№13/2025. Про ЦАПы без поддержки DSD, «щелчки» в цифровых фонограммах и о возможностях, которыми нужно пользоваться.
Всем привет!
Давно мы не обращались к теме программного обеспечения (софта) для аудио. Но когда затрагивали её ранее, рассматривали лишь в контексте проверки качества носителей и фонограмм (наиболее подробный обзор выходил и вовсе два года назад). А такие вопросы, как, например, конвертация из одного формата в другой, оставались за кадром.
Пора заполнить этот пробел, тем более и повод для этого имеется. В этом году мы уже обсуждали аудио в формате DSD [Direct Stream Digital; FAQ] — в выпуске про цифровые транспорты, а также в третьей части обзора цифро-аналогового преобразователя (ЦАПа) Audio-GD R-8 mk2.
Формат, изначально разработанный для архивирования фонограмм на студиях, ещё в начале 2000-х гг. вошёл в бытовой обиход — в виде аудионосителя SACD [Super Audio CD; FAQ], а затем начал использоваться непосредственно для звукозаписи [пример].
Сегодня — разберём особенности конвертирования DSD в наиболее распространённый PCM [Pulse-code modulation; FAQ]. Заодно ответим на вопрос, зачем вообще эти манипуляции.
Ну, а прежде чем перейти дальше, хочу пригласить читателей на Четвёртую ежегодную выставку HI-FI & HIGH END SHOW Урал, которая будет проходить в Екатеринбурге 31 мая и 1 июня 2025 года. Комьюнити druzhinin audio традиционно выступает медиапартнёром мероприятия. Посещение бесплатное, нужно лишь зарегистрироваться.
Зачем DSD конвертировать в PCM
Во-первых, на руках у аудио-любителей остаётся достаточное количество ЦАПов без поддержки DSD. Это как винтажные мультибиты, так и некоторые современные устройства, собранные на старых чипах.
С одной стороны, ничего страшного — подавляющее большинство музыкального материала распространяется в PCM. С другой, встречаются релизы, изданные только в DSD — на дисках SACD (формат DSD64), или в виде файлов .dsf на специализированных сайтах (форматы DSD128, DSD256 и выше). Разумеется, имеются ввиду легальные фонограммы, а не разные там любительские оцифровки винила.
Во-вторых, воспроизведение DSD из файлов неизбежно сопровождается артефактами при переходе между треками — «щелчками» или «кликами». Неважно, слушаете вы образ SACD-диска, найденный на торрентах, или скачанную с HDtracks легальную копию. И также неважно, какими цифровыми источниками и ЦАПами вы пользуетесь — «щелчки» будут везде. Где-то более выраженные, где-то менее, где-то почти незаметные на слух… Просто погуглите, и масштабы дискуссии на этот счёт станут ясны (чего не скажешь о причинах появления данных артефактов).
Меня, например, «щелчки» не особенно напрягают. Однако, я всегда придерживаюсь правила: если есть возможность сделать прослушивание ещё чуть более комфортным, то лучше ею воспользоваться (почти цитата по к/ф «Карты, деньги, два ствола»).
Софт и параметры конвертирования
Требования, которые я ставил при выборе программного обеспечения, предельно просты. Во-первых, полученная конверсия в PCM не должна иметь отличий от исходного DSD. И, во-вторых, интерфейс программы должен быть максимально юзерфрендли — без сложных настроек и управления через командную строку.
В финальную выборку попали: TASCAM Hi-Res Editor и XLD, обе программы под MacOS. С помощью первой удобнее работать с группами файлов, с помощью второй — с образами SACD.
Опытным путём были определены приоритетные параметры конвертирования:
SACD (DSD64) —> PCM 24 bit 176,4 kHz *
DSD128 —> PCM 24 bit 176,4 kHz
DSD256 ** —> PCM 24 bit 352,8 kHz
(*) Наилучшее звучание исходных DSD64 показали конверсии в PCM 24 bit 176,4 kHz. Логично было бы снизить частоту дискретизации вдвое, до 88,2 kHz. Но при снижении частоты дискретизации теряется «воздух» и объем, подсушиваются высокие частоты — а мне, напомню, нужен полный эквивалент исходного DSD, без даунгрейдов.
(**) Обе программы работают максимум с DSD256. Этого на данный момент достаточно: фонограммы, которые я встречал в DSD512 и DSD1024, были получены путём конверсии из тех же DSD128 или DSD256 — для тестирования ЦАПов, поддерживающих такие параметры.
TASCAM Hi-Res Editor
Программа работает только с файлами .dsf, образы SACD не поддерживаются.
Алгоритм действий рассмотрим пошагово — на примере конвертации трека из альбома Feenbrothers «Play Dave Brubeck» (2018) [обзор]:
На выходе получаем файл .wav, помещённый в исходную папку.
XLD
Программа поддерживает и файлы .dsf, и образы SACD.
Для получения наилучшего результата при «распаковке» SACD следует выбрать параметр «16:1 Decimation».
Алгоритм действий рассмотрим также пошагово — на примере конвертации альбома Michael Jackson «Thriller» (1982/re2022) [обзор]:
На выходе получаем звуковой файл (.wav) и файл с оглавлением (.cue), помещённые в исходную папку.
Софт под Windows
Ранее у меня был опыт использования программы KORG Audio Gate под ОС Windows. С точки зрения интерфейса и качества конверсий — в принципе, паритет с софтом под MacOS, который использую сейчас.
Откровенно плохой результат на ОС Windows был получен при конвертации плеером foobar2000 с плагином Foo_input_sacd — такой вариант точно не порекомендую.
«Пополняш» недели
Vol. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 <— этот выпуск
Уже больше года назад вывел эту рубрику в Telegram-канал (подпишитесь, если ещё не). Но на этой неделе произошло весьма существенное пополнение коллекции Nirvana, поэтому решил в качестве исключения рассказать об этом и в Дзене тоже.
Nirvana «Sheep» (2015)
Bootleg LP, UK
Черновая версия альбома «Nevermind», записанная группой Nirvana в апреле 1990 года (то есть ровно 35 лет назад!) и планировавшаяся к реализации под тайтлом «Sheep» (а также некоторые другие студийные сессии 1989-90 гг.).
Записав восемь композиций, работа была остановлена из-за накопившихся разногласий с рекорд-лейблом Sub Pop, который перманентно пребывал в предбанкротном состоянии. Ленту использовали в качестве демонстрационной записи на переговорах с более крупными звукозаписывающими компаниями.
Контракт был подписан с DGC Records, а в сентябре 1991-го вышел «Nevermind»... Подробно историю записи и вариативность изданий альбома мы разбирали в ЭТОМ выпуске. Ознакомьтесь, если пропустили.
«Heaven And Hell Volume One: A Tribute To The Velvet Underground» (1990)
1-st CD-press, Various Artists (Compilation), Austria
Редчайший первый CD-пресс сборника каверов на The Velvet Underground, выпущенный небольшим рекорд-лейборм и к тому же мизерным тиражом в Европе в конце лета 1990 году. До супер-популярности Nirvana остаётся ровно год, на этой компиляции она — одна из череды других независимых альтернативных групп США и Британии.
О неальбомных треках Nirvana мы говорили в ЭТОМ выпуске.
Nirvana «MTV Unplugged In New York» (1994)
1-st CD-press, Disctronics S Pressing, UK
Первый CD-пресс последнего посмертного альбома Kurt Cobain и сотоварищей печатался в Европе на двух заводах — на немецком Sonopress и на британском Disctronics S. Вариант первопресса на Sonopress у меня уже был, теперь есть и британский.
У данного экземпляра ещё одна особенность — заводской брак полиграфии (неправильно разрезан буклет). Коллекционирование — оно такое... странное и нерациональное 😊
***
Всем хорошего звука!
Медиапроекты druzhinin audio: сайт | Дзен | Telegram | рекорд-лейбл Lost Tapes