Найти в Дзене
Александр Новиков

Эволюция ориентальных стилей как зеркало развития цивилизации. Эпоха барокко и рококо

Дворец Петра Великого Монплезир в Петергофе. Китайский кабинет. Фотография А.Новикова. 2022
Дворец Петра Великого Монплезир в Петергофе. Китайский кабинет. Фотография А.Новикова. 2022

Случайное не случается. Чем дольше ты живешь, тем более в этом убеждаешься. Более пятидесяти лет тому назад меня, тогда еще подростка, реставратор А.Б. Васильева провела по залам волшебного Китайского дворца в городе Ломоносове, в том числе по недоступным для обычных посетителей комнатам, и я впервые услышал это загадочное слово – «шинуазри» - «китайщина». С 1949 года Анастасия Борисовна трудилась почти во всех ленинградских художественных исторических дворцах-музеях. Но наиболее известны ее знаменитые работы с лаковыми росписями дворца Петра III в Ораниенбауме, восстановление китайских расписных тканей в Диванной и Коронной опочивальне Большого Петергофского дворца, в «китайских» комнатах Меншиковского дворца на Васильевском острове (Государственный Эрмитаж). Мы дружили с Анастасией Борисовной долгие годы и, безусловно, я могу считать ее одним из моих главных жизненных учителей. 29 апреля 2025 года ей бы исполнилось 95 лет.

С А.Б.Васильевой в ее мастерской в Меншиковском дворце в Ленинграде. 1983. Фотография из моего личного архива.
С А.Б.Васильевой в ее мастерской в Меншиковском дворце в Ленинграде. 1983. Фотография из моего личного архива.

После столь знаменательного первого знакомства с ориенталистикой в архитектуре и в декоративно-прикладном искусстве впереди у меня было почти шестнадцать лет работы внештатным экскурсоводом в Ораниенбаумском дворцово-парковом музее-заповеднике, а затем, почти за двадцать пять с лишним лет, мне удалось посмотреть и, где это было возможно, изучить и сфотографировать в деталях практически все памятники стиля «шинуазри» в мире, познакомиться с огромным количеством ориентальных архитектурных шедевров.

Японский сад в Буэнос-Айресе. Аргентина. Фотография А.Новикова. 1988
Японский сад в Буэнос-Айресе. Аргентина. Фотография А.Новикова. 1988

Начиная с XVI века, стараниями сначала португальских и испанских мореходов, а уже с семнадцатого столетия, благодаря Британской и Голландской Ост-Индским компаниям, у европейских монархов и богатых влиятельных людей скапливаются колоссальные коллекции восточных редкостей – фарфора, лаковых изделий, эмалей и китайских шелков. С воцарением стиля барокко, с его пристрастием ко всему причудливому и яркому, все эти артефакты, вытащенные из сундуков средневековых замков, выставляются в залах дворцов и особняков. Возникает мода на все восточное не прекращающаяся и поныне.

Фарфоровый кабинет Замка Шарлоттенбург в Берлине. 1706. Фотография А.Новикова. 2019
Фарфоровый кабинет Замка Шарлоттенбург в Берлине. 1706. Фотография А.Новикова. 2019

Справедливо это или нет, но отсчет появления «chinoiserie» принято вести со строительства архитектором Луи Лево Фарфорового дворца в Трианоне и с ориентального декорирования грандиозных празднеств 1686 года, приуроченных к знаменитому сиамскому посольству при дворе Людовика XIV. По давно сложившейся традиции это направление чаще всего связывают с эпохой барокко и рококо, считая, что наиболее яркие примеры «шинуазри» представлены именно в рамках этих художественных стилей.

Фарфоровый Трианон в Версале. Гравюра 1675 года. Иллюстрация из книги Доон Джекобсон. Китайский стиль. М. 2004.
Фарфоровый Трианон в Версале. Гравюра 1675 года. Иллюстрация из книги Доон Джекобсон. Китайский стиль. М. 2004.

Лаковые, а затем фарфоровые кабинеты, выступают вначале лишь как барочные «витрины» экзотических коллекций. Тут необходимо вспомнить залы знаменитых европейских дворцов (например, Китайский кабинет - творение Филиппо Юварра в Королевском дворце Турина или Фарфоровый кабинет Замка Шарлоттенбург в Берлине, созданный в 1706 году бароном фон Гёте), и хоть и небольшие, но не менее интересные интерьеры петергофского Монплезира и Летнего дворца Петра I в Санкт-Петербурге.

Китайский кабинет в Королевском дворце в Турине. Фотография А.Новикова. 2017
Китайский кабинет в Королевском дворце в Турине. Фотография А.Новикова. 2017

Целая группа интерьеров в китайском вкусе – Старый лаковый зал, Круглый и Овальный китайские кабинеты, Голубой китайский салон и, отчасти, Фарфоровую и Миллионную комнаты создаются в 1740-1743 годах для императрицы Марии Терезии в Шёнбруннском замке в Вене.

Дворец Шёнбрунн в Вене. Фотография А.Новикова. 2008
Дворец Шёнбрунн в Вене. Фотография А.Новикова. 2008

В начале XVIII века появляются первые помещения, декорированные китайскими тканями для заказчиков побогаче, как это было в Меншиковском дворце на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, в Большом Меншиковском дворце в Ораниенбауме.

"Китайские" комнаты женской половины Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге. Реставрация тканей XVII века выполнена мастерской А.Б.Васильевой в 1990-е годы. Фотография А.Новикова. 2020
"Китайские" комнаты женской половины Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге. Реставрация тканей XVII века выполнена мастерской А.Б.Васильевой в 1990-е годы. Фотография А.Новикова. 2020

Или их более дешевыми репликами, в том числе выполненными на рисовой бумаге, производство которых было быстро налажено в Англии (например, в Портсмуте). Такие интерьеры можно увидеть в охотничьей резиденции Ступиниджи и замке Раккониджи Савойской династии близ Турина. Практически сразу с развитием моды «на все китайское» европейские художники и зодчие начинают интерпретировать «китайские» сюжеты с той или иной степенью мастерства.

Один из китайских залов дворца Ступиниджи близ Турина. 1740-е годы. Фотография А.Новикова. 2017
Один из китайских залов дворца Ступиниджи близ Турина. 1740-е годы. Фотография А.Новикова. 2017
Китайская опочивальня замка Раккониджи, где останавливался в 1909 году император Николай II рядом с Турином. Не включена в обычный просмотр замка. Фотография А.Новикова. 2017
Китайская опочивальня замка Раккониджи, где останавливался в 1909 году император Николай II рядом с Турином. Не включена в обычный просмотр замка. Фотография А.Новикова. 2017

Иногда встречаются блестящие импровизации на восточные сюжеты, как например один из самых ранних архитектурных шедевров Маттеуса Пёппельмана – ансамбль Пильниц близ Дрездена, созданный для Августа Сильного в 1720-1730-х годах.

Убранство Горного дворца в Пильнице. Фотография А.Новикова.2018
Убранство Горного дворца в Пильнице. Фотография А.Новикова.2018

Но чаще мы видим работы в китайском стиле лишь в интерьерах. Здесь надо отметить известные Купальню и Пагоду в парке дворца Нимфенбург в Мюнхене начала XVIII века.

Интереьер Пагоды в Нимфенбурге. Мюнхен. Фотография А.Новикова. 2013
Интереьер Пагоды в Нимфенбурге. Мюнхен. Фотография А.Новикова. 2013

Очаровательны «китайские» фрески в небольшой пристройке к вилле Вальморана (Вилла с карликами) в Виченце в регионе Венето в Италии, выполненные сыном великого Джованни Баттиста Тьепполо, Джандоменико.

Стоит упомянуть также знаменитый Обезьяний кабинет в замке Шантийи в Пикардии недалеко от Парижа, являющийся образцом уникального французского чувства юмора.

Редчайшим примером отделки деревом в технике маркетри русскими мастерами является Большой Китайский кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме, созданный Антонио Ринальди в 1762-1768 годах. В известной степени развитие «китайского» стиля в изобразительном искусстве и архитектуре было связано с многочисленными экспериментами архитекторов-декораторов с различными новыми для них материалами. Здесь стоит упомянуть Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме, который хоть и не принято напрямую связывать с «шинуазри», однако сюжетно отделка кабинета очень близка «китайщине».

Панно Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме. Фотография А.Новикова. 2014
Панно Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме. Фотография А.Новикова. 2014

Выдающимся примером ювелирного искусства XVIII века, с использованием серебра, золота и огромного количества драгоценных и полудрагоценных камней является поистине главный экспонат знаменитого музея «Зеленые своды» в Дрездене (сейчас в экспозиции «Новые Зеленые своды»). Это серебряное настольное украшение, «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого могола Ауренг Зеба», выполненное Щ. М. Динглингером и его братьями в Дрездене в 1701—1708 годах. И хотя здесь изображается двор Великого Могола в Дели, а не китайского императора в Пекине, это произведение несомненно ярчайший пример использования стиля в ювелирном искусстве.

Особое внимание стоит уделить многочисленным фарфоровым кабинетам, появление которых напрямую связано с «шинуазри». Изначально, как уже упоминавшиеся Фарфоровый дворец в Трианоне и Фарфоровый кабинет в замке Шарлоттенбург, такие кабинеты или целые павильоны создавались для коллекций раритетного китайского и японского фарфора. С развитием керамического искусства и тем более изобретением европейского фарфора этот новый для материка материал становится приоритетом у архитекторов и декораторов XVIII века.

Фарфоровый кабинет Замка Шарлоттенбург в Берлине. 1706. Фотография А.Новикова. 2019
Фарфоровый кабинет Замка Шарлоттенбург в Берлине. 1706. Фотография А.Новикова. 2019

Фарфоровые кабинеты, использующие как китайские мотивы, так и на типично европейские сюжеты буквально захватывают Европу и Россию. Достаточно вспомнить знаменитый, выполненный из фаянса на китайские темы Фарфоровый кабинет дворца Портичи близ Неаполя, сейчас он экспонируется в Музее Каподимонте.

Замок Каподимонте в Неаполе. Фотография А.Новикова. 2010
Замок Каподимонте в Неаполе. Фотография А.Новикова. 2010

Король Карл III, сменивший в 1759 году неаполитанскую корону на Испанию, не смог отказаться от такого вожделенного кабинета и практически воссоздал его в античных формах в Королевском дворце в Мадриде и китайских - в своей пригородной резиденции в Аранхуэсе.

Фарфоровый кабинет в Королевском дворце в Мадриде. Фотография А.Новикова. 2018
Фарфоровый кабинет в Королевском дворце в Мадриде. Фотография А.Новикова. 2018
Фарфоровый кабинет в Королевском дворце в Аранхуэсе близ Мадрида.  Иллюстрация из книги Доон Джекобсон. Китайский стиль. М. 2004.
Фарфоровый кабинет в Королевском дворце в Аранхуэсе близ Мадрида. Иллюстрация из книги Доон Джекобсон. Китайский стиль. М. 2004.

С развитием фарфорового производства в Мейсене, уже превосходившего китайские образцы, Екатерина II заказывает там специальную серию фарфоровых скульптур, посвященных победам русского оружия в Чесменском сражении и славе России, как морской державы. Антонио Ринальди создает уникальный Фарфоровый кабинет в Павильоне Катальной горки в Ораниенбауме, где игривые обезьянки, украшающие консоли под фарфором, лишь слегка отсылают нас к стилистике «шинаузри».

Убранство Фарфорового кабинета Павильона Катальной горки в Ораниенбауме. Фотография А.Новикова. 2023
Убранство Фарфорового кабинета Павильона Катальной горки в Ораниенбауме. Фотография А.Новикова. 2023

Тут нельзя не вспомнить и Японский дворец в Дрездене, значительную часть внутреннего и внешнего убранства которого при Августе Сильном, составляли большие фарфоровые скульптуры, часть из которых ныне выставлена в Цвингере. Декорированный по проекту Пёппельмана почти одновременно со строительством пригородного ансамбля в Пильнице (близ Дрездена), Японский дворец - также, как и Пильниц - один из первых примеров использования восточных мотивов в европейской наружной архитектуре, ибо даже название дворцу подарили пологие «японские кровли» боковых крыльев этого здания.

Реплики фарфорового убранства Японского дворца в Дрездене. Фарфоровое собрание. Цвингер. Дрезден. Фотография А.Новикова. 2018
Реплики фарфорового убранства Японского дворца в Дрездене. Фарфоровое собрание. Цвингер. Дрезден. Фотография А.Новикова. 2018

Со второй половины XVIII века архитектурные пристрастия европейцев существенно меняются. Две почти одновременные тенденции определяют новый художественный язык этого времени. С одной стороны, это обращение к античным корням и палладианству, которое в европейском искусствоведении определяется как неоклассицизм (в России – его называют ранним классицизмом). С другой стороны, популярными становятся романтические изыски в духе европейской готики, черты которой присутствуют в творчестве русских архитекторов - В.И. Баженова, М.Ф.Казакова, В.И.Неелова, Н.А.Львова. Удивительным образом эти столь противоречивые направления в архитектуре находят живейшую подпитку в обращении к ориентальным формам. Глубинное родство европейской готики и ориентального искусства будет понято и осмыслено много позже уже в XIXвеке, но то, что архитекторы этой школы в большинстве своем создали свои «готические» шедевры в Москве и частично в российской провинции, а не в Петербурге уже говорит о многом - московская «кирпичная» архитектура, впрямую связанная с северной итальянской и с византийской традицией была абсолютно органична для Царицыно, Петровского дворца, усадьбы Марфино. Не стоит забывать, что для европейца допетровской эпохи Россия (да и Византия в далеком прошлом) были таким же Востоком, как Турция, Индия и Китай. И «готика» этих архитекторов была какой-то особенной «московской готикой с восточным акцентом». При этом надо помнить, что названные архитекторы прежде всего были мастерами эпохи классицизма. Но о «китайщине» в эпоху раннего классицизма мы поговорим в следующей статье.

Скрипучая  (Китайская) беседка в Царском Селе. Выполнена по проекту Ю.М.Фельтена И.В.Нееловым в 1778-86 годах. Фотография А.Новикова. 2015
Скрипучая (Китайская) беседка в Царском Селе. Выполнена по проекту Ю.М.Фельтена И.В.Нееловым в 1778-86 годах. Фотография А.Новикова. 2015

Жду вас на страницах следующих публикаций. Полный вперед!

Продолжение темы >