Найти в Дзене
Smapse News: Образование и наука

Поколение Альфа: как живут цифровые дети, которые не читают длинные тексты

Оглавление

Что будет, когда они вырастут и придется общаться не только через эмодзи?

Цикл теории поколений, которую в свое время предложили Нейл Хоув и Уильям Штраус, замкнулся на зумерах в 2010 году. И вместо того чтобы продолжить движение по греческому алфавиту, начался новый отсчет — с Альфы, с детьми, родившимися после 2010 года. Это уже совершенно другая история. Их называют первыми по-настоящему цифровыми людьми. Они освоили планшеты раньше, чем научились завязывать шнурки! Но за удобством и привычной картинкой скрывается масса нюансов, о которых взрослые зачастую не задумываются.

И вот парадокс: никто из самих альф эту статью наверняка не осилит. Дело не в возрасте или сложности текста, а в банальном умении удерживать внимание — им неинтересно читать больше двух-трех предложений подряд. И дело даже не в том, что они «плохие» или «ленивые» — просто их мозг уже по-другому обрабатывает информацию. Поэтому этот разговор — для тех, кто еще помнит, как листать бумажные книги, общаться без смайлов и договариваться словами, то есть для бабушек, дедушек, родителей и старших братьев и сестер.

Дорогие друзья! Если вам нравится то, что я делаю, и вы хотите поддержать мой проект, буду очень благодарен за любой вклад. Вы можете сделать донат по ссылке. Спасибо за вашу поддержку и вдохновение!

Кто такие эти альфы и почему их принято идеализировать

Про нынешних детей модно говорить с придыханием: мол, родились с гаджетом в руке, сами находят мультфильмы на Rutube, моментально разбираются в любой программе… А ведь это будущее: именно они будут работать с искусственным интеллектом, осваивать технологии, про которые сейчас можно только догадываться, и жить в мире тотальной цифровизации. Так-то оно так, только вот тот мир, в котором они родились, создали не они.

Все цифровые технологии, соцсети, беспроводные наушники, искусственный интеллект и виртуальная реальность — дело рук поколения Х и миллениалов: тех, кто помнит жизнь без интернета, кто мог провести сутки без электричества и не умереть от скуки. Это они придумали платформы, софт и железо, на которых сегодня выросли альфы. А вот смогут ли эти дети поддерживать и развивать этот мир — большой вопрос.

Чтобы альфы не стали просто потребителями цифровых благ, важно уже сейчас обращать внимание на слабые места, в первую очередь — на их жизнеспособность вне интернета.

-2

Они отлично ладят с техникой, но теряются в живом общении

Наблюдая за альфами, сложно не заметить: они действительно блестяще справляются с гаджетами — легко находят нужное приложение, быстро осваивают любое устройство. Но вот что тревожно: это часто происходит в ущерб воображению! Если ребенок рисует на планшете, то он ограничен рамками программы, а если на бумаге — может дорисовать все, что придумает: цветок, радугу, динозавра рядом с домиком.

И вроде бы все исследования твердят: современным детям важна персонализация и свобода выбора. Но какая это свобода, если выбор заранее задан? Как в старом психологическом приеме: хочешь кашу из синей или из зеленой тарелки? Ребенок счастлив от возможности выбирать, но ведь каша все равно одна и та же, верно?

То же самое происходит с их страницами в соцсетях, подписками и контентом. У каждого вроде бы «свое», а по сути — одна и та же каша, только в разных тарелках.

Многозадачность или рассеянное внимание?

Современные дети живут в режиме многозадачности. Переписка в мессенджере, ролики, игры, а фоном — видео с блогером, который рассказывает, как играет в другую игру. И кажется, что это навык будущего! Но у специалистов на этот счет другое мнение — на самом деле способность концентрироваться на одной задаче у них почти не развита.

Формат восприятия информации у альф — клиповый: картинки, короткие фразы, видео по 15 секунд. Длинный текст — стресс. Отсюда сложности с анализом и синтезом: внимание быстро перескакивает с одного объекта на другой, а способность глубоко проработать проблему снижается. А ведь без этого сложно не только учиться, но и выстраивать отношения, вести переговоры, строить карьеру.

-3

Проблемы с живым общением

Именно здесь у альф самый большой пробел. Они почти не общаются вживую: даже сидя рядом, дети часто общаются с помощью сообщений. Парадоксальные диалоги на площадке вроде: «Я тебе мем скинул, посмотри». — «А, вижу, смешно» — стали нормой.

И беда не только в отсутствии живой речи. Именно в таких контактах дети учатся понимать эмоции других людей, считывать настроение по выражению лица, голосу, жестам. А когда все это подменяется перепиской с эмодзи, эмоциональный интеллект практически не развивается.

Они плохо различают эмоции

Кажется удивительным, но факт: способность понимать эмоции мы получаем не с рождения, этому нужно учиться! Через общение, через наблюдение за взрослыми и другими детьми. А если основное взаимодействие происходит через экран, откуда взяться этому опыту?

Поэтому все чаще встречаются дети, которые не могут сказать, что они сейчас чувствуют, не понимают, как можно по-другому отреагировать на ситуацию. Отсюда и всплеск диагнозов вроде псевдоаутизма — не потому что у детей действительно расстройства, а потому что у них нет опыта живого эмоционального взаимодействия.

Некоторые воспитатели уже начали проговаривать с малышами эмоции: «Ты сейчас злишься? А что тебя разозлило? А что можно сделать, чтобы стало легче?». И такая работа действительно дает результат. Но это пока исключение, а не правило.

Будущие долгожители с неопределенным качеством жизни

-4

С медицинской точки зрения у поколения альфа есть все шансы прожить дольше своих предшественников, современные технологии здоровья и продления жизни стремительно развиваются. Но будет ли эта жизнь полноценной — открытый вопрос. Ведь долголетие само по себе ничего не значит, если человек не умеет общаться, радоваться, сострадать, мечтать и сопереживать, если не способен сосредоточиться на одной задаче, разобраться в сложной информации и сделать выводы.

И что теперь с этим делать?

Конечно, никто не предлагает отменять технологии и отнимать гаджеты! Мир уже стал другим, и детям предстоит жить в нем. Но вот научить их жить не только в «цифре» — задача родителей, педагогов и всех, кто влияет на воспитание. Важно вовремя замечать слабые места: помогать развивать эмоциональный интеллект, тренировать внимание, поощрять живое общение и учить анализировать информацию. Чтобы будущее действительно оказалось в надежных руках — и чтобы эти дети не только жили долго, но и счастливо.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: