Найти в Дзене
Мама Люба

«Сладость или гадость!» — крикнул маленький мальчик, и я узнала в нём своего сына

День поминовения усопших всегда напоминает мне о любимых членах семьи, которых я потеряла, но в прошлом году я пережила нечто необычное. Я верю, что это был не просто сон...

Тяжело терять любимого человека... Я посмотрела на цветы в горшках на веранде и подумала, что в этом году впервые муж не поможет мне отнести их на кладбище после Пасхи в родительскую субботу. Также мне самой надо будет не забыть взять с собой спички, чтобы зажечь свечи в лампадках. Мне придётся всем этим заняться самой. Я поставлю один из цветочных горшков на могилку Стасика, а второй — на могилу мужа. Всё ещё свежую...

Мой муж умер прошлым летом во время аномальной жары. Его слабое сердце не выдержало, и я осталась одна в этом мире... Ну, может, и не одна, ведь у меня есть дети, которые меня утешают и поддерживают. Но они уже взрослые и живут своей жизнью. Я знаю, что они позаботятся обо мне, когда я буду нуждаться в помощи, но я никогда ни с кем не смогу разговаривать так, как мы говорили с мужем за кофе с песочным печеньем...

Песочное печенье! Внезапно мне захотелось испечь его. Я не делала этого уже несколько месяцев, особенно с тех пор, как умер Антон. Я как-то не могла... Это печенье слишком напоминало мне моего мужа и наши уютные вечера вдвоём за разговорами или просто в тишине...

А ещё это печенье напоминало мне Стасика... Он так его любил! Он обмакивал каждое печенье в молоко и с удовольствием съедал, громко причмокивая.

— Не чмокай! — говорила я ему. — Надо есть тихо.

Но он отвечал с серьёзным видом:

— Мамочка, мне приходится, потому что так есть печенье вкуснее всего!

Я тогда смеялась, а Стасик продолжал есть печенье, громко причмокивая на всю кухню. Я позволяла этому ребёнку делать всё, что он хочет. Это и неудивительно. В конце концов, он был моим любимым первенцем, и я никогда не могла устоять перед его ласковым взглядом и просьбами. Когда я покупала ему новые игрушки, мне нравилось представлять, кем он станет в будущем. Может быть, врачом, а может быть, пожарным, а может, просто водителем — он так любил машинки... К сожалению, мне так и не удалось этого узнать, потому что Стасик умер через несколько дней после своего шестого дня рождения...

Не знаю, как я пережила это... Я думала, моё сердце разорвётся. Это был несчастный случай, и даже сегодня при воспоминании об этом у меня стынет кровь в жилах. Стасик играл во дворе вместе с соседским мальчиком. Мы были уверены в их безопасности, ведь что могло случиться, когда всего в десятке метров от них находились взрослые?

Мальчики влезли на большую кучу песка, оставшуюся после строительства дома. Гора песка притягивала их, как магнит. Они гонялись друг за другом вокруг этой кучи каждый день, поэтому никто не ожидал, что песок рухнет... Прямо на Стаса. Когда песок посыпался на моего ребёнка, его друг сначала не понял, что происходит. Он испугался только тогда, когда Стасик исчез под песком... Он позвал родителей, взрослые взялись откапывать Стаса, но было уже поздно. Попытка реанимации не увенчалась успехом, мой Стасик задохнулся.

Когда я узнала о смерти сына, я была уверена, что не выживу, что жизнь остановилась для меня. Он был таким маленьким и холодным, когда я посмотрела на него в последний раз... Но каким-то образом моё сердце выдержало, я пережила этот удар. Думаю, это только благодаря моему мужу — Антон поддерживал меня всё время. Он тоже страдал, но находил в себе силы постоянно поддерживать меня...

Потом я родила ещё двух девочек, которые сейчас стали уже взрослыми женщинами, у них уже есть свои дети. Я люблю их обеих, но часто я думаю о своём сыне. Каким бы он был сейчас, если бы не тот ужасный несчастный случай? Я смотрю на своих внуков, которые примерно того же возраста, что был Стасик, и ищу в их лицах сходство со своим сыном.

Я достала продукты — муку, масло, яйца, и приготовила любимое печенье моих мужа и сына — песочное с изюмом. Я отнесу его на кладбище в Поминальную субботу и оставлю на могилах.

Раскатывая тесто, я вспомнила, когда пекла это печенье в последний раз — это было прошлой осенью, пару месяцев спустя после смерти Антона. Тогда я почему-то целый вечер думала о муже, вспоминала его слова, его заботу и доброту. И почему-то мои руки сами потянулись к банке с мукой, и я внезапно поняла, что замесила тесто на печенье.

«Ну и что, что теперь его некому есть, — подумала я. — Пусть будет», — улыбнулась и добавила немного изюма. Как раз так, как любил Антон...

Готовое печенье я положила в жестяную коробку и поставила в буфет, подумала, что возможно, на днях заглянут дочери с внуками — будет чем угостить. А вечером, когда я раздумывала, включить телевизор или почитать книгу, вдруг раздался звонок у ворот нашего дома.

Было уже поздно, и я не ждала гостей. Я выглянула в окно, думая, кого это привело к моему порогу, и вдруг поняла, что сегодня Хэллоуин! Этот американский обычай дошёл и до нас, разделив людей на два лагеря. Некоторые считают этот праздник изобретением дьявола и упорно игнорируют его, в то время как другие считают, что это просто безобидная игра в страшилки с переодеванием.

Я выросла в Молдавии, там всегда было много цыган. Как известно, в День всех святых они поминают умерших на кладбище, оставляя там сладости. В детстве мы часто бегали искать «цыганские» конфеты на могилах, поэтому обычаи Хэллоуина меня не возмущают. Дайте детям поиграть. У них ещё будет время увидеть менее дружелюбное лицо смерти...

В тот вечер, на Хеллоуин прошлой осенью, я взяла тарелку с конфетами из гостиной и пошла открывать калитку. Я решила, что пришли соседские дети. В нашем дворе горел только один фонарь, в свете которого я увидела у ворот неясную фигуру ребёнка.

Когда я открыла калитку, какое-то мгновение в полумраке я не могла разглядеть его лица, но как только он приблизился и лампа, висящая над входом, чуть больше осветила его... Тарелка с конфетами чуть не выпала у меня из рук!

Я смотрела на эти знакомые черты, тёмные глаза и светлые волосы и не могла пошевелиться. Не знаю, сколько бы я простояла так, если бы мальчик не сказал тонким голоском:

— Сладость или гадость!

Я протянула к нему тарелку, и он взял горсть конфет.

— У меня дома есть ещё твоё любимое печенье, — сказала я, едва сдерживаясь, чтобы не дотронуться к нему и не взять на руки. — Ты подождёшь минутку?

Мальчик кивнул, и я быстро пошла на кухню за песочным печеньем. Когда я вернулась, он всё ещё ждал меня у калитки. Я отдала ему всю коробку.

— Вот, песочное с изюмом! — сказала я, пристально вглядываясь в его лицо. У него были румяные щёчки и блестящие глаза.

— Спасибо, я люблю такое с молоком! — сказал он.

— Я знаю, милый, — улыбнулась я.

— Мне пора идти, — сказал он.

— До скорой встречи, — попрощалась я.

Мальчик улыбнулся мне, затем повернулся и побежал к воротам, где маячила чья-то неясная фигура. Я посмотрела туда с недоверием. И, конечно, я его узнала.

— Спасибо, что привёл его ко мне, Антон, — тихо сказал я.

Мой муж кивнул мне, затем взял нашего маленького сына за руку, и они вместе пошли по тропинке вдаль. Я смотрела на удаляющуюся фигурку маленького мальчика, сжимающего под мышкой жестяную коробку с печеньем, пока он не исчез из виду...

Но я уже знала, что когда-нибудь снова его встречу.

Читайте ещё истории из жизни: