На третий выпуск дневника испытаний выпали 2 короткие праздничные недели. Но российские лётчики-испытатели порадовали полётами даже на праздники. Особенно отличился в этом плане Ил-114.
Важная оговорка. В связи с активным использованием средств радиоэлектронной борьбы участились сбои в работе сайтов-радаров, отслеживающих полёты. В последнее время технические параметры многих рейсов (длительность, высота, скорость) часто оказываются неполными либо искажёнными. В отдельных случаях не удаётся восстановить полный профиль полёта с использованием даже 3-4 источников информации. Просьба к подписчикам ответить в комментариях важны ли для вас эти технические детали полёта или достаточно будет указывать только факт полёта и его дату?
Ил-114-300 - 11 полётов
Борт 54115 (второй опытный) - 5 полётов
- 28 апреля, понедельник. 119-й полёт. Аэропорт взлёта и посадки - Третьяково (Луховицы). На радарах зафиксирован только конечный участок полёта в 35 минут, но реальная длительность полёта по косвенным данным составила более 3 часов. Максимальная высота - 6700 метров, максимальная скорость - 530 км/ч (данные неполные).
- 29 апреля, вторник. 120-й полёт. Луховицы. В воздухе 6 часов 20 минут. Максимальная высота - 7300 м, максимальная скорость - 583 км/ч. Рекордный по длительности испытательный полёт. За время полёта Ил-114-300 преодолел более 2800 км. Заявляемая на сайте ОАК дальность самолёта с максимальной нагрузкой в 2 раза меньше - 1400 км.
- 2 мая, пятница. 121-й полёт. Луховицы. В воздухе 3 часа 34 минуты. Максимальная высота - 4400 м, максимальная скорость - 420 км/ч.
- 8 мая, четверг. 122-й полёт. Луховицы. В воздухе 1 час 39 минут. Максимальная высота - 7000 м, максимальная скорость - 550 км/ч.
- 11 мая, воскресенье. 123-й полёт. Луховицы. В воздухе 4 часа 33 минуты. Максимальная высота - 7300 м, максимальная скорость - 560 км/ч.
За апрель 54115 выполнил 20 полётов и налетал более 70 часов. Общий налёт борта 54115 преодолел отметку в 360 часов.
Борт 54116 (третий опытный) - 6 полётов
- 29 апреля, вторник. 3-й полёт. Аэропорт взлёта и посадки - Восточный (Ульяновск). Длительность - 3 часа 20 минут. Максимальная высота - 7100 метров, максимальная скорость - 555 км/ч. После окраски в корпоративную ливрею ОАК борт 54116 выполнил в Ульяновске 5 испытательных полётов.
- 1 мая, четверг. 4-й полёт. Ульяновск. В воздухе 4 часа 15 минут. Максимальная высота - 7100 м, максимальная скорость - 580 км/ч. Почти половина полёта проходила на высоте от 200 до 300 метров.
- 2 мая, пятница. 5-й полёт. Ульяновск. В воздухе 2 часа 48 минут. Максимальная высота - 7100 м, максимальная скорость - 620 км/ч.
- 3 мая, суббота. 6-й полёт. Ульяновск. В воздухе 5 часов 16 минут. Максимальная высота - 4000 м, максимальная скорость - 580 км/ч. Рекордный по длительности полёт для данного борта.
- 4 мая, воскресенье. 7-й полёт. Ульяновск. В воздухе 3 часа 24 минуты. Максимальная высота - 7100 м, максимальная скорость - 580 км/ч.
- 6 мая, вторник. 8-й полёт. Перелёт из Ульяновска на базу в Луховицы. В воздухе 1 час 52 минуты. Максимальная высота - 6700 м, максимальная скорость - 450 км/ч.
Общий налёт борта 54116 превысил 23 часа.
Суперджет - 6 полётов
Борт 97021 (первый опытный, российские системы, двигатели SaM-146)
После 25 апреля полётов не выполнял.
Борт 97012 (второй опытный, импортные системы, двигатели ПД-8) - 5 полётов
- 28 апреля, понедельник. 10-й полёт. Аэропорт взлёта и посадки - Дзёмги (Комсомольск-на-Амуре). Длительность - 3 часа 20 минут. В ходе полёта Суперджет с двигателями ПД-8 достиг максимальной высоты 12200 метров и максимальной скорости 892 км/ч. На максимальной высоте самолёт провёл 2,5 часа. Проведена оценка топливной эффективности маршевой силовой установки. На средней высоте выполнена проверка работоспособности двигателя на нулевой нормальной перегрузке, достигнут режим невесомости в соответствии с программой испытаний. По результатам полёта на всех проверенных режимах двигатели ПД-8 продемонстрировали устойчивую работу.
- 30 апреля, среда. 11-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. В воздухе 2 часа 38 минут. Максимальная высота - 12200 м, максимальная скорость - 875 км/ч. Большая часть полёта вновь проходила на максимальной высоте.
- 5 мая, понедельник. 12-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. В воздухе 2 часа 38 минут. Максимальная высота - 6150 м, максимальная скорость - 640 км/ч.
- 7 мая, среда. 13-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. На радарах зафиксирован только конечный участок полёта в 40 минут, но реальная длительность полёта по косвенным данным составила более 4 часов. Максимальная высота - 5300 м, максимальная скорость - 420 км/ч (неполные данные).
- 11 мая, воскресенье. 14-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. В воздухе 1 час 20 минут. Максимальная высота - 7400 м, максимальная скорость - 565 км/ч.
12 мая борт снова летает. На момент публикации статьи в воздухе уже более 3 часов. Подробности в следующем выпуске дневника испытаний через 2 недели.
За апрель борт 97012 выполнил 8 полётов и налетал 25 часов. Общий налёт борта 97012 приближается к 40 часам.
Борт 97023 (третий опытный, российские системы, двигатели ПД-8) - 1 полёт
29 апреля, вторник. 2-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. В воздухе 2 часа 7 минут. Максимальная высота - 7700 м, максимальная скорость - 730 км/ч. Для сравнения напоминаем параметры первого полёта - 40 минут, 3100 м, 538 км/ч.
Ту-214
Борт 64509 (Летающая лаборатория Ту-214)
После 17 апреля самолёт в воздух не поднимался. За апрель выполнил 11 полётов и налетал более 60 часов.
МС-21 - 4 полёта
Борт 73055 (пятый опытный, частичное импортозамещение, двигатели ПД-14)
- 29 апреля в Иркутске пятый опытный МС-21-310 выполнил свой первый после замены оборудования полёт. Полёт длительностью 1 час 15 минут проходил на высоте до 2550 м с максимальной скоростью 616 км/ч. На МС-21 (борт 73055) заменён ряд иностранных систем. Самолёт получил российский комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в том числе вычислители, коммутаторы, навигационные системы и радиосвязное оборудование, отечественную вспомогательную силовую установку, системы кондиционирования воздуха и регулирования давления, светотехнику, пульты самолетных систем. Отечественные компоненты включены также в состав системы электроснабжения, гидросистемы и шасси.
- 5 мая, понедельник. 2-й полёт. Иркутск. В воздухе 1 час 8 минут. Максимальная высота - 11000 м, максимальная скорость - 750 км/ч. В полёте борт поднимался до своего практического потолка в 11 км.
- 6 мая, вторник. 3-й полёт. Иркутск. В воздухе 3 часа 45 минут. Максимальная высота - 11000 м, максимальная скорость - 893 км/ч. В полёте борт достиг максимальной скорости на эшелоне 11 км. Этим полётом борт завершил заводские доводочные испытания и готов приступить к выполнению сертификационной программы.
- 7 мая, среда. 4-й полёт. Перелёт из Иркутска в Жуковский. В воздухе 6 часов 8 минут. Максимальная высота - 11000 м, максимальная скорость - 800 км/ч.
Борт 73057 (шестой опытный, полное импортозамещение, двигатели ПД-14)
Самолёт находится в цехе окончательной сборки Иркутского авиазавода под током. Первый полёт ожидается в конце июня.
Ил-96-400М - 1 полёт
Накануне дня Победы, 8 мая, самолёт Ил-96-400М (бортовой номер 96115) совершил свой второй полёт перелетев с заводского аэродрома Придача (Воронеж) в Жуковский. Радары зафиксировали только конечный участок полёта в 16 минут. Реальная длительность полёта скорее всего 45-50 минут. Максимальная высота - 4500 м, максимальная скорость - 640 км/ч (неполные данные).
Первый раз борт 96115 поднялся в небо 1 ноября 2023 года. Первый полёт продолжался 26 минут, на высоте до 2000 м и скорости до 390 км/ч.
Промежуточные итоги сертификации
Наш мини-рейтинг продвижения проектов ОАК на 11 мая 2025 года выглядит примерно так.
- Ту-214 - 47%.
- Ил-114-300 - 45%.
- Суперджет - 36%.
- МС-21 - 32%.
Предыдущие выпуски дневника испытаний для новых читателей: №1 (31 марта-13 апреля), №2 (14-27 апреля).
Промежуточные итоги сертификационной недели и другие важные новости российского авиапрома можно найти в нашем Телеграм-канале.