Найти в Дзене
ПОНЯТНАЯ ТЫ

Ретт Батлер. Фильм "Унесённые ветром". Психологический обзор. Разбор и мнение психолога.

<>
<>

Умный, наглый, парадоксальный, взаимоисключающий персонаж вызывает у нас целую гамму чувств, не давая относиться к нему ни приторно хорошо, ни агрессивно плохо.

Южанин страдает от ТРАВМЫ ОТВЕРЖЕНИЯ - в собственной семье он стал аутсайдером, и сей факт сделал его условно нерукопожатным и среди обычного социума.

Внешне отстранённый Ретт очень чувствительно отслеживает ситуации, происходящие между другими людьми. 

Совершенно убеждена, что родители героя всегда были холодными по отношению к сыну людьми, и эта травма сформировалась в глубоком детстве. 

<>
<>

Какие последствия такой "отверженности"?

1) ОТСУТСТВИЕ ДОВЕРИЯ К МИРУ.

Маразматичная мозаика реальности того времени действительно не вызывала чувства безопасности, однако Ретт экстраполировал это на всех задолго до подобных событий.

Он человек-особнячок: самодостаточный, закрытый, осторожный.

А начало гражданской и вовсе подорвало спокойствие его бдительной персоны, хоть мужчина этого и не показывал.

<>
<>

На войне первой жертвой становится правда. Сложно понять, какая информация ложная, какая - нет. Кто из двух сторон врёт или, может, сразу обе... 

В связи с хронической подозрительностью, наш симпатяга не верил ни тем, ни другим.

Северянам за то, что чужаки и враги; южанам - за то, что живут в мире нарциссических иллюзий собственного превосходства, что вообще не согласуется с действительностью.

Чтобы почувствовать себя в надёжности и минимизировать недоверие, Ретт с ранних лет ушел в гиперкомпенсацию - сильно разбогател. 

<>
<>

Деликатный, хитрый, предприимчивый, красноречивый, находчивый Батлер с лёгкостью устанавливал нужные связи для увеличения капитала.

Он рос именно в сопротивлении, в тяжёлых условиях и потому обрёл огромный опыт вместе с внутренней силой.

Ведь в капиталистическом мире деньги - действительно основа безопасности и защищённости.  

Однако более доверчивым и расслабленным американец от этого не стал.

<>
<>

2) КОНТРЗАВИСИМОСТЬ.

Холостой статус мужчины обусловлен страхом близости. 

Из-за отвержения отцом и матерью, Ретт не хочет ни к кому привязываться и от кого-то эмоционально зависеть. 

Поэтому при тесном общении с дамами, долго остался при своих голых интересах.

Контрзависимость - это избегающий тип привязанности. 

<>
<>

Даже то, что капитан ушел от Скарлетт, обусловлено, в том числе, и этой особенностью.

Поэтому у американца нет друзей и даже каких-то приятелей. Он личность без прошлого.

Единственный близкий для него человек - куртизанка. Была выбрана богачем не просто так. 

На фоне такой дамы уроженец Чарльстона чувствовал себя чуть более полноценно.

<>
<>

Женщина ночи не осуждала и не обесценивала, что бы миллионер ей не сказал.

Бессознательно леди являлась для капитана мудрой и любящей мамой, которой у него не было.

Батлер мог прийти к жрице любви в любом настроении и точно знать: меня не отвергнут, тут я свой.

Но даже женщина с низким нравственным обликом осуждала Скарлетт, чем ещё больше подливала масло в огонь ярости своего "сыночка".

<>
<>

Корректируется такая "избегающая" настройка с огромным трудом. 

Такая личность даже, если вступает в брак, ведёт себя отстранено и осторожно.

То есть там нет места теплым разговорам. Голубоглазый мажор даже никогда не рассказывал жене о своем детстве или родителях...

Как говорится: ритуальные пляски и бубны второго партнёра ни на что не повлияют и не заставят человека раскрыться. 

<>
<>

3) НЕПОНИМАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ. 

В те времена все считали, что семья - это высшая ценность и нужно стремиться к ее созданию.

На самом деле, так считал и Батлер, просто отрицал это. 

Персонаж притягивал за уши разные аргументы, лишь бы не жениться. 

Брюнет боялся, что его не примут таким, какой он есть.  

<>
<>

4) ОЩУЩЕНИЕ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.

Когда индивида отвергают, он бессознательно ищет причину в себе. Особенно ребенок.

Мол, если от меня отвернулись, значит, со мной что-то не так. Я какой-то неправильный.

В связи с этим формируется низкая самооценка, которую капитан старательно маскирует.

А, когда понял, что мисс О'Хара предпочитает ему мистера Уилкса, почувствовал себя ещё более неполноценным, чем в доме отца и матери.

<>
<>

5) ЧУВСТВО СТЫДА.

Это ведущая эмоция такого человека. Ему стыдно буквально за все. 

Ретт даже на войну в итоге пошел лишь потому, что Скарлетт, сама того не желая, его якобы упрекнула. 

Американцу стыдно за то, что супруга не хочет делить с ним ложе; стыдно за то, что у любимой случился выкидыш; стыдно за то, что "думающая об этом завтра" всё ещё хранит фото Эшли...

Его очень легко пристыдить, а поскольку стыд - очень труднопереносимое чувство, Батлер начинает агрессировать.

<>
<>

Учитывая, что статный красавец долго не связывал себя брачными узами, у него возможно КОМПЛЕКС ОРЕСТА.

Предполагается, что он сформировался в результате влюбленности мальчика сначала в мать и бессознательном восприятии отца как конкурента, а после это резко переросло в фанатичное восхищение батей, что сделало родительницу, по мнению сына, виновной в его отрицательных эмоциях к папе. 

В итоге комплекс переходит в фазу ненависти к отцу либо гораздо чаще к ненависти к матери, а также ко всем представительницам прекрасного пола.

Почему же данный феномен называется именно так?

<>
<>

Агамемнон - древнегреческий царь, полководец и родитель Ореста, вынужденный вместе со своей армией уйти на войну. 

Его супруга - царица Клитеместра и матерь Ореста, во время отсутствия мужа, изменяла ему с другим мужчиной - Эгистом. 

А после возвращения Агамемнона с военного похода любовники убили царя.   

Орест решил отомстить за смерть и предательство родителя. 

<>
<>

Парень пропитался неконтролируемой ненавистью к Клитеместре за ее чудовищные и омерзительные поступки. 

Именно поэтому данный комплекс демонстрирует ненависть сына к маме, поскольку она предпочла другого мужчину и растоптала отца. 

Полагаю, в отношении знойного капитана - это не в полной мере так. 

Однако, мне думается, что Скарлетт характером напоминала родительницу Ретта - властную, фигуристую, алчную, бесчувственную женщину. 

<>
<>

То есть, получается, матерь спокойно отнеслась к изгнанию собственного сына, поддержав семейную травлю в его сторону.

Колкость и грубоватость героя связаны с камуфляжем неуверенности в себе.

Причина конфликтов четы Батлеров в том, что муж хотел от жены того, что она не может дать. 

Вы же не будете требовать от бабушки стать космонавтом. 

<>
<>

Брюнет искал не эмоциональной близости, а именно телесной, но хозяйка Тары не давала ему ни первого, ни второго.

Ведь у независимой и продуманной мисс О'Хара КОМПЛЕКС ДАФНЫ.

В легендах древней Греции упоминается нимфа - Дафна. 

Она демонстрирует женственность и недоступность. 

<>
<>

Подобные дамы пренебрегают мужчинами и бессознательно ратуют за отсутствие отношений с ними.

В общем и целом, Скарлетт этого от него и не скрывала с самого начала.

Однако Ретт считал, что леди просто попадались не те мужчины, и с ним все будет иначе.

Кроме того, видя материальную ориентированность черной вдовы, капитан был уверен, что сможет купить ее интимную благосклонность, однако просчитался.

<>
<>

Иными словами, мужчина злился на южанку за следующие ее характеристики:

~ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДЕНЕГ.

Ради них главная героиня откажется от кого угодно и как угодно. 

Мадам даже с лесопилкой категорически отказывалась расставаться, не смотря на то, что в ней уже не было нужды.

- Есть планы на выходных?

- Выходных нет в планах.

<>
<>

~ ФРИГИДНОСТЬ.

Ретт считал, что Скарлетт равнодушна к постельной жизни и думал, что так она унижает его достоинство.

Очевидно, брюнетку там просто многое не устраивало, но разговаривать об этом бизнесвумен не хотела.  

Между супругами нет вообще никакой коммуникации, они не знают друг друга.

И самое главное - даже не стремятся узнать, кидаясь взаимными обвинениями и топя боль в алкоголе.

<>
<>

~ ЭГОЦЕНТРИЗМ. 

Мисс О'Хара мало, что в этой жизни делает без корысти, чего никогда, собственно, и не отрицала.

На фоне всего этого негативного разнообразия сквозная рана Батлера невозвратно воспалилась - он понял, что ЛЮБИМАЯ СУПРУГА ТОЖЕ ЕГО НЕ ПРИНИМАЕТ.

То есть старая рана начала кровоточить ещё сильнее, и это уже было не остановить.

Капитан загрустил, разочаровался, разозлился и даже возненавидел некогда любимую женщину.

<>
<>

А ведь южанин выбрал зеленоглазую брюнетку потому, что видел в ней себя - такую же уязвленную, циничную, стыдливую, недоверчивую, но энергичную натуру. 

То есть персонаж считал, что мисс О'Хара априори его поймет и не отвергнет. Но оказалось, что это не так. 

Поэтому страстный олигарх был так привязан к мисс Уилкс - гуманная благодетельница, подобно его подруге из дома терпимости, принимала, поддерживала, оправдывала и выслушивала страдальца.

Однако при этом Батлер никогда бы не выбрал девушку такого характера и внешнего типажа - его привлекают яркие, дерзкие, энергичные, самовлюблённые барышни - жёсткие реалистки.

<>
<>

А ещё герой часто в мыслях сравнивал себя с Эшли, считая того трусом и манипулятором.

Однако от этого все равно не становилось легче, ведь это не отменяет того, что его опять отвергли.

В связи с этим осознанием, а также гибелью Бони и уходом в вечность его личного психолога - Мелани, Ретта настиг ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС. 

Наступает в плюс-минус сорок лет, но на самом деле у всех по-разному. 

<>
<>

У некоторых случается и в двадцать пять, у других - в пятьдесят. 

Почему он наступает? Из-за ощущения отсутствия результата.  

Вроде бы всю жизнь что-то делал, старался, рвал одно место, а, сейчас, оглядываясь назад, ловишь ощущение, что ничего толком не поменялось.

"Ничего не сделано, даже если сделано очень много" – про то, что персона не реализовала возможности на пользу другим людям или наоборот делала это только для своего окружения, но не для себя. 

<>
<>

Баланс "брать-отдавать" нарушен и привел к дисгармонии. 

В итоге Ретт из трёх реакций реагирования на стресс - бей, беги или замри, выбирает вторую и уходит. 

ОН БЕЖИТ НЕ К СЕБЕ, А ОТ СЕБЯ.

Но, как говорится: успех приходит из правильно принятого решения. Правильное решение приходит из опыта. А опыт приходит из НЕПРАВИЛЬНО принятого решения.

PS: Друзья, приглашаю Вас в мой телеграмм-канал, где можно записаться ко мне на прием, а также, где мы будем без цензуры разбирать персонажей сериалов.

<>
<>

НОРТЕРГЕНСКОЕ АББАТСТВО. РАЗБОР ФИЛЬМА 2007 ГОДА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ПОЧЕМУ Я СЧИТАЮ РАЛЬФА ЖЕ БРИКАССАРА ПДФ-ОМ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

РАФАЭЛА АЛЬКАСАР - МАТЬ БАБИ. ТРИ МЕТРА НАД УРОВНЕМ НЕБА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЭГГИ КЛИРИ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

СРАВНЕНИЕ СКАРЛЕТТ О'ХАРА И ХЮРРЕМ-СУЛТАН - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

СРАВНЕНИЕ СКАРЛЕТТ О'ХАРА И МЭГГИ КЛИРИ. УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ И ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СКАРЛЕТТ О'ХАРА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

СРАВНЕНИЕ СКАРЛЕТТ И МЕЛАНИ. УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ. РАЗБОР ЭКРАНИЗАЦИИ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ. РАЗБОР ФИЛЬМА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

МЭГГИ КЛИРИ. ФИЛЬМ "ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ" - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ