Найти в Дзене

Ребенок плохо разговаривает — когда стоит волноваться?

Оглавление

Когда ребенок впервые начинает лепетать, родители просто тают от умиления. Эти «ма-ма», «ба-ба», «бу» — такие забавные, такие трогательные! Но проходит время, малыш растет, а внятной речи все нет. Звуки словно путаются, слова — как будто прячутся где-то на кончике языка. «Р» пропадает, «л» звучит как «в», «ш» превращается в «с», и все это сливается в неразборчивую кашу. Сначала кажется, что перерастет, а потом — вдруг хлоп, и в первом классе всплывают совсем другие проблемы: ребенок пишет буквы зеркально, читает медленно и с ошибками, путается в счете, не может пересказать, о чем только что прочитал.

Это не капризы, не лень и не «особенности характера». Это могут быть признаки дислексии, дисграфии или дискалькулии — нейропсихологических нарушений, которые мешают ребенку учиться и чувствовать себя наравне с другими. И вот тут главное — не махнуть рукой в духе «сам вырастет и догонит». Потому что не догонит, может, и отстанет еще больше: от одноклассников, от самого себя, от жизни, в которой без чтения, письма и счета — никуда.

Дорогие друзья! Если мой контент приносит вам радость и вы хотите поддержать мое творчество, я буду благодарен за вашу помощь. По ссылке вы можете сделать донат. Огромное спасибо за вашу поддержку и внимание!

Когда «первые звоночки» уже звенят

Чаще всего такие нарушения начинают проявляться именно на переходе из детского сада в школу. Малыш, которого в садике хвалили за «усидчивость» и «спокойствие», оказывается не готов к школьной нагрузке, вместо радости от новых знаний он получает недоумение, раздражение учителей, насмешки одноклассников и ощущение «я какой-то не такой».

Если в детском саду ребенок занимался в логопедической группе, то при поступлении в школу ему почти всегда рекомендуют продолжить занятия с логопедом, но часто родители либо не придают этому значения, либо просто не знают, куда обращаться, особенно если в школе специалиста нет.

Дислексия — это не просто «не любит читать»

Признаки:

  • ребенок начал говорить позже сверстников,
  • с трудом запоминает буквы и звуки,
  • читает медленно, делает много ошибок,
  • не понимает, что сам прочитал,
  • избегает чтения, как только можно.
-2

Это не каприз и не лень, это может быть дислексия. И если ее не заметить вовремя, это может вылиться в целый клубок проблем: плохую успеваемость, конфликты с учителями, одиночество в классе, заниженную самооценку.

Дисграфия — когда ребенок пишет, как слышит

Признаки:

  • часто путает буквы, особенно похожие,
  • пишет с зеркальным отражением букв,
  • не может скопировать слово по образцу,
  • почерк не вырабатывается,
  • текст «плавает» по странице.

В основе дисграфии — проблемы с фонематическим слухом, то есть ребенок не улавливает, как звучат звуки, и не может соотнести их с написанием.

Дискалькулия — когда «два плюс три» не дает пять

Признаки:

  • не понимает суть счета,
  • не различает «больше» и «меньше»,
  • путает последовательность чисел,
  • не может «на глаз» определить количество,
  • не улавливает смысл математических операций.

Причина — особенности развития мозга, а иногда и тяжелые эмоции, связанные с обучением счету. Например, если ребенка ругали за ошибки, давили, заставляли учить «через слезы».

-3

Как помочь?

  • Начинать учить счет с 3 лет, проговаривая каждое действие вслух,
  • Показывать наглядно, а не абстрактно,
  • Работать над памятью и вниманием,
  • Не заставлять! Иначе придет стресс и полное отторжение.

Главное — не стыдиться и не игнорировать

Дети, у которых есть дислексия, дисграфия или дискалькулия, не глупые, они просто воспринимают информацию иначе. Они могут стать отличными программистами, математиками, художниками, дизайнерами, если вовремя получат нужную помощь. Как показывает практика, такие особенности часто сопровождают по жизни даже очень талантливых людей. Известный балетный танцовщик Сергей Полунин, например, страдает дислексией, но это не помешало ему стать премьером Лондонского королевского балета.

Именно поэтому так важно как можно раньше обратиться к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Это не про «лечить», это про раскрыть потенциал, снять барьеры, помочь ребенку чувствовать себя в безопасности — в школе, дома и в жизни.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также: