Найти в Дзене
Александр Новиков

Эволюция ориентальных стилей как зеркало развития цивилизации. От классицизма к XX веку

Китайская деревня в Царском Селе под Петербургом. Архитектор Чарльз Камерон. 1770-е годы. Фотография А.Новикова. 2019
Китайская деревня в Царском Селе под Петербургом. Архитектор Чарльз Камерон. 1770-е годы. Фотография А.Новикова. 2019

В предыдущей статье см.> мы, по возможности, разобрались с историей рождения в середине XVII века, а также эволюции стиля «chinoiserie» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве до появления нового стиля - раннего классицизма в середине XVIII века. Эпоха расцвета «китайщины» в европейском и русском искусстве не закончилась с изменениями стилистических пристрастий архитекторов и заказчиком второй половины XVIII века. С этого времени страсть ко всему восточному приобретает все новые черты, создаются грандиозные ансамбли по всей Европе, расширяются стилистические границы – никого не удивляют уже турецкие, индийские, египетские мотивы в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Особенным этапом в развитии направления, связанным с увлечением как палладианством, так и прежде всего английской готикой следует отметить появления в шестидесятые годы восемнадцатого века англо-китайских садов и парков. В парках этой поры среди «античных» развалин и скульптуры, «египетских» обелисков и готических часовен непременным атрибутом становятся «китайские» беседки и павильоны.

Наиболее значительными сооружениями этой эпохи следует принять Китайский чайный домик Иоганна Фридриха Бюринга в парке Сан-Суси в Потсдаме и целые китайские деревни: в шведском Дротнингхольме близ Стокгольма, и, наконец, наши ораниенбаумские и царскосельские ансамбли.

Китайский павильон в Дротнингхольме близ Стокгольма. 1763-1769. Фотография А.Новикова. 2012
Китайский павильон в Дротнингхольме близ Стокгольма. 1763-1769. Фотография А.Новикова. 2012

И если китайские беседки и домики Собственной дачи Екатерины II известны нам только по документам и зарисовкам того времени, то постройки в китайском стиле Царского Села – знаменитая Китайская деревня, мостики, «капризы», Скрипучая беседка в целом хорошо сохранились и составляет один из самых органичных и блестящих архитектурных ансамблей стиля «шинуазри» эпохи раннего классицизма в мире.

Большой каприз в Царском Селе под Петербургом. Архитектор В. И. Неелов, инженер и архитектор И. Герард. 1770–1774 годы. Фотография А.Новикова. 2015
Большой каприз в Царском Селе под Петербургом. Архитектор В. И. Неелов, инженер и архитектор И. Герард. 1770–1774 годы. Фотография А.Новикова. 2015

Относительно Собственной дачи в Ораниенбауме хотелось бы упомянуть интереснейшую гипотезу в прошлом сотрудницы Государственного музея истории Санкт-Петербурга Ирины Анатольевны Костаревой, с которой я дружил долгие годы, и которая уже много лет живет во Франции, о возможном использовании архитектором Антонио Ринальди при проектировании дачи Екатерины II планов ансамбля Закрытого города в Пекине, уже широко известных к тому времени в Европе. Действительно сравнение этих планов впечатляет. Удивительно, но архитекторы этого времени были достаточно неплохо информированы о подлинной архитектуре Китая, несмотря на существенную закрытость этой страны для окружающего мира.

Одними из первых в вопросах изучения "китайского мира" продвинулись, и это мало известно в России, португальцы - бесстрашные мореплаватели и торговцы, создавшие первые европейские крепости-колонии на побережье Африки, в Индии и на Цейлоне, а также в Китае. Впервые высадившиеся на побережье Китая в 1513 году, изгнанные в 1521 году, но вернувшиеся - они основали здесь процветающую торговую факторию Макао в 1553.

Интересно что в великолепной и, к сожалению, мало известной в России, библиотеке королевского дворца Мафра в Португалии, заведующая библиотекой дворца Тереза Амараль (Teresa Amaral) показывала нам изданную в 1642 году «Грамматику китайского языка» на португальском языке, которая демонстрирует глубочайшее знание китайского языка и китайской иероглифики (а автор учил японский язык, основу которого составляет китайская иероглифика и знает о чем пишет). Библиотека хранит тысячи книг по истории, культуре и географии Востока, в том числе там нам показали подробные карты Московии и Тартарии шестнадцатого и семнадцатого веков.

Одними из первых европейцев, познакомившихся с технологиями работы по керамике кобальтовыми красками у китайцев, португальцы сумели на этих знаниях сформировать оригинальную самобытную культуру в использовании расписных глиняных плиток - азулежу, которая стала одним из главных символов страны.

Значение португальских первопроходцев в эволюции мирового художественного развития, на мой взгляд, недостаточно оценено русским искусствоведением. Вероятно, это связано с редкими путешествиями специалистов XIX - XX веков в Португалию и ее бывшие вотчины в мире и , как следствие, недостаточными знаниями вопроса.

Значение стиля азулежу в архитектуре невозможно недооценивать - в значительной степени в подражании этому стилю (правда часто без набора цельных композиций в декоре) шло развитие мануфактуры в Дельфте в Голландии. Голландские мастера уже в XVIII веке распространили моду на кобальтовые плитку по всему миру.

Декор отделки зала Купальни в Нимфенбурге. Мюнхен. Фотография А.Новикова.  2008
Декор отделки зала Купальни в Нимфенбурге. Мюнхен. Фотография А.Новикова. 2008

Удивительно, но архитекторы середины XVIII века были достаточно неплохо информированы о подлинной архитектуре и культуре Китая, несмотря на существенную закрытость этой страны для окружающего мира. Очевидно, что именно так появляются знаменитые «китайские» башни, являющиеся авторскими репликами Нанкинской фарфоровой башни: созданная Уильямом Чеймберсом в 1762 году пагода в Кью Гарденс под Лондоном, пагода герцога Шуазеля, спроектированная архитектором Луи-Дени Ле Камю в 1775 году близ Амбуаза в Тюрени во Франции и баварская деревянная (а ныне воссозданная) Китайская башня в Английском парке Мюнхена, построенная между 1789 и 1790 годами архитектором Йоханом Баптистом Лехнером по проекту Йозефа Фрея.

Китайская башня, созданная Уильямом Чеймберсом  в Королевских садах в Лондоне. Фотография А.Новикова. 2011
Китайская башня, созданная Уильямом Чеймберсом в Королевских садах в Лондоне. Фотография А.Новикова. 2011

Англо-китайские сады восемнадцатого века были настоящим наглядным пособием по географии и истории Земли. За одну прогулку по такому саду посетитель мог побывать в Древнем Египте и Древней Греции, в императорском Риме, зайти в турецкую беседку, индийский храм и китайскую пагоду. Сады были собраниями богатейших ботанических коллекций редких растений со всего мира, как например огромный сад Принца в Аранхуэсе в Испании, знаменитого своими «китайскими» беседками (в дальнейшем ставший ботаническим садом).

Античный храм и Китайская беседка в саду Принца в Аранхуэсе близ Мадрида. Фотография А.Новикова. 2018
Античный храм и Китайская беседка в саду Принца в Аранхуэсе близ Мадрида. Фотография А.Новикова. 2018

В парковых павильонах можно было увидеть собрания акварелей, изображающие редкие растения или ознакомиться с подлинными гербариями. Часто рядом с павильонами соседствовали птичники и зверинцы (парк Шёнбрюнна в Вене).

Примерами подобных садов, доступных для «приличной» публики, являются парк Монсо, часть бывшего владения Филиппа Орлеанского (1747—1793) или парк Багатель (1775) на территории Булонского леса в Париже, где мы также встречаем постройки в стиле «шинуазри».

Китайская беседка в парке Багатель в Булонском лесу в Париже. 1775. Фотография А.Новикова. 2013
Китайская беседка в парке Багатель в Булонском лесу в Париже. 1775. Фотография А.Новикова. 2013

Отдельно стоит сказать об интерьерах этого времени. Мы наблюдаем совершенно блестящее развитие стиля прежде всего в России: Китайские кабинеты Большего Петергофского дворца, Китайский зал Зубовского корпуса Царскосельского дворца, Китайская галерея в Арсенальном каре Гатчинского дворца – настоящие шедевры архитектуры.

В самом конце XVIII и начале XIX столетий Европа отнюдь не прощается с «китайщиной». Напротив, наиболее яркие и экстравагантные ансамбли этого стиля появляются сначала на Сицилии в Палермо и чуть позднее в Британии. В русской литературе почему-то принято называть виллой Фаворита дворец Palazzina Cinese в окрестностях Палермо, что является заблуждением, ибо обширная лесопарковая зона Фаворита под горой Пеллегрино включает в себя очень много вилл, построек и старинных королевских охотничьих угодий, а Китайская палаццина с уникальным небольшим садом и «китайскими» же хозяйственными павильонами есть только малая часть этого района и настоящая жемчужина всей Сицилии. Дворец снаружи и внутри является ярким примером «chinoiserie» периода развитого классицизма и был построен Джузеппе Венанцио Марвулья в 1799 году по заказу Фердинанда III Сицилийского. Небольшие залы этой виллы, выполненные в восточной стилистике, соседствуют с античными и готическими мотивами в отделке ряда жилых комнат второго и третьего этажей.

Не менее оригинален Королевский павильон в Брайтоне (Англия) полностью перестроенный в 1815—1822 годах архитектором Джоном Нэшем в «индо-сарацинском стиле», где индо-мавританские фасады дворца соседствуют с интерьерами в стиле «шинуазри». В целом новое время гораздо свободнее обращается к различным ориентальным стилям, часто допуская их смешение в одной постройке, что характерно уже для наступающего историзма и эклектики в архитектуре.

Королевский павильон в Брайтоне. Фотография А.Новикова. 2013
Королевский павильон в Брайтоне. Фотография А.Новикова. 2013

С середины XIX века новая эпоха диктует внедрение современных технологий, новаторские архитектурные задачи и правила строительства. Применение металла в конструкциях приводит к существенному облегчению построек. В англо-китайских садах Кью Гарденс, Шёнбрунна, Лондона появляются огромные застекленные оранжереи.

Пальмовый Павильон в Шёнбрунне. Вена. Фотография А.Новикова. 2014
Пальмовый Павильон в Шёнбрунне. Вена. Фотография А.Новикова. 2014

Место небольших зверинцев занимают новые обширные зоопарки, при их строительстве широко используются ориентальные архитектурные мотивы, соответствующие уникальным коллекциям животного мира.

Китайские ворота в Берлинском зоопарке в районе Тиргартен. Фотография А.Новикова. 2019
Китайские ворота в Берлинском зоопарке в районе Тиргартен. Фотография А.Новикова. 2019

Наиболее яркими примерами таких построек являются старейший Венский и Берлинский зоопарки, а также печально знаменитый своими павильонами с людьми Брюссельский зоопарк и как это не странно, старый конца XIX века (теперь Экопарк), зоопарк в Буэнос-Айресе - да, да - в XIX веке увлечение ориенталистикой смело перешагивает через океан!

Пагода-птичник в старом зоопарке в Буэнос-Айресе. Фотография А.Новикова. 2014
Пагода-птичник в старом зоопарке в Буэнос-Айресе. Фотография А.Новикова. 2014

Уместно тут вспомнить цитату из книги Джеральда Даррелла: "Зоопарки придумали не сегодня. Вероятно, впервые они появились у китайцев. Один из таких зоопарков, о котором нам известно из древних хроник, был построен китайским императором почти тысячу лет назад и носил на редкость точное название — «Сад разума», — ведь если не лениться пользоваться своей любознательностью, то в зоопарке можно многое узнать."

Промышленные выставки, повсеместно организуемые со второй половины XIX века активно используют ориенталистику в проектировании выставочных павильонов. Китайские мотивы появляются на фасадах магазинов, торгующих экзотикой. Внедряются первые здания промышленного дизайна, часто использующие восточные формы, как например при строительстве Йенице (нем. Yenidze) — это бывшая табачная фабрика, одна из достопримечательностей Дрездена, возведённая в 1909 году и напоминающая мечеть.

Йенице. Дрезден. Фотография А.Новикова. 2018
Йенице. Дрезден. Фотография А.Новикова. 2018

Широкое распространение получил также так называемый «колониальный стиль», практикуемый европейскими архитекторами в Британии и особенно в Индии, Индокитае и даже в Африке, когда внешние «нативные» восточные формы широко применялись при декорировании современных с инженерной точки зрения построек.

Архитектурный историзм еще как минимум дважды в начале и в конце XIX – начале XX века обращается к наследию стилей барокко и рококо. Реплики второго рококо в его ориентальных формах можно увидеть в грандиозном Линдерхофе, построенном для короля Людвига II Баварского. Это восточные Мавританский киоск и Марокканский дом, хотя больше всего в Линдерхофе впечатляют конечно рокайльные залы и великолепные коллекции главного замка.

Мавританский киоск в Линдергофе. Бавария. Фотография А.Новикова.  2009
Мавританский киоск в Линдергофе. Бавария. Фотография А.Новикова. 2009

Одним из интереснейших памятников итальянской «шинузерии» является уникальный садово-парковый ансамбль виллы Дураццо-Паллавичини в местечке Пельи в окрестностях Генуи. Парк был создан между 1840 и 1846 годами по проекту архитектора Микеле Канцио по заказу маркиза Игнацио Алессандро Паллавичини. Мне посчастливилось быть здесь дважды в 2013 и 2017 годах, причем парк показывала нам автор проекта реставрации и нескольких книг об ансамбле Сильвана Гигино (Silvana Ghigino). Парк спроектирован по принципу театральной постановки (создатель парка, кстати, был театральным художником), повествующей о земной жизни человеческой души в итоге попадающей в Рай, где она посещает сначала Римский храм, затем Китайскую беседку с качелью и мостами, Турецкий павильон, лицезреет Египетский обелиск и уходит навсегда в сады Флоры.

Восточные темы в архитектуре России имеют свои особенности, и достаточно серьезные. Россия сама более чем наполовину состоит из Востока. Завоевание Крыма в XVIII веке и многочисленные кавказские баталии, сибирские, монгольские, среднеазиатские, маньчжурские военные и научные экспедиции вызывали естественный интерес общества, а новоприобретенные территории вливались вместе с новым населением в культуру и историю страны. В крымских и кавказских, курортных по климату, областях страны строились современные архитектурные ансамбли в привычной для местного населения стилистике. Но одним из самых ярких памятников этой эпохи является здание Турецкой Бани на Большой пруду в Царском Селе под Петербургом, воздвигнутой по проекту Ипполита Монигетти к 1850-1853 годах.

Турецкая баня, Чесменская колонна, Адмиралтейство и Зал на острову  на Большом пруде Царского Села в Санкт-Петербурге.  Фотография А.Новикова. 2015
Турецкая баня, Чесменская колонна, Адмиралтейство и Зал на острову на Большом пруде Царского Села в Санкт-Петербурге. Фотография А.Новикова. 2015

Но вернемся в Португалию. В небольшом пригороде Лиссабона примерно в часе езды от столицы в горной местности расположен небольшой городок Синтра, который местная знать с древности выбрала как место для своих загородных дворцов и вилл. И двух дней не хватит, чтобы обойти все имеющиеся здесь достопримечательности, замки, крепости и роскошные сады.

Синтра. Португалия. Фотография А.Новикова. 2018
Синтра. Португалия. Фотография А.Новикова. 2018

Над Синтрой высится один из самых интересных памятников архитектуры Португалии – дворец Пена, построенный на скале в 1840-1885 годах для королевской семьи в качестве летней королевской резиденции. Две равновеликие темы управляют стилистикой зданий и сооружений всего дворцового комплекса – португальская готика, а также созвучный ей стиль португальского Ренессанса мануэлино и восточные мотивы, в которых также читается история этой страны в период арабского завоевания.

Интересно, что замок Синтра вдохновил в 1890-х годах русского миллионера Арсения Морозова на строительство особняка в той же стилистике, до сих пор украшающего Москву на Воздвиженке.

В 1856 году одну из больших заброшенных усадеб в Синтре приобрел английский текстильный промышленник Френсис Кук. С 1858 по 1884 он и его семья обустраивает усадьбу, тщательно ухаживая за экзотическим парком и создают уникальный архитектурный шедевр – Монсеррат – дворец с сочетаниям готических, мавританских, арабских и индийских мотивов в отделке при впечатляющим внешнем облике.

Одной из самых последних дворцовых построек стиля «chinoiserie» уже начала XX века (1910-1913 года) можно увидеть в Бельгии в окрестностях Брюсселя в главной королевской резиденции Лакен. Но об этом ансамбле и развитии ориентализма в архитектуре в XX веке мы поговорим уже в следующей моей статье.

Жду вас на страницах следующих публикаций. Полный вперед!

Продолжение темы >