Я попыталась утешить подругу, но, к моему удивлению, Марина оттолкнула мою руку. «Это все из-за тебя! — прошипела она. — Если бы не эта работа на Романа, Максим никогда бы не встретил эту женщину и не оставил меня. Ты разрушила наш брак. Я не хочу тебя знать!»
«Не делай добра — не получишь зла». Эту истину мне пришлось познать на собственном опыте. До этого я руководствовалась другими принципами, которые мне внушали с детства: не будьте равнодушны, когда видите нуждающегося человека. Добро возвращается. Порядочный человек никогда не оставит без помощи тех, кто рядом.
Каждый, наверно, слышал эти высказывания тысячу раз. Я тоже. И однажды я приняла их близко к сердцу. Хотя сейчас я об этом искренне жалею.
Марина была одной из первых соседок, с которыми я познакомилась после переезда. Мы с мужем купили квартиру в новом многоквартирном доме, заселённом в основном молодыми семьями. Вокруг все стучали и сверлили — все делали ремонты. Марина позвонила к нам, чтобы одолжить дрель.
Хоть у нас и не было дрели, я пригласила свою соседку на кофе, и так началась наша дружба. Она была косметологом по профессии и, как и я, находилась в отпуске по уходу за ребёнком. У Марины был сын Кирюша. У нас — дочь Оля.
Разница в возрасте между детьми составляла всего три месяца, поэтому неудивительно, что вскоре мы стали проводить целые дни вместе. Утром мы обычно встречались на игровой площадке. Мы брали с собой кофе в термосе и домашнее печенье, и пока Оля и Кирюша веселились на горках и качелях, мы сидели на скамейке, попивая кофе и обсуждая все заботы и радости предыдущего дня. Обычно это были позитивные разговоры — нам не на что было жаловаться.
Наши мужья зарабатывали не так уж плохо, отношения в семьях и с родственниками тоже были довольно благополучными. Мой Роман управлял транспортной компанией вместе со своим братом — они занимались перевозкой грузов по всей стране. Это был маленький бизнес — братья купили несколько грузовиков и наняли нескольких водителей. Дела у них шли неплохо, хотя Роман каждый день жаловался, что заказов стало гораздо меньше, чем несколько лет назад, когда они только начинали.
Муж Марины, Максим, работал кладовщиком в крупной оптовой компании, торгующей оборудованием для заведений общественного питания. Несмотря на то, что работа была тяжёлой и вставать ему приходилось в пять утра, он не жаловался — все трудности компенсировались заработками, которые позволяли ему содержать семью.
Даже когда в 2020 году грянула пандемия COVID-19 и многие остались без работы и зарплаты, у нас с Мариной ничего существенно не изменилось.
***
Но однажды кое-что всё же произошло. Тем утром я купила свежие пончики в местной пекарне, наполнила термос кофе и отправилась с дочкой на площадку. Я ждала, что Марина попробует их вместе со мной, но моя подруга опаздывала.
— А где Кирюша? — спрашивала у меня Оля. — Он придёт на площадку?
Я и сама хотела бы это знать. После часа ожидания я наконец позвонила своей подруге.
— Марина, вы где? Кофе остывает, мы с Олей вас ждём… — начала я, но уже через несколько секунд поняла, что что-то не так. Марина плакала. — Что случилось? Ты заболела? С Кириллом всё в порядке? — засыпала я её вопросами.
— Спасибо, мы здоровы. Всё в порядке. Но… Максим потерял работу. Я не знаю, что мы теперь будем делать! — подруга снова расплакалась.
С трудом мне удалось уговорить её рассказать мне всё с самого начала. Оказалось, компания Максима уже давно сталкивалась с проблемами, вызванными пандемией. Крах наступил, когда стали закрываться кафе и рестораны. Больше никто не покупал у них печи, холодильники и специальные столы. Владельцам пришлось закрыть бизнес.
— Начальство уехало за границу, а сотрудников просто отправили домой, даже не выплатив последнюю зарплату! — рыдала Марина.
Я пыталась успокоить её, говоря, что Максим — хороший профессионал и легко найдёт новую работу, но я не верила в то, что говорила. Мы обе знали, что из-за пандемии ситуация на рынке труда была очень сложной, компании, наоборот, избавлялись от сотрудников вместо того, чтобы нанимать новых. А у Марины и её мужа был ипотечный кредит на квартиру и никаких сбережений.
***
Тем вечером я рассказала мужу о проблеме наших соседей.
— Что я могу им посоветовать? — вздохнул Роман. — У многих сейчас такая проблема…
— Но это моя подруга, — тихо сказала я. — Наша Оля каждый день играет с её сыном. Речь идёт не о каком-то незнакомом человеке, Максим — наш сосед. Может быть, для него найдётся место в вашей компании?
— Ира, транспорт почти остановился, мы делаем всё возможное, чтобы не увольнять людей, куда уж нанимать новых! — фыркнул Роман, но я уговорила его, что он хотя бы попытается что-нибудь сделать.
Через несколько дней решение всё же было найдено.
— Пусть Максим придёт к нам в офис , — как-то вечером сказал Роман. — К нам обратился оптовый продавец фармацевтической продукции. Мне понадобится водитель для небольшого фургона для поездок по стране, по крайней мере на несколько месяцев. У него хотя бы есть водительские права?
— Не знаю, — вздохнула я, только потом поняв, что даже такой элементарной вещи я не учла. До утра я переживала о том, что будет, если с этой работой не получится... Или наш сосед обидится, что муж предложили ему работу водителя? Может быть, он рассчитывает на что-то более престижное? К счастью, мои опасения не подтвердились. У Максима были водительские права нужной категории, и он с радостью принял предложение работать в компании Романа.
— Мне нравится разъезжать на грузовике, — с энтузиазмом сказал он. — Это даже лучше, чем перетаскивать тяжести на складе.
Так кризис в семье моей подруги был предотвращён. Благодаря моим усилиям. Максим начал работать в компании Романа, а мы с Мариной вернулись к нашим старым привычкам. К сожалению, наше благополучие длилось недолго.
***
Примерно через полгода после того, как Максим начал работать водителем, Марина пришла ко мне крайне обеспокоенная.
— Послушай, — начала она без предисловий. — Ты не замечала, что в последнее время мой муж стал вести себя как-то иначе?
Я не знала, что на это ответить. Я видела Максима совсем не часто, разве что время от времени, когда он приносил моему мужу какие-то документы. Этого было слишком мало, чтобы составить мнение о его поведении.
— О чём ты? — попыталась я успокоить подругу. — Может, он просто устал. Эти постоянные поездки… Сутками в дороге — это нелегко.
Но Марина лишь махнула рукой.
— Я знаю Максима с начальной школы, — твёрдо сказала она. — Что-то не так.
И она рассказала мне, что именно у них происходит. В последние месяцы её муж приходит домой измученным. Раньше он садился с ней ужинать и рассказал ей, как прошёл день. Теперь у него появилась привычка запираться в спальне с телефоном. А когда она попыталась выяснить, с кем он переписывается, он пришёл в ярость и закричал, что имеет право немного отдохнуть, и чтобы его не доставали.
— Самое худшее, что он полностью потерял ко мне интерес как к женщине, — вполголоса сообщила Марина. — Раньше мы были, как влюблённые подростки, а теперь он всё время говорит, что устал и что я должна оставить его в покое.
— Может быть, он действительно устал? Роман сказал, что в последнее время у них было много работы. Я посмотрела на подругу с беспокойством, не уверенная в её опасениях.
Марина лишь горько улыбнулась:
— Не волнуйся, я могу определить, когда мой муж врёт. И это именно тот случай. Мне просто интересно, зачем он это делает. И у меня есть некоторые подозрения.
И тогда Марина рассказала мне то, о чём она думала уже некоторое время.
В самом деле, несколько недель назад мы обсуждали одну печальную историю. Один из сотрудников Романа и Максима долгое время болел раком, но никому не рассказывал о своём состоянии — не хотел обременять этим свою жену и детей. И только когда симптомы стали серьёзными, а болезнь приняла необратимый характер, он признался во всём дома и на работе. К сожалению, этот человек вскоре умер, все были шокированы.
— Максим сказал мне тогда, что тот парень поступил правильно, и что если бы он сам заболел, то вёл бы себя точно так же, как тот человек, — с ужасом сказала Марина. — Конечно, я говорила ему, что это неправильно, что если бы его близкие знали, то постарались бы ему помочь, но Максим стоял на своём... Боюсь, что с моим мужем произошло что-то вроде этого... Эти тёмные круги под глазами, землистый цвет лица... Кроме того, он недавно похудел на несколько килограммов. Такое не может быть без причины. Я пыталась поговорить с ним о его здоровье, но он надо мной посмеялся. Но я же вижу, что он что-то скрывает...
***
Я с ужасом уставилась на Марину. Внезапно всё встало на свои места. Понятно, откуда у него депрессия, нежелание секса, его странная усталость...
— Нельзя это так оставить, — прошептала я. — Нужно выяснить, что происходит.
Был только один способ — надо было выяснить, как проходит день Максима, и узнать, посещает ли он тайком больницу или поликлинику. Марина была полна решимости, ведь речь шла о здоровье её мужа, отца её ребёнка. И я, конечно, готова была помочь чем могу.
***
Возможность появилась раньше, чем мы ожидали. Через несколько дней после нашего разговора Максим сообщил Марине, что он вернётся домой вечером не как обычно, а на несколько часов позже, поскольку ему выписали дополнительный маршрут.
— Я уверена, что речь идёт о каком-то обследовании, — прошептала мне Марина. — Но как узнать, в какую больницу он отправится?
Конечно, я предложила подруге свою помощь. Дело в том, что до своего выхода в декрет я тоже работала в компании своего мужа — диспетчером. И на моем телефоне до сих пор стояло приложение с доступом ко всем документам, путевым листам и маршрутам всех грузовиков.
— У Романа есть записи маршрутов всех водителей, — сказала я подруге, включая приложение. — Мы можем легко проверить все передвижения твоего мужа сегодня…
Я открыла страницу с маршрутами водителей. Я знала, где искать информацию, за три года ничего не забыла.
— Вот! — сказала я в какой-то момент. — Путевой лист Максима на сегодня.
Я оторопело уставилась в телефон.
— Согласно записям, он закончил работу в 14.00…
Мы многозначительно переглянулись.
— Ну вот, всё именно так, как я и подозревала, — прошептала Марина. — Нет никакой дополнительной работы — он пошёл к врачу. Но как узнать, куда именно?
Я уже собиралась беспомощно развести руками, когда меня осенило! В приложении была карта передвижения всех грузовиков в реальном времени. По идее, фургон, на котором ездил муж моей подруги, должен был находиться в гараже компании, но его там не было.
Я без труда обнаружила на карте грузовик Максима по его регистрационному номеру. Не знаю, чего я ожидала. Возможно, он находился рядом с какой-то клиникой или онкоцентром. Может быть, по этому адресу была больница…
Мы с Мариной вызвали такси и отправились по адресу, найденному на карте. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что фургон Максима стоит не возле больницы или медицинского центра, а возле неприметного отеля на окраине города.
— Что это значит? — прошептала Марина, внезапно побледнев.
Я не знала, что ей ответить, но мне в голову пришли самые худшие подозрения, которые я не осмелилась произнести вслух. На минуту мы задумались, как нам найти комнату, где остановился Маринин супруг, но нам не пришлось ничего искать. Мы увидели Максима у входа в отель. Он вышел, улыбаясь, и обнял молодую блондинку с ногами от ушей, которая шла ему навстречу.
— Я знаю её, — прошептала я, едва скрывая свой ужас. — Это диспетчер нашей компании, Анька, которая заменила меня, когда я ушла в декрет.
После этого события развивались стремительно. Марина взорвалась от гнева с силой, о которой я даже не подозревала. Она подлетела к парочке и потребовала объяснений. Не знаю, как она удержалась, чтобы не вцепиться в волосы своей сопернице или своему неверному мужу...
Сначала Максим пытался как-то отмазаться, но потом он, похоже, утратил энтузиазм даже к этому.
— Наш брак всё равно висел на волоске, — прорычал он. — Я рад, что наконец всё прояснилось, потому что я нашёл настоящую любовь.
После этих слов он обнял свою партнёршу и, отвернувшись от Марины, как будто их ничто не связывало, направился в отель.
Моя подруга впала в настоящую истерику, я попыталась её успокоить, но, к моему удивлению, Марина оттолкнула мою руку.
— Это всё твоя вина! — крикнула она. — Если бы не работа в компании твоего мужа, Максим никогда бы не встретил эту лахудру и никогда бы не оставил меня. Ты разрушила наш брак! Ты оставила без отца моего сына! Я не хочу тебя знать!
Я попыталась оправдаться, говоря, что при чём же здесь я? Я, наоборот, пыталась ей помочь... Но Марина вела себя так, будто сошла с ума. Я надеялась, что это она из-за шока, и через несколько дней остынет и передумает. К сожалению, я ошибалась.
Её муж съехал от неё, Марина осталась одна с ребёнком. Она выходит с Кириллом во двор, проходит мимо меня, не здороваясь, а при любой попытке контакта с моей стороны отворачивается и смотрит в другую сторону, поджав губы.
Моя дочь всё время спрашивает, почему Кирюша больше не играет с нами. Как объяснить то, что произошло, трёхлетнему ребенку? Обычно я говорю, что Кирюша немного приболел, а сама всем сердцем сожалею о том, что решила помочь Марине. И даю себе слово, что больше никогда в жизни...
Может быть, если бы я не нашла Максиму эту работу, они всё равно бы расстались? Не знаю. Но по крайней мере, у Марины не было бы оснований меня обвинять.
Читайте ещё истории из жизни: