Мы встречаемся с Дмитрием Захаренко около его учебной Skoda Rapid. Ещё некоторое время назад лифтбек был вполне обычной машиной. А сейчас на ней обучаются гомельские водители.
В основном те, кто уже давно получил права, но после этого по личным причинам не садился за руль. График плотный и расписывается на две-три недели вперёд. Поэтому мы встретились с «автосенсеем» (так называют мужчину ученики) из Гомеля в перерывах между уроками. Обсудим ошибки новичков, возвращение за руль через годы и другие тонкости вождения.
Из автошколы в самостоятельную практику
Инструктором Дмитрий стал в 2019 году, при этом его водительский стаж уже перевалил за 19 лет. Выбор профессии — больше случайность и результат поиска себя. Товарищ, который уже давно работал в автошколе, предложил ему попробовать себя на освободившейся должности. Наш герой долго не раздумывал.
Работа в автошколе его устраивала не полностью — мешали жёсткие ограничения по времени, путевым листам, распределению курсантов, одномоментное скопление автомобилей на автодроме и стойкое желание работать более креативно и качественно, с упором на реальное вождение и парковку.
В какой-то момент он понял: пора уходить в самостоятельную деятельность. Тем более многие курсанты подталкивали его к этому, говоря, что инструктор «перерос» рамки автошколы. Решение далось не сразу, но идея взяла верх.
Когда Дмитрий начал работать индивидуально, то приобрёл Skoda Rapid. Автомобиль пришлось дооборудовать педалями инструктора и дополнительными зеркалами.
— Многие думают, будто дополнительные педали нужны только для экстренной остановки или помощи курсанту в сложной ситуации. На самом деле они важны и для обучения базовым навыкам. Во время первой тренировки — чувства габаритов и траектории движения в пространстве — инструктор должен взять на себя контроль движения, а человек должен сначала сосредоточиться на руле и зеркалах, особенно при езде задним ходом, сложить пазлы в голове. Уже после этого нужно добавить самостоятельный контроль педалями. Иначе у многих происходит перегруз и остаются пробелы в понимании, — говорит эксперт.
Кстати, по моим наблюдениям, часто курсанты привязываются к неким шаблонам с «метками» и конкретному автомобилю и уверены, что успех возможен, только если сдавать на том, на чём и учился. И это отчасти правда: если курсант учится просто по меткам, без понимания логики, то при смене машины на экзамене он может не заехать в ту же боковую парковку из-за различий в радиусе разворота на новом для него автомобиле.
В начале своей индивидуальной работы Дмитрий был сосредоточен главным образом на подготовке курсантов до автошколы и помощи перед экзаменом в ГАИ в рамках занятий на автодроме. Но с появлением спроса у клиентов, уже имеющих водительское удостоверение, постепенно становилось гораздо интереснее помогать, скажем так, состоявшимся водителям: решать проблемы с реальным вождением и восполнять пробелы, из-за которых остаются страхи не только после автошколы, но и по достижении определённого стажа.
— Некоторые автошколы также предлагают помощь в возвращении за руль. Проблема в том, что большинство автошкол и их инструкторов мыслят стандартно: их главная задача — подготовить курсантов к экзамену в ГАИ, а не к реальной жизни за рулём. Они оценивают будущего водителя так: если он может сдать экзамен — значит, умеет водить. Но человек с давно полученной категорией приходит не за этим. Он хочет понимать, как двигаться уверенно в потоке без знака «У» и подстраховки педалями, а также парковаться без волнения в любом необходимом месте.
Общие проблемы учеников и поиск решений
За годы работы Дмитрий понял, что проблемы у учеников одни и те же: отсутствие чувства габаритов, сложность с пониманием принципов маневрирования при движении задним ходом, расплывчатое понимание принципов контроля сцепления и, само собой, трудности со стартом в горку.
— Если взять десять человек, у восьмерых будут абсолютно одинаковые вопросы. И вот один из главных моментов — гибкость инструктора. Не все готовы менять подход в зависимости от психотипа ученика. А ведь кто-то мыслит технически, кто-то — гуманитарно, кому-то нужно одно объяснение, а кому-то — совсем другое! Также у многих есть страх, что они придут в автошколу и ничего не поймут. Или что инструктор будет раздражаться, если что-то не будет получаться.
Большинство тех, кто только собирается идти в автошколу, обычно уверены: стандартной программы им хватит. Но на деле у многих после автодромных занятий остаются сложности и даже страхи, в которых они иногда боятся признаться инструктору. Однако всё, конечно же, зависит от подхода наставника и его способности объяснять.
Поэтому, если человек никогда не водил, иногда имеет смысл получить правильные базовые знания ещё до записи в автошколу, так как программы может и не хватить. Впрочем, это может оказаться палкой о двух концах.
— Интересная история произошла с одной клиенткой: она заранее подготовилась к автошколе, пройдя мой курс дважды! И на автодроме делала без проблем даже змейку задним ходом, чем произвела впечатление на инструктора, который, не видя весь объём проделанной работы, был уверен, что и в городе она справится сразу и легко. Но неожиданно для инструктора выявился сильный контраст, когда она выехала в город. Пришлось даже пару раз консультировать её по телефону, чтобы она справилась со стрессом. Поэтому инструктор должен в обязательном порядке быть ещё и частично психологом.
Мужское — женское: кто лучше за рулём?
К Дмитрию обращаются и мужчины, и женщины, но есть разница в их обучении. Принято считать, что мужчины обучаются легче, и многие инструкторы предпочитают работать именно с ними.
— У мужчин действительно чуть лучше развита способность ориентироваться в пространстве. Дополнительное преимущество заключается в детском опыте. Они чаще играют в машинки, в компьютерные гонки, интуитивно понимают базовые принципы движения автомобиля ещё до того, как впервые садятся за руль.
— Однако мужчины по природе своей самоучки. Из-за этого работать с ними труднее, особенно с молодыми людьми. Они не принимают объяснения с первого раза! Пока не набьют шишки, попутно сопоставляя личный опыт с советами инструктора или знакомых и только в этот момент осознавая важность полученной некогда информации. Потому у мужчин формируется убеждение: «Не меня научили, а я сам научился».
Женщины, напротив, принимают информацию более легко. Да, им где-то сложнее с пространственным восприятием, но обучение проходит глаже. Потому что у женщин нет внутреннего сопротивления обучению.
А небольшое отставание в пространственном восприятии решается правильной методикой обучения. Эта программа создана давно, но проблема в том, что в автошколах ей почему-то часто не уделяют достаточного внимания.
— Многие считают, будто базовые элементы не так важны, ведь на экзамене в ГАИ их сдавать не нужно. Оттого в обучении появляются пробелы. Тут как и в математике: пропустил тему — дальше сложнее. И если мужчины в большинстве своём с натяжкой могут обойтись без базовых упражнений благодаря интуитивному пониманию процесса, то женщинам без предварительной работы с базовыми упражнениями гораздо сложнее освоить основные элементы, такие как диагональная парковка и гараж. Однако и среди женщин есть те, кто не придаёт своим пробелам в вождении большого значения.
«Купи мне пива — да поехали на площадку!»
По словам Дмитрия, такие женщины могут ездить и пять, семь, десять лет, но при этом они часто неуверенно паркуются или избегают сложных дворовых территорий. Автоледи считают, что их навыков достаточно, и, по опыту Дмитрия, даже иногда отговаривают подруг от дополнительного обучения.
— «Какой инструктор? Зачем? Да поставила машину, как смогла, и всё», — это типичный аргумент. У мужчин иначе, но и масштаб проблемы шире. Им сложнее признать перед окружающими, что у них есть трудности. Если мужчина говорит, что хочет вновь начать водить, друзья чаще всего стараются помочь сами. «Какие педали, какой инструктор? Купи мне пива, да поехали вместе на площадку».
Из-за этого многие мужчины, которые хотели бы подучиться, так и не решаются на дополнительные занятия с инструктором. Но Дмитрий отмечает: с годами число мужчин среди его учеников растёт. Сейчас их уже 30—40%.
— Чаще ко мне приходят здравомыслящие, ответственные люди, которые понимают, что просто проехать по городу недостаточно. Среди них нередко специалисты из IT, продаж, представители других интеллектуальных профессий. Те, кто решается прийти, уже осознают: работать надо с человеком, умеющим правильно объяснять. Однако при этом первое время они часто скептически относятся к базе и теории, считая, что важна только практика. «Мне нужны реальные условия, а не упражнения», — говорят они. Но страхи появляются от отсутствия контроля, а контроль приходит только через понимание. И моя основная задача, считаю, дать именно понимание, с которым человек уже сам путём многократного самостоятельного повторения закрепит полученные знания. Поэтому, если клиент хочет получить результат, я всегда настаиваю на работе по собственной программе, иначе мне непонятны мотивы обращения именно ко мне, ведь кроме меня есть много инструкторов, с которыми можно набрать часы практики.
Один мой клиент сначала сомневался, зачем, мол, нужна змейка. Но когда мы приехали в его очень тесный двор, я провёл аналогию с базовым упражнением и спросил: «Вы и сейчас считаете змейку неважным упражнением?» Так шаг за шагом ученики осознают значимость понимания основ и работы с базовыми упражнениями.
«Если супруга отучилась в автошколе, она уже должна „чувствовать“ машину!»
Стереотип, что женщины водят безопаснее, распространён, но он не совсем отражает реальность. По-настоящему аккуратное и грамотное вождение зависит не от пола, а от подхода водителя к процессу.
— Едва ли не в каждом объявлении о продаже автомобиля пишут: «Ездила женщина». Это просто шаблон! И он никак не подтверждает, что машина действительно использовалась бережно. Если говорить о реальной разнице в стиле вождения, то среди мужчин и женщин есть совершенно разные типы водителей. Одни аккуратны, другие — менее осторожны.
По наблюдениям Дмитрия, женщины стараются свои пробелы в обучении компенсировать внимательностью. Они реже рискуют и более осторожны в сложных ситуациях. У мужчин, особенно молодых, проблема в другом: они быстрее обретают уверенность, но иногда переоценивают свои возможности. Это весьма заметно у начинающих водителей, которые хотят сразу «чувствовать себя профессионалами».
— Такие ускоряются в городе, а потом с визгом резины тормозят, потому что не знают, как правильно работать педалями и экстренно останавливаться на «механике». Это реальная опасность!
Дмитрий также подчёркивает важность первых самостоятельных поездок после автошколы. Немало женщин теряют уверенность, когда впервые садятся за руль с супругом. Мужья, будучи хорошими водителями, к сожалению, часто совершенно не умеют объяснять, и это только усиливает стресс.
— У многих мужчин завышены ожидания. Мол, если жена отучилась в автошколе, она уже должна «чувствовать» машину так же, как они сами. Однако они упускают разницу в восприятии. И часто даже не допускают мысли, что супруга может реально не понимать, как автомобиль поворачивается в пространстве при движении задним ходом. Причина этому — всё тот же дефицит работы с базовыми упражнениями. Поэтому завышенное ожидание насчёт уровня вождения жены после автошколы и психоэмоциональное давление при первых совместных поездках являются самыми распространёнными историями, из-за которых многие женщины после автошколы перестают водить.
«Первый инструктор — это как акушер при родах»
Боязнь дороги — нередкая проблема и у тех, кто только собирается учиться. Причины могут быть разные: от личного страха перед машинами до негативного опыта первого знакомства с вождением.
— Первый инструктор играет ключевую роль. Он как акушер, от действий которого зависит исход родов. Именно он задаёт первый опыт, определяющий, как человек будет относиться к процессу и к восприятию себя в роли водителя. Если первый опыт был неудачным, не нужно сразу искать проблему в себе, сначала попробуйте сменить инструктора. В моей практике был случай, когда ученица после семи занятий решила забрать документы из автошколы.
— Ей внушили, что «водить не дано»! Но после нескольких занятий с правильным подходом девушка стала одной из учеников, которым неимоверно легко даётся вождение, хотя она сама была уверена, что это невозможно. И помните: страх — это нормальная защитная реакция, которая со временем превращается в усиленную концентрацию и предусмотрительность. Гораздо страшнее, когда человек совсем не боится, при этом не до конца понимая, что и как он делает на дороге.
На вопрос, кому дано водить, Дмитрий уверенно отвечает: научиться может любой. Главное — желание.
— Единственное условие — человек сам должен хотеть научиться. Всё остальное можно преодолеть. Бывали случаи, когда ученики приходили из-за давления родственников, и им действительно было сложнее. Но как только курсант начинает испытывать интерес, процесс идёт намного легче.
Как выбрать автошколу и что делать при проблемах с инструктором?
Выбор автошколы — одна из главных тем для будущих водителей, но часто люди делают это неправильно. Многие ориентируются на удобное расположение: рядом с домом, работой или по удобному маршруту. Однако гораздо важнее искать не школу, а инструктора.
— Автошкола — это всё же коммерческая организация, в первую очередь преследующая свои бизнес-интересы, отчего часто процесс обучения выглядит неким конвейером с набором групп всё большей численности. А чем больше количество, тем сложнее удержать на должном уровне качество. Поэтому главное, что влияет на успех обучения, — это в первую очередь инструктор и его отношение к своей работе. Именно он формирует базовые навыки, уверенность и психологический комфорт. При выборе автошколы стоит учитывать несколько критериев:
- Ищите инструктора, а не школу.
- Проверяйте преподавателей по теории. Если теория объясняется доступно, с примерами, это сильно упрощает процесс. Хотя буду откровенен: теоретическую часть можно освоить самостоятельно, однако хороший преподаватель помогает научиться мыслить логически и правильно воспринимать дорожные ситуации.
- Изучайте отзывы — и только реальные. Можно пообщаться с бывшими учениками школы, узнать их мнение о преподавателях и процессе обучения.
- Выясняйте подход к обучению. Иногда уроки даются формально, преподаватели ориентируются на алгоритмы и экзамен. Важно найти инструктора, который объяснит логику вождения, чтобы было несложно в любом авто.
- Не ориентируйтесь на территориальное удобство. Если автошкола близко к дому, однако есть ряд факторов против, лучше выбрать дальний, но качественный вариант.
Если обучение не приносит желаемого результата, стоит попросить замены инструктора. По словам нашего героя, часто в излишней эмоциональности и агрессивности преподавателей кроется не только некоторое выгорание, но и неосознанное стремление самоутвердиться за счёт учеников, отчего инструкторы начинают повышать голос и порой даже прибегать к оскорблениям.
Однако зачастую эмоциональная подача может содержать больше пользы и объяснений, чем в следующем случае. Спокойные, но одновременно чересчур молчаливые дают минимум информации, ограничиваясь короткими командами вроде «на регулируемом — налево», «на обозначенном — направо» или «развернёмся в разрешённом месте».
— А вот влюблённые в свою профессию, напротив, спокойно разъясняют логику вождения и адаптируются к ученику, чтобы сделать обучение наиболее эффективным. Именно такие наставники, хотя они и встречаются реже остальных, способны обеспечить качественное и полноценное обучение.
Шаблонное объяснение — одна из самых распространённых проблем в автошколах. Нередко инструкторы по привычке работают «по накатанной», рассчитывая, что ученик сам разберётся.
Если человек интуитивно не схватывает, то ему просто показывают: «Смотри сюда, доезжай до этого, крути туда». А если ученик и здесь не до конца понимает, ему говорят: «Надо больше повторять». Либо: «Возможно, это не ваше». Эмоциональные моменты тоже встречаются. Некоторые инструкторы кричат и даже ругаются матом при малейшей ошибке, и ученик после этого просто страшится задавать вопросы, боясь снова показаться глупым и неспособным. Особенно когда инструктор сравнивает его с другими в пользу последних.
«Автошколы загнаны в рамки рентабельности»
В системе подготовки водителей существуют проблемы, которые можно исправить. На уровне государства необходимо более чёткое и прозрачное регулирование автошкол, а также пересмотр мотивации инструкторов.
— Однако даже в текущих условиях можно предложить новый подход. Главное — правильная мотивация преподавателей. Если автошкола хочет качественно готовить учеников, нужно по-другому организовывать оплату труда. Инструктор должен быть заинтересован в том, чтобы его ученик действительно научился, а не просто «прошёл курс».
По мнению Дмитрия, автошколы часто ориентированы на поток учеников, что повышает нагрузку на инструкторов и не может не сказываться негативно на качестве подготовки. К примеру, в Гомеле работает около 12—14 автошкол, ежемесячно каждая из них выпускает примерно 15—20 новых водителей. В результате права могут получать порядка 200—300 человек в месяц. Однако статистика иная.
— Если бы формирование оплаты труда инструктора напрямую зависело от качества подготовки и от процента сдачи в ГАИ с первого раза, то и уровень вождения у выпускников автошкол значительно вырос бы. Однако всё это непросто совместить с большой численной нагрузкой в рамках ограниченного срока обучения. При этом не менее важно, чтобы преподаватель сам горел своей работой, любил людей и действительно хотел видеть их результаты.
Меня всегда мотивировало то, что я вижу, как человек из полного новичка превращается в уверенного водителя. Это наглядный результат, который даёт эмоциональное удовлетворение.
Дмитрий вспоминает, как коллеги в одной из автошкол намекали ему, что «нет смысла слишком хорошо учить», ведь поощрение за сдачу в ГАИ с первого раза просто смешное.
В МВД обеспокоены уровнем подготовки курсантов автошкол. Какие меры будут приняты?
— Я никогда не понимал такой подход. Сам работал так, как считал правильным, что резонно спустя годы сформировало правильное мнение обо мне и поток рекомендаций. К сожалению, сейчас автошколы загнаны в рамки рентабельности, что вынуждает повышать количественные показатели. Однако качественная подготовка требует больше времени, а значит, должна быть дороже. Таким образом, проблема не только в инструкторе, но и в системе в целом.
К слову, пока готовился этот материал, на заседании комиссии по безопасности дорожного движения обсудили необходимость повышения качества обучения в автошколах. В частности, планируется увеличить количество часов практического вождения с 50 до 70 и активнее применять интерактивные тренажёры.
— Когда уже имеющееся число часов откатывается в полной мере и по программе, достаточно внимания уделяется каждому блоку подготовки, то удаётся избежать многих сложностей. Однако реальность часто вносит свои коррективы — бывает, вместо задуманного объёма реализуется лишь часть. Поэтому важно изучить вопрос глубже, поскольку простое увеличение часов не гарантирует качественных перемен. Гораздо важнее обеспечить качественное проведение всех занятий по установленной и эффективной программе.
Справедливости ради, исходя из собственного опыта, отмечу: действительно есть приличная часть курсантов, которым реально не хватает существующего на сегодня объёма часов, честно отработанного инструктором по программе.
Изменения в экзаменационной системе: город, автодром и ПДД
Система подготовки водителей постоянно меняется, но не всегда в сторону улучшения. По мнению Дмитрия, последние нововведения слегка упростили городской экзамен, однако не повлияли на качество подготовки.
С 8 апреля экзамен на права в Беларуси будут принимать по новым правилам. Что изменилось?
— По большому счёту просто сократили количество обязательных команд в городе, а на автодроме добавили один элемент для «баланса». Но если человек научился выполнять все четыре основных элемента, он сделает без проблем как два, так и три. То есть, по сути, глобально ничего не изменилось. А вот если бы добавился некий элемент, выполнить который невозможно просто по заученному алгоритму, без полного понимания движения в пространстве… Хотя в России примером такого элемента является искривлённый тоннель или неклассическая змейка.
Однако одно изменение в самом деле заставило учеников больше думать. Это корректировка размера диагональной парковки.
— В автошколах согласно нормам и правилам СТБ в сфере подготовки водителей боковая парковка больше по длине, а на экзамене — меньше в соответствии с постановлением № 67 МВД РБ (инструкция о порядке приёма экзамена). И разница с учётом геометрии выполнения существенна. То есть привычные ориентиры перестают работать на автодроме ГАИ. Это вынуждает учеников пытаться понять именно геометрию движения автомобиля, а не просто следовать неким «меткам». Многие в первое время возмущались, что это беспредел. Но я считаю, это правильно. Так будущих водителей заставляют реально думать. А если при обучении курсант освоил змейку задним ходом и базовые принципы контроля габаритов, то проблем даже в таких более трудных условиях не будет.
Когда снимать знак «70»?
Один из самых сложных этапов после получения прав — адаптация к самостоятельному вождению. Многие новички чувствуют тревогу перед первой поездкой без инструктора. Наиболее распространённая ошибка новичков — попытка учиться вождению с опытным, но эмоционально нестабильным водителем. Лучше отказаться от таких поездок.
Вместо этого можно взять несколько занятий с инструктором или практиковаться самостоятельно в спокойное время — ранним утром или поздним вечером, на простых маршрутах в городе. Лучший вариант — небольшие поездки каждый день, даже если они занимают всего 10—15 минут. Постепенно появится желание усложнять маршруты, выезжать в более загруженное время и преодолевать новые элементы вождения. Главное — не ждать, а садиться и ехать.
Самостоятельные поездки помогают мозгу включиться на максимум. Когда рядом нет человека, который может подстраховать, водитель начинает по-настоящему контролировать ситуацию и более полно оценивать дорожную обстановку, пусть и медленнее на первых порах.
— Даже одна-две поездки в одиночку меняют. Человек перестаёт быть «учеником», он начинает видеть себя настоящим водителем. Когда снимать знак «70»? По правилам водитель должен ездить со знаком «70» два года, но епотом он сам решает, когда его снять. Если ездить регулярно, к концу двух лет уже ждёшь момента, когда можно убрать знак.
Многие до сих пор не знают, что ранее знак ограничивал скорость водителю с любым стажем при наличии такой наклейки, но три года назад этот пункт убрали (п. 91.3). Теперь водитель со стажем до двух лет обязан соблюдать ограничение 70 км/ч независимо от того, есть знак на авто или нет. Но если той же машиной пользуется и водитель с большим стажем, у него нет предписания соблюдать ограничение 70 км/ч даже с наклейкой.
— Если человек долго не ездил за рулём, рекомендую всё же наклеить знак «70» — хотя бы на несколько месяцев. Это психологический момент: чтобы чувствовать себя увереннее, обозначив себя на дороге как новичка. Если впереди или рядом автомобиль с наклейкой, окружающие начинают вести себя иначе. Кто-то перестраивается заранее, кто-то старается обогнать. По этой причине на моём автомобиле во время работы с клиентами с правами принципиально нет ни буквы «У», ни знака «70»: так сохраняю максимально реальную дорожную обстановку для учеников, — заключает Дмитрий.
Как реагировать на сигналы и манёвры на дороге?
Одним из главных страхов новичков является ощущение, что их вождение «мешает» окружающим. Это чувство часто усиливается звуковыми сигналами от других водителей.
— Нужно гнать из головы мысль, будто если кто-то сзади сигналит, то это адресовано именно вам. На дороге много людей, и причины сигнала могут быть совершенно разные. Если новичок реагирует на сигнал мгновенно, не оценив обстановку, он может сделать опасный манёвр, например резко выехать под грузовик. Тот, кто сигналил, спокойно отправится дальше, а вы останетесь разбираться в ситуации. Поэтому игнорировать сигнал — это не слабость, а здравый смысл. Нужно оценивать обстановку и действовать соответствующе.
Как отличить адекватный сигнал от нервного? Сигнал может быть вежливым — например, краткое пип-пип на светофоре, если водитель впереди не заметил, что загорелся зелёный. В таких случаях можно поблагодарить про себя и поехать, но без паники и лишних ускорений. Быстро стартовать в целом не нужно. Лучше аккуратно трогаться, а потом прибавлять газ и быстрее переключаться на повышенные передачи. Если сигнал длинный, резкий, сопровождается агрессивным манёвром — это скорее нервная реакция водителя, которая не заслуживает вашего эмоционального отклика.
К сожалению, агрессивное поведение на дороге — нередкое явление. Одни водители провоцируют, другие пытаются «научить» новичков, тормозя перед ними или создавая опасные ситуации.
— Самое важное правило: не нужно стремиться что-то доказать. Если вас пытаются подрезать, спровоцировать или замедлить, лучше просто сбавить скорость и двигаться спокойно. Водитель, который решил вас «учить», может просто проехать дальше. А если вы поддадитесь на провокацию, это способно привести к неприятным последствиям. Рекомендации такие:
- Приобретите видеорегистратор (желательно с двойной камерой) — это совет всем водителям в принципе.
- Не вступайте в игру.
- Снизьте скорость и включите «аварийку».
- Никогда не делайте резких манёвров.
Сегодня многие выкладывают подобные случаи в TikTok, и иногда этого уже достаточно. Стоит ли обращаться в ГАИ? Если вы считаете, что водитель действительно подверг своим осознанным манёвром серьёзной опасности вас и, например, ваших пассажиров-детей, можно обратиться с видео в ГАИ.
Дмитрий удивляется тому, как некоторые водители совершают грубые нарушения, зная, что практически у каждого автомобиля есть видеорегистратор. Он приводит пример: его брат лишился прав после того, как его подрезали, — машинально вильнул влево, наехав на двойную сплошную.
— В таких ситуациях самое важное — тормозить и оставаться в своей полосе. Кстати, особенно странно видеть грубые нарушения от таксистов, ведь их работа напрямую зависит от водительского удостоверения. Таким образом, спокойное поведение и отсутствие реакции на провокации помогут избежать множества неприятностей на дороге. Однако ошибки неизбежны, особенно в первые месяцы вождения. Главное — не воспринимать их слишком болезненно, а анализировать и двигаться дальше. Даже опытные водители допускают промахи. Разница лишь в том, что они понимают, как их минимизировать.
Ещё одна сложная ситуация для новичков — когда их внезапно пропускает другой водитель. Люди на опыте ожидают, что новичок быстро воспользуется их жестом доброй воли. Но начинающий водитель ещё не умеет быстро принимать решения. Часто к тому моменту, когда новичок осознал, что его пропускают, водитель уже решает: «Раз он не поехал — еду я». И создаётся опасная ситуация. Лучше избегать таких моментов, особенно на первых порах. Если вас пропускают, мысленно поблагодарите, но продолжайте двигаться в рамках своей оценки обстановки.
Другое распространённое явление — нетерпимость к новичкам на парковке.
— Чаще всего это психологически травмированные люди, которые самоутверждаются так. Они считают себя профессионалами, а новичков — помехой. Однажды таксист, подъехав вплотную, нервно сигналил во время параллельной парковки моей клиентки. Но когда неопытный водитель слышит сигнал, он может перепутать педали, что особенно опасно на автомобилях с АКПП, и въехать в сигналящую же машину. Как можно об этом не задумываться!
Также часто среди водителей обсуждается проблема «тошнотов» — тех, кто едет медленнее потока. Однако, по мнению Дмитрия, к авариям приводит именно превышение скорости, а не медленное движение.
— ДТП в первую очередь происходит из-за превышения скоростного режима и нарушения правил маневрирования. По моим наблюдениям, стиль вождения меняется с годами. Медленное движение, часто критикуемое новичками, на самом деле приходит с опытом и пониманием опасных ситуаций. «Пенсионерский» стиль вождения — это не просто медлительность, а осознание последствий. Это дополнительная перестраховка, которая появляется с опытом.
Дмитрий заключает: понимание базовых принципов и психологическая устойчивость — ключ к безопасному и уверенному вождению.
Вероника Гамзюкова
Фото: архив героя, архив av.by