителей. Непонятно, что делать раньше, пойдут ли зрители, пока нет блогеров? Блогеры не пойдут, потому что их никто не смотрит. То есть они не могут обслуживать даже свои рекламные контракты, куда зашиты какие-то KPI по просмотрам. Это долгая работа с двух сторон, это улица с двусторонним движением. Плюс еще не забывайте, что на этой улице с двусторонним движением есть еще регулировщик, работу которого тоже нужно допиливать. Это не такой простой вопрос. Я уж не говорю про постройку самой дороги, инфраструктуру, то есть асфальт закатать. Это действительно сложная, инженерная в какой-то степени задача, и быстро она не решается.Георгий Лобушкин, медиатехнолог

То, что смогут, это хорошо, мы готовы ждать. Но кто-то всё-таки язвительно добавит: а нечего было блокировать всё и вся, ведь теперь получается, что площадку де-юре запретили, но де-факто сделали только хуже, поскольку смотрят ее по сути в обход закона. Но давайте зрить в корень: не мы всё это начали. Блокировать российских пользователей за пророссийские высказывания стали именно хвастающиеся демократией YouTube и Instagram**.

Беда в том, что если уж наши решили дать цифровой сдачи, то сделали это даже не вполсилы. Например, если уж блокировать Meta*, то всю и сразу. Иначе в чем смысл блокировок? С другой стороны, именно эти страсти по запретам и подтолкнули отечественные площадки к действию. RuTube наконец-то шагает вперед, ВК, который в свое время вообще Facebook**** дорогу в Россию перекрыл, тоже растет и разрастается, пополняя блогерскую армию. Вот только когда догоним и перегоним? И перегоним ли?

Мы живем в век бурного развития информационных технологий, в век цифровизации, поэтому в ближайшие год-два возможно сделать так, чтобы рунет стал конкурентоспособным. Но полностью заменить другие платформы, может быть, он и не сможет, но это не так важно в условиях рынка, в условиях открытой экономики. Должна быть здоровая конкуренция. И YouTube здесь просто должен качественно дополнять наши российские платформы. То есть эти конкуренты могут прекрасно сосуществовать. Главное, чтобы это было комфортно и безопасно для общества и для государства в целом.Линда Рыжих, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт- Петербурге

Тем временем российская аудитория YouTube продолжает снижаться. В апреле прошлого года хостинг был на четвертом месте по популярности, а в апреле этого — уже на седьмом. Аудитория же RuTube только за прошлый год выросла на 64%. И в таких условиях рынок, в том числе блогерский, тоже неизбежно меняется. Без замедлений и блокировок. Всё-таки стихия, пусть и цифровая.

* компания Meta внесена Росфинмониторингом в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму

** Instagram признан экстремистской организацией в России

*** Деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации мессенджера WhatsApp признана экстремистской и запрещена на территории РФ

**** Социальная сеть Facebook признана экстремистской в РФ